дело № 12-8/2022
Р Е Ш Е Н И Е
13 января 2022 г. г. Орск
Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Фризен Ю.А.,
при секретаре Рагимовой С.С.,
с участием представителя публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» - Жаврид Марины Владимировны, действующая на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, ведущего специалиста- эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном № Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» и решения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ публичное акционерное общество «Орскнефтеоргсинтез» (далее- ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного № Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 405 000 руб.
Решением заместителя государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ постановление о назначении ПАО «Орскнефтеоргсинтез» административного наказания оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Октябрьский районный суд <адрес> ПАО «Орскнефтеоргсинтез» просит об отмене состоявшегося по делу постановления и решения, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель лица, привлеченного к административной ответственности ПАО «Орсгнефтеоргсинтез» ФИО1 в судебном доводы и требования изложенные в жалобе поддержала, просила ее удовлетворить, дополнив, что ПАО «Орскнетеоргсинтез» ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО2 было привлечено к административной ответственности за правонарушение по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ. Считает, что Общество не может дважды быть привлечено за одно и тоже правонарушение.
Должностное лицо – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО2, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в судебное заседание не явился, предоставил возражения, в которых просил жалобу рассмотреть в их отсутствии одновременно указав, что ПАО «Орскнефтеоргсинтез»допущено загрязнение почвы медью, цинком и нефтепродуктами в районе расположения объекта размещения отходов производства и потребления «земляной амбар для отработанной глины и замазученных грунтов». Наличие загрязненного земельного участка на момент выявления уже достаточно для вывода о событии данного правонарушения и свидетельствует о том, что Обществом, имевшим возможность для соблюдения норм действующего законодательства, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель.
Выслушав, представителя лица, привлеченного к административной ответственности ПАО «Орсгнефтеоргсинтез» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области «охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч,1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с п, 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст. 12 ЗК РФ (цели охраны земель) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статья 42 ЗК РФ (обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков) определяет, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Как установлено в судебном заседании, в период с 14.07.2021 по 04.08.2021 Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства РФ при осуществлении производственной деятельности ПАО «Орскнефтеоргсинтез». В ходе проведенной проверки комиссией установлено, что на балансе предприятия имеется объект размещения отходов – свалка промышленных отходов, предназначенная для размещения отходов III - IV классг опасности. Свалка промышленных отходов расположена в административных границах <адрес> (кадастровый номер земельного участка №. разрешенное использование - для эксплуатации промышленной свалки, категория земель - земли населенных пунктов), в <данные изъяты>.
Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» арендовало в пользование земельный участок под кадастровым номером № на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью № м2. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в договор от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому земельный участок под кадастровым номером № арендован ПАО «Орскнефтеоргсинтез» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь № м2.
В рамках проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ совместно с сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы почвы в зоне влияния объекта размещения отходов производства и потребления, согласно результатам исследований (испытаний) измерений отобранных проб, установлено следующее:
Проба №, расположенная в 300 м в северном направлении от земляного амбара (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №-П):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Фоновые пробы почвы не отбирались, в связи с тем, что порядком мониторинга в зоне влияния объекта размещения отходов ПАО «Орскнефтеоргсинтез» отбор проб не предусмотрен, сравнительный анализ производится на основании установленных гигиенических нормативов.
Согласно СапПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) содержания загрязняющих веществ в почве населённых мест и сельскохозяйственных угодий- определяется в соответствии с таблицей 4.1. В северной части <адрес> преобладают песчаные и супесчаные типы почвы.
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Содержание нефтепродуктов в почве не нормируется, в связи с чем оценка содержания указанного загрязнителя производилась согласно таблице № письма Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой показатели уровня загрязнения земель химическими вещества принимается в следующем виде:
I Элемент, 1 соединение | <данные изъяты> | ||||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||||
принимается удвоенное региональное фоновое содержание элементов в незагрязненной почве. |
Из представленных данных следует, что ПАО «Орскнефтеоргсинтез» оказывает негативное воздействие на почву в зоне возможного влияния объекта размещения отходов производства и потребления.
В пробе почве, отобранной в точке № (450 м южнее объекта размещения отходов производства потребления), по результатам исследований (измерений) выявлено, что на глубине 0-5 см загрязнение почвы нефтепродуктами соотносится с 5 уровнем загрязнения - очень высокий, на глубине 5-20 со 2 уровнем - низкий.
Учитывая изложенное, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО4 и главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, заместителем руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 верно оценены имеющиеся в материалах административного дела доказательства, должностные лица правильно пришли к выводу о том, что у ПАО «Орскнефтеоргсинтез» имелась возможность для соблюдения требований земельного законодательства РФ. С указанными выводами суд соглашается.
Доводы заявителя о том, что установленные в ходе проверки факты о негативном воздействии на почву в зоне возможного влияния объекта размещения отходов производства и потребления не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. <данные изъяты> КоАП суд находит несостоятельными и неподтвержденными письменными материалами дела.
Объектом посягательства правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленные требования стандартов, нормативов. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Объектом правонарушения по ч. <данные изъяты> КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением благоприятной окружающей среды. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного, <данные изъяты> КоАП РФ «Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель».
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии <данные изъяты> КоАП РФ «Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель».
К доводам ПАО «Орскнефтеоргсинтез» о том, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО2 ПАО «Орскнефтеоргсинтез» уже привлечено к административной ответственности за данное правонарушение по <данные изъяты> КоАП РФ и не может дважды быть привлечено за одно и тоже правонарушение суд относится критически.
Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> ФИО2 усматривается, что ПАО «Орскнефтеоргсинтез» привлечено к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № ПАО «Орскнефтеоргсинтез» привлечено к административной ответственности по ч. <данные изъяты> КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Доводы представителя ПАО «Орскнефтеоргсинтез» о том, что в соответствии с представленным суду протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ №.21 образцы проб почвы не превышают допустимые величины по микробиологическим и санитарно-гигиеническим показателям, суд считает несостоятельными, поскольку в рамках проведенной плановой выездной проверки – ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> были отобраны пробы почвы и установлены превышения допустимых показателей.
Суд не может согласиться с доводами представителя ПАО «Орскнефтеоргсинтез» о том, что государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> проба № была отобрана в зоне земельного участка, предназначенного для складирования отходов (промсвалки), поскольку в постановлении государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проба № расположена в 450 метрах в южном направлении от земляного амбара. Доказательств обратного суду не предоставлено. Оснований сомневаться в правильности отбора проб государственным инспектором у суда не имеется.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены либо изменения постановления и решения, жалоба не содержит.
Каких-либо процессуальных нарушений по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. С учетом изложенного, в удовлетворении жалобы необходимо отказать, а обжалуемые постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, ведущего специалиста- эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» и решения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ оставить в силе.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ судья,
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, ведущего специалиста- эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.<данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» и решения заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес>, заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения, а жалобу публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: