ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-22488/2021, № 2-4321/2021
21 декабря 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Ибрагимовой И.Р.,
Фахрисламовой Г.З.,
при секретаре Бикбулатовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акуловой ФИО15, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей Акуловой ФИО16, Амирханян ФИО17, Амирханян ФИО18, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа, возложении обязанности перечислить социальную выплату,
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фахрисламовой Г.З., судебная коллегия
установила:
Акулова А.Р., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она и трое ее детей являются молодой семьей – участником подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан". Указанной молодой семье была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья на территории Республики Башкортостан. Истцом было принято решение о приобретении 1/3 доли квартиры у своего родственника, в связи с тем, что остальные 2/3 доли этой квартиры уже являлись собственностью этой молодой семьи. Сумма социальной выплаты оказалась недостаточной для оплаты стоимости 1/3 доли квартиры, в связи с чем истцу были выплачены материнский капитал и компенсация за земельный участок, которые были перечислены на счет продавца. Однако администрация городского округа город Уфа РБ отказала молодой семье в социальной выплате, мотивируя, что указанная выплата не может быть использована на приобретение жилья у близких родственников, что Порядком не предусмотрено приобретение части жилого помещения, что общая площадь приобретаемого жилья в расчете на каждого члена семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной решением Совета ГО г. Уфа РБ от 08.06.2006 г. № 12/22. Истец считает отказ в перечислении социальной выплаты ее молодой семье незаконным и необоснованным и просит обязать администрацию городского округа город Уфа РБ перечислить социальную выплату ее семье на приобретение 1/3 доли квартиры.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года постановлено:
«удовлетворить исковые требования Акуловой ФИО19, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО1, ФИО2, к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа, возложении обязанности перечислить социальную выплату.
Признать отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2021 г. № 01-05-01909/12 о перечислении социальной выплаты молодой семье Акуловой ФИО20 на приобретение 1/3 доли квартиры по адресу: адрес, незаконным.
Возложить обязанность на ФИО5 городского округа адрес Республики Башкортостан перечислить социальную выплату в размере 1 185 040 руб. 40 коп. (один миллион сто восемьдесят пять тысяч сорок рублей сорок копеек) молодой семье ФИО3 на приобретение 1/3 доли квартиры по адресу: адрес».
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Уфа просит отменить решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на то, что Акулова А.Р. приобрела на средства социальной выплаты в общую долевую собственность 1/3 долю квартиры, что не соответствует условиям и целям Программы «Молодая семья», так как при расчете на каждого члена семьи будет приходиться 5,5 кв.м, что менее учетной нормы, при этом Порядком не предусмотрено, что при приобретении жилья по свидетельству молодой семьи идет учет имеющегося в собственности жилья, как это указано в решении суда. Кроме того имеются признаки фиктивной сделки.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Выслушав представителя администрации городского округа город Уфа Рожину Е.В., представителя администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Минигалиеву Ю.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Акулову А.Р., ее представителя Бабичеву Г.Х., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты семей с детьми.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей" механизмом реализации основного мероприятия является предоставление свидетельства, удостоверяющего право гражданина – участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального и местного бюджетов для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 Федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы".
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686 "Об утверждении государственной программы "Развития строительственного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" (приложение № 10).
Пунктом 8.1 Порядка Распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса РФ, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории Республики Башкортостан.
Молодые семьи – участники мероприятия ведомственной целевой программы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (строительства жилого дома, уплаты цены договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве)) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами, и средства, предоставляемые при реализации мер государственной поддержки семей имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об Актах гражданского состояния".
Согласно п. 1.2.1 Порядка социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер.
Согласно п. 8.1 Порядка распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения жилого помещения, отвечающим требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к видам жилых помещений относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Судом первой инстанции установлено, что Акулова А.Р. с составом из 4-х человек (истец – ФИО3; дочь – ФИО4, дата г.р.; сын – ФИО1, дата г.р.; сын – ФИО2, дата г.р.) была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" распоряжением Главы Администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ от 28 января 2013 года № 75.
Свидетельством №325 от 08.04.2021 г. о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (в том числе являющегося объектом долевого строительства) или создание объекта индивидуального строительства семье истца была предоставлена социальная выплата 1 185 080,40 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Республики Башкортостан.
Истец вместе с несовершеннолетними детьми зарегистрированы и проживают в трехкомнатной адрес, общей площадью 66,7 кв.м, в которой истцу и ее дочери Акуловой М.Д. принадлежат на праве собственности по 1/3 доли, оставшаяся 1/3 доли в общей долевой собственности данной квартиры принадлежала Ханову ФИО21, который приходится истцу племянником.
Между Хановым А.Р. и истцом, действующей в своих интересах и в интересах детей, заключен договор купли-продажи доли квартиры от дата, согласно которому стоимость указанной 1/3 доли составляет 1 918 962 руб. 23 коп. Указанный договор зарегистрирован в реестре за №...-№...
Полный пакет документов с целью использования социальной выплаты в размере 1 185 040 рублей 40 коп. по свидетельству №... от 08.04.2021г. для оплаты цены договора приема-продажи доли квартиры от 11.06.2021г. был предоставлен истцом в администрацию городского округа город Уфа РБ. Однако в перечислении социальной выплаты семье истца было отказано по причине того, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также, что приобретение части жилого помещения (доли) не предусмотрено Правилами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Акуловой А.Р., суд первой инстанции исходил из того, что препятствий к использованию социальной выплаты на приобретение доли в праве собственности на квартиру не имеется, так как продавец 1/3 доли указанной квартиры Ханов А.Р. близким родственником истца не является, также в понятие "жилое помещение" Порядка в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ входит и часть (доля) квартиры, в связи с чем довод администрации о том, что приобретение доли жилого помещения у близкого родственника не предусмотрено вышеуказанным Порядком, не основан на требованиях закона. Рыночная стоимость указанной квартиры определена заключением № 21-046 в 6 млн. руб., следовательно, 1/3 доли указанной квартиры составляет 2 млн. руб., в связи с чем довод администрации о завышенной стоимости отчуждаемой доли квартиры суд находит несостоятельным.
Отклоняя доводы администрации о несоответствии приобретаемой доли жилого помещения требованиям п. 8.1 Порядка о том, что площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома, суд первой инстанции указал, что молодая семья истца Акуловой А.Р., приобретая 1/3 долю спорной квартиры, становится собственником всей квартиры, что соответствует требованиям п. 8.9 Порядка о том, что приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. Исходя из общей площади указанной квартиры на каждого члена семьи приходится по 16, 6 кв. м, что соответствует требованиям п. 8.1 Порядка.
Также суд учел, что Акулова А.Р. является одинокой многодетной матерью, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком ФИО2, дата г.р., не имеет каких-либо источников дохода и возможности получить кредит. В связи с тем, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз в соответствии с п. 1.9 Порядка, в случае отказа в выделении социальной выплаты многодетной молодой семье истца эта семья навсегда потеряет возможность улучшить жилищные условия. Памятка о порядке и условиях реализации свидетельства ей не вручалась.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п.38 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 02.03.2021) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", п. 8.1. Порядка, утвержденного постановлением Правительства РБ №686 от 31.12.2014 г., в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж" и "з" пункта 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома, жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Согласно п. 8.9 Порядка приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О, от 26 мая 20216 года № 1047-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии приобретаемого за счет социальной выплаты жилого помещения установленным требованиям, в том числе к его общей площади (абзац третий пункта 38 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).
Таким образом, при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья возможность учета имеющейся на праве собственности у членов молодой семьи жилой площади на момент принятия такой семьи в участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей» Правилами и Порядком не предусмотрена.
В связи с чем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы администрации о несоответствии нормам права выводов суда о соблюдении истцом при приобретении 1/3 доли в праве собственности на квартиру вышеприведенных требований исходя из имеющихся в собственности истца и ее дочери 2/3 доли, что с учетом общей площади квартиры на каждого члена семьи приходится по 16, 6 кв.м.
Учитывая, что на 1/3 доли жилого помещения, общей площадью 66,7 кв.м, приходится 22,2 кв.м, то при оформлении права общей долевой собственности на каждого члена семьи приходится по 1/12 доли или 5,5 кв.м, что менее учетной нормы 12 кв.м.
При таких обстоятельствах приобретение истцом доли в жилом помещении не соответствует целям названной Программы и условиям использования социальной выплаты.
Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата №... в предоставлении социальной выплаты не может быть признан незаконным, соответствует приведенному правовому регулированию, следовательно, отсутствуют правовые основания и для возложения на ответчика обязанности перечислить средства социальной выплаты на оплату 1/3 доли квартиры по адресу: РБ, адрес.
Доводы истца о том, что она не имеет средств для приобретения жилого помещения, удовлетворяющего условиям Программы, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований Акуловой А.Р., так как платежеспособность в целях оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, является одним из критериев для признания семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Ссылка истца на то, что с учетом имеющегося в собственности жилья, в случае приобретения 1/3 доли с использованием социальной выплаты, ее семья будет обеспечена жилой площадью более учетной нормы, не может быть принята во внимание по мотивам, приведенным выше.
Указание на отсутствие подписи Акуловой А.Р. на заявлении о вручении Памятки о порядке и условиях реализации свидетельства не может повлечь обязательство администрации направить социальную выплату на оплату доли жилого помещения в нарушение данного Порядка, так как указанные нормативные акты официально опубликованы и обязательны для участников спорных правоотношений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 30 сентября 2021 года принято с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Акуловой А.Р., действующей за себя и своих несовершеннолетних детей, о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2021 г. №..., возложении на администрацию обязанности перечислить социальную выплату на приобретение 1/3 доли квартиры по адресу: РБ, адрес.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Акуловой ФИО22, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО1, ФИО2, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2021 г. № 01-05-01909/12, возложении обязанности перечислить социальную выплату на приобретение 1/3 доли квартиры по адресу: РБ, адрес отказать.
|