РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 30 сентября 2019 года
Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Горбылева В. А., Ромашкина В. М., Калякина И. Ю., Грицай З. П., Новикова Н. Н.ча, Васина Н. П., Уткиной О. П., Вяткиной Н. В., Васильевой Г. В., Стяжиной Е. Ю., Прониной Г. А., Бойцовой И. А., Королевой М. С., Лапина Е. С., Григорьевой О. А., Слепковой Л. С., Золотаревой Л. И., Журавлевой Н. Ю., Канаева В. Л., Иванова А. Н., Никитина А. Н., Белавкина Ю. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Центр-Люкс» о признании незаконным начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, прекращении начисления платы за отопление на будущее время, признании незаконной установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании демонтировать их,
установил:
решением Звениговского районного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, по гражданскому делу № отказано в удовлетворении исковых требований вышеназванным истцам по иску к ООО «Центр Люкс».
Определением Звениговского районного суда Республики <адрес> от <дата> по заявлению Стяжиной Е.Ю., Уткина А.А., действующего от имени и в защиту интересов Уткиной О.П. (доверенность <адрес>4 от <дата>) решение суда от <дата> отменено по новым обстоятельствам. Это определение вступило законную силу.
Горбылев В.А., Ромашкин В.М. (правопреемник Ромашкиной Т.П.), Калякин И.Ю., Грицай З.П., Новиков Н.Н., Васин Н.П., Уткина О.П., Вяткина Н.В., Васильева Г.В., Стяжина Е.Ю., Пронина Г.А., Бойцова И.А., Королева М.С., Лапин Е.С., Григорьева О.А., Слепкова Л.С., Золотарева Л.И., Журавлева Н.Ю., Канаев В.Л., И. А.Н., Никитин А. Н., Белавкин Ю.А. обратились в суд с иском к ООО «Центр-Люкс» с вышеуказанными требованиями. Истцами в обоснование иска указано на то, что в многоквартирных жилых домах № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> Республики <адрес>, где расположены принадлежащие истцам квартиры, в свое время были установлены автономные системы отопления этих жилых помещений, с отсоединением от централизованной системы отопления, установленные внутри этих домов. ООО «Центр-Люкс» были совершены перерасчеты за отопление за отопительные сезоны <дата> г.г., с распределением стоимости услуги за отопление пропорционально площади всех помещений МКД, в результате чего за истцами образовалась задолженность. С учетом уточнений иска, предъявлены требования об аннулировании счетов по услуге за отопление, признании незаконной установку общедомовых приборов учета тепла, возложении обязанности на ООО «Центр-Люкс» осуществить демонтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии в <адрес> и в <адрес> в <адрес>. Истцы мотивировали требование тем, что оборудование домов приборами учета тепла, совершено по инициативе ООО «Центр-Люкс», являлось незаконным, поскольку совершено без проведения капитального ремонта систем теплоснабжения.
В судебном заседании истцы Калякин И.Ю., Канаев В.Л., Слепкова Л.С., Стяжина Е.Ю., представитель Уткиной О.П. - Уткин А.А. иск поддержали. Сторона истцов, полагая возможным взимание платы за отопление мест общего пользования централизованной системой теплоснабжения МКД, считали незаконным возложение на истцов бремени оплаты по правилам, применение которых обеспечивает равную с другими получателями тепла внутри дома. Внутри квартир, принадлежащих истцам, каждым, в свое время, проведено переустройство инженерных коммуникаций в соответствии с действующими тогда правилами. Эти обстоятельства служат основанием для освобождения от оплаты за коллективное потребление тепла в жилых многоквартирных домах, где расположены принадлежащие истцам жилые помещения.
Ответчик ООО «Центр Люкс», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, просил о рассмотрении дела без его участия, в отзыве считал иск необоснованным. Другие истцы, третьи лица, участвующие в деле, также, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено без указанных выше лиц по правилам ст.ст.113,167 ГПК РФ.
По настоящему иску, судом, по тому основанию, что ранее, иски по спорным периодам и в их части, по оплате за коммунальную услугу за отопление уже рассматривались судами, прекращено производство по делу в части исковых требований истцов Горбылева В.А., Ромашкина В.М., Калякина И.Ю., Грицай З.П., Уткиной О.П., Васильевой Г.В., Стяжиной Е.Ю., Прониной Г.А. к ООО «Центр-Люкс» по требованию о признании незаконным начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, за период с <дата> по <дата>; в части искового требования истца Васина Н.П. к ООО «Центр-Люкс» по требованию о признании незаконным начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, за период с <дата> года по <дата> года; по иску Королевой М.С., Бойцовой И.А., Лапина Е.С., Слепковой Л.С., Золотаревой Л.И., Журавлевой Н.Ю., Канаева В.Л., Иванова А.Н., Никитина А.Н., Белавкина Ю.А. в части по требованию к ООО «Центр-Люкс» о признании незаконным начисления платы за отопление, возложении обязанности произвести перерасчет, за отопительные периоды <дата> г.г., о чем вынесено отдельное определение.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, лиц участвующих деле, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Так же, положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность каждого собственника помещения многоквартирного дома по его содержанию, по содержанию общего имущества МКД, своевременной и полной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, установленных положениями части 1 статьи 30 и пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у собственника с момента возникновения права собственности на помещение.
Исходя из положений пунктов 1, 3 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, кроме прочего, также и плату за обслуживание общего имущества МКД, плату за коммунальные услуги, в том числе, исходя из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плату за тепловую энергию.
Из п.15 ст.161 ЖК РФ следует, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
По правилам п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
В статье 19 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
В подпункте «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № (Правила №) установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
По смыслу названных норм абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество тепловой энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Как следует из документов и установлено в судебном заседании истцы являются собственниками следующих жилых помещений МКД № по <адрес> Республики <адрес>: Горбылев В.А. – <адрес>, Ромашкин В.М. – <адрес>, Калякин И.Ю. – <адрес>, Грицай З.П. – <адрес>, Новиков Н.Н. – <адрес>, Васин Н.П. – <адрес>, Уткина О.П.- <адрес>, Вяткина Н.В. – <адрес>, Васильева Г.В. – <адрес>, Стяжина Е.Ю. – <адрес>, Пронина Г.А. – <адрес>; МКД № по <адрес>: - Григорьева О.А. – <адрес>.
Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ТСЖ «Радуга», утвержденным директором филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские теплосети», <дата>, <дата> производились технические осмотры приборов учета тепловой энергии, соответствие этих приборов комплектности, необходимой технической документации установлено, ОДПУ допущены в эксплуатацию на каждый из спорных отопительных сезонов, с ежемесячным контролем показаний этих приборов, отраженным в соответствующих ведомостях ООО «Центр-Люкс» (л.д.№).
Ответчиком ООО «Центр-Люкс» представлены карточки абонентов (истцов) и расчеты за отопление по спорным жилым помещениям, где отражены суммы начислений за отопление (л.д.№).
Между ТСЖ «Радуга» и ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» <дата> заключен договор поставки коммунальных ресурсов №-Т на подачу тепловой энергии, горячей воды, включая в МКД № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес>. Указанный договор подтверждает наличие правоотношений сторон по отпуску и потреблению тепловой энергии и теплоносителя на условиях этого договора (л.д.№).
Таким образом, ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» является организацией, которая осуществляет подачу тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления к жилым домам № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес>, что подтверждается указанным выше договором.
По общему установленному правилу централизованное оказание собственникам и пользователям помещений МКД услуги по отоплению влечет невозможность отказа от предоставления такой услуги. Вместе с тем, в зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения МКД в доме возможен обогрев помещений и общего имущества различными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
Установка индивидуального источника тепловой энергии в полном соответствии с требованиями закона, с учетом изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к ним предполагает, что тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева жилого помещения не расходуется.
Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцы, в подтверждение доводов о законности проведения реконструкции внутридомовой инженерной коммуникации системы отопления, с установлением внутри собственных помещений теплоснабжающих устройств представлены: - Горбылев В.А. (<адрес>) – заявление на выдачу разрешения на установку индивидуального газового котла от <дата> (л.д. №); Ромашкин В.М. (ранее Ромашкина Т.П. (<адрес>) - акт приемки жилого помещения после переустройства и (или) перепланировки приемочной комиссией от <дата> (л.д. № Калякин И.Ю. (<адрес>) - заявление на выдачу разрешения на установку индивидуального газового котла от <дата> (л.д. №); Грицай З.П. (<адрес>) - постановление администрации МО «Городское поселение Звенигово» «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию поквартирных систем отопления в секционных жилых домах МО «Городское поселение Звенигово» от <дата> (л.д. №); Новиков Н.Н. (<адрес>) – лист согласований заявки на установку автономных систем теплоснабжения (л.д. №); Васин Н.П., квартира куплена <дата> с переоборудованием правопредшественником (<адрес>); Уткина О.П. (<адрес>) - постановление администрации МО «Городское поселение Звенигово» «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию поквартирных систем отопления в секционных жилых домах МО «Городское поселение Звенигово» от <дата> № (л.д. № Вяткина Н.В. (<адрес>) – лист согласований переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (установка автономной отопительной системы) (л.д. №); Васильева Г.В. (<адрес>) – заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения от <дата> (л.д. №), лист согласований переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (установка автономной отопительной системы) (л.д. №), технические условия (л.д.№); Стяжина Е.Ю. (<адрес>) - постановление администрации МО «Городское поселение Звенигово» «Об утверждении актов приемки в эксплуатацию поквартирных систем отопления в секционных жилых домах МО «Городское поселение Звенигово» от <дата> № (л.д. №); Пронина Г.А. (<адрес>) – акт приемки жилого помещения после перепланировки приемочной комиссией от <дата> (л.д. №); Григорьева О.А. (<адрес>) – акт приемки жилого помещения после перепланировки комиссией от <дата> (л.д.№).
Постановлением администрации Муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от <дата> № в схему теплоснабжения муниципального образования, утвержденную Постановлением администрации МО «Городское поселение Звенигово» от <дата> №, в раздел 1.5 внесены изменения, в части включения жилых помещений с использованием индивидуальных поквартирных источников тепловой энергии, где учтены все жилые помещения истцов.
В спорный период времени многоквартирные жилые дома входили в состав ТСЖ «Радуга», заключившего с ООО «Центр-Люкс» договоры от <дата> на осуществление функций, связанных с выполнением работ по содержанию и ремонту помещений МКД согласно соответствующим перечням, начислению и сбору платы за коммунальные услуги.
На основании агентского договора № от <дата> ответчиком ООО «Центр-Люкс» кроме прочего, проводилось начисление, учет платежей, иные действия, необходимые для сбора коммунальных платежей, включая плату за отопление (л.д.№).
По мнению суда, приведенные выше доказательства о переоборудовании жилых помещений истцов, в совокупности с названным Постановлением администрации муниципального образования, являются подтверждением, достаточным для вывода суда о законности такого переустройства.
Доводы стороны истцов об отказе от получения тепловой энергии в свои жилые помещения таким переоборудованием инженерных коммуникаций системы теплоснабжения МКД являются обоснованными, влекущими за собой необходимость внесения платежей в спорный период с применением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в действующей редакции, с учетом их изменений, внесенных Правительством Российской Федерации Постановлением от <дата> №, поскольку после переоборудования своих квартир индивидуальными источниками тепловой энергии иного бремени оплаты тепловой энергии сторона истцов нести не должна. Иное, при установленных обстоятельствах, влечет за собой нарушение прав стороны истцов.
Вместе с тем, истцы, не могут быть освобождены от обязанности несения расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД, и такая правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> №-П.
При таких обстоятельствах, возражение ответчика о законности совершенных ими в отношении истцов начислений по оплате за отопление, исходя из площади жилых помещений не может быть принято во внимание, поскольку это противоречит вышеприведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> №), утверждены методические рекомендации по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии и платы за нее собственниками и пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, что позволяет проведение проверки соответствия таким рекомендациям выполненных ответчиками расчетов, а начисление платы за отопление произведено в <дата> г. ответчиком в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, без разделения на плату за потребление услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, постольку иск в части обязания произвести перерасчет начислений за отопительные периоды подлежит удовлетворению.
Возражения ответчика ООО «Центр-Люкс» об отсутствии полномочий на осуществление начислений платы за отопление в МКД, где расположены квартиры истцов, не могут быть приняты во внимание, поскольку спор основан на договорных отношениях с третьими лицами, эти договоры не оспорены, недействительными не признаны.
Исковые требования о прекращении начислений за коммунальную услугу «отопление» на будущее время, не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из пунктов 5,6 Постановления Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила №) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Также в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил № внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктом 21 Правил № определено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> №, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Плата за коммунальную услугу по отоплению на ОДН многоквартирного жилого дома, при выше указанных обстоятельствах, должна определяться в отношении всех собственников жилых помещений на общих основаниях.
Изложенное выше указывает на то, что у ответчика ООО «Центр-Люкс» в отношении спорного периода (<дата> г.г.) отсутствуют правовые основания для прекращения начисления платы за коммунальную услугу «отопление», а вопросы проведения соответствующих перерасчетов и распределения финансовой нагрузки между собственниками квартир МКД по данному виду коммунальной услуги, за иные периоды отопительных сезонов, находится за пределами рассматриваемого иска.
Также не подлежит удовлетворению требование истцов о признании незаконной установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании демонтировать их.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования указанной правовой нормы в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (ст.157 ЖК РФ). Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета. С целью осуществления такого учета до <дата> собственники помещений в МКД обязаны были обеспечить оснащение таких домов прибором учета используемой тепловой энергии, а также ввод такого ОДПУ в эксплуатацию (ч.5 ст.13 Закона об энергосбережении).
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона №- ФЗ с <дата> организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Частью 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до <дата> (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 названной выше статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования данных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до <дата> (день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ) обязаны до <дата> обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома, выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что МКД № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> введены в эксплуатацию в <дата> и <дата> годах, в <дата> года в МКД № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> установлены приборы учета коммунальных ресурсов теплоснабжения (л.д. №). Эти приборы установлены ресурсоснабжающей организацией ООО «Марикоммунэнерго», которая по инициативе суда привлечена к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
В силу положений статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан рассмотреть спор в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям. Предмет или основание иска вправе изменить только истец (статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Стороной истца требований к ООО «Марикоммунэнерго» не предъявлялось, ООО «Центр-Люкс» по требованию о признании незаконной установки ОДПУ и его демонтаже является ненадлежащей стороной в споре, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении этого требования.
Отклоняя доводы истцов об отсутствии у ответчика ООО «Центр-Люкс» законных оснований для начислений по теплоснабжению, о неправомочных действий директора ТСЖ «Радуга» Бурановой Л.Е. при заключении договора № от <дата>, как несостоятельные, не способные повлиять на выводы, приведенные в решении, суд отмечает, что в отношении требований истцов Горбылева В.А., Ромашкина В.М., Калякина И.Ю., Грицай З.П., Васина Н.П., Уткиной О.П., Васильевой Г.В., Стяжиной Е.Ю., Прониной Г.А., Бойцовой И.А., Королевой М.С., Лапина Е.С., Слепковой Л.С., Золотаревой Л.И., Журавлевой Н.Ю., Канаева В.Л., Иванова А.Н., Никитина А.Н., Белавкина Ю.А. производство по делу прекращено отдельным определением, поскольку имеются вступившие в законную силу судебные акты, которыми дана судебная оценка спорным правоотношениям ООО «Центр-Люкс», ТСЖ «Радуга».
Данное правило установлено частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указано, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом, при принятии решения, исследовались и иные доводы, приводимые истцами в обоснование иска, которые с учетом вышеприведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, признаются не состоятельными, не влияющими на изложенные судом выводы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Центр-Люкс» по начислению платы за отопление, обязать произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством, до истечения одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, за период с <дата> года по <дата> год, в отношении жилых помещений в жилом <адрес> Республики <адрес>: <адрес>, принадлежащей Григорьевой О. А.; <адрес>, принадлежащей Новикову Н. Н.чу; <адрес>, принадлежащей Вяткиной Н. В..
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Центр-Люкс» по начислению платы за отопление и обязать произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством, до истечения месяца со дня вступления решения суда в законную силу, за период с <дата> года по <дата> года, в отношении жилых помещений в жилом <адрес> Республики <адрес>: <адрес>, принадлежащей Горбылеву В. А.; <адрес>, принадлежащей Ромашкину В. М.; <адрес>, принадлежащей Калякину И. Ю.; <адрес>, принадлежащей Грицай Зое П.; <адрес>, принадлежащей Уткиной О. П.; <адрес>, принадлежащей Васильевой Г. В.; <адрес>, принадлежащей Стяжиной Е. Ю.; <адрес>, принадлежащей Прониной Г. А.;
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Центр-Люкс» по начислению платы за отопление и обязать произвести перерасчет в соответствии с действующим законодательством, до истечения месяца со дня вступления решения суда в законную силу, за период с <дата> года до <дата> года в отношении <адрес> жилом <адрес> Республики <адрес>: принадлежащей Васину Н. П., в удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П.Александрова
Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2019 года.