Дело № 2-194/18
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 июля 2018 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Жигуновой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Горячие Ключи в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Зиновьеву А.Ю. о признании утратившим право пользования служебным помещением,
у с т а н о в и л:
заместитель военного прокурора гарнизона Горячие Ключи в интересах РФ в лице Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Зиновьеву А.Ю. о признании утратившим право пользования служебным помещением. В обоснование иска указал, что в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 6 июля 2012 года №725 Зиновьеву А.Ю. предоставлено жилое помещение, расположенное по <адрес>. В указанном жилом помещении, находящемся на балансе ФКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, Зиновьев А.Ю. имеет постоянную регистрацию по месту жительства. Приказом командира 68 армейского корпуса от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю. уволен с военной службы в запас по истечению срока прохождения военной службы по контракту. Приказом командира 68 армейского корпуса от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, в связи с чем утратил связь с Министерством обороны. Зиновьев А.Ю. в указанном жилом помещении не проживает, однако помещение не сдал, с регистрационного учета по указанному адресу не снялся. Постановлением мэра Южно-Курильского района от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ квартиры жилого фонда закрытого военного городка <адрес> отнесены к специализированному жилищному фонду и им присвоен статус служебных жилых помещений. В связи с чем просил признать Зиновьева А.Ю. утратившим право на жилое помещение, расположенное по <адрес>. Снять Зиновьева А.Ю. с регистрационного учета по <адрес>.
В судебное заседание заместитель военного прокурора гарнизона Горячие Ключи, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Согласно представленным пояснениям просит иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Зиновьев А.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, <данные изъяты>. Согласно представленному возражению указывает, что при увольнении с военной службы жилым помещением не обеспечен.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, согласно представленным отзывам на исковое заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживают.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца миграционный пункт ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частями 1, 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Из анализа приведенных норм Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что в период военной службы военнослужащие подлежат обеспечению жилищной субсидией или жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечение их на весь срок военной службы только служебными помещениями; признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
Из материалов дела следует, что на период военной службы Зиновьеву А.Ю. было предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, расположенное по <адрес>, о чем свидетельствует договор № от ДД.ММ.ГГГГ. Присвоение статуса служебного указанному жилому помещению подтверждается постановлением мэра Южно-Курильского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с выпиской из приказа командира 68 армейского корпуса от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, выслуга лет составила в календарном исчислении – <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>. Согласно выписке из приказа командира 68 армейского корпуса от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю., уволенный с военной службы в запас приказом командира 68 армейского корпуса от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на учет в военный комиссариат <адрес>.
Согласно адресной справки МП ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округ Зиновьев А.Ю. с 24 августа 2012 года зарегистрирован по месту жительства по <адрес>.
Статус спорного жилого помещения в качестве специализированного, а именно служебного, сторонами не оспаривается.
Учитывая приведенные выше нормы Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма служебного жилого помещения, что в свою очередь влечет обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение.
Рассматривая вопрос о возможности сохранения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за Зиновьевым А.Ю. права пользования служебным жилым помещением до обеспечения иным жилым помещением, суд приходит к следующему.
Как указано выше военнослужащие обеспечиваются по избранному ими месту жительства жилым помещением путем передачи его в собственность или заключения договора социального найма при наличии совокупности условий: обеспечения на срок военной службы только служебными помещениями, достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более либо при других установленных законом основаниях, признания их нуждающимися в жилых помещениях.
В свою очередь, порядок признания нуждающимся в жилых помещениях установлен Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года №512, утвердившим Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее Правила), а также инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее Инструкция).
Согласно пункту 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются документы, перечень которых определен данной Инструкцией.
Из дела видно, что письмом ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ - отделение территориальное <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № при рассмотрении документов по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Зиновьеву А.Ю. предложено дополнительно представить документы, предусмотренные Инструкцией.
Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные пунктом 1 Инструкции Зиновьеву А.Ю. отказано в принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Данное решение незаконным не признано, доказательств, свидетельствующих об обратном не представлено.
Таким образом, на момент рассмотрения спора судом Зиновьев А.Ю. нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признан.
Поскольку на момент увольнения и исключения из списков личного состава воинской части Зиновьев А.Ю. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, он не относился к категории лиц, указанных в абзаце 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», учитывая установленные по делу обстоятельства – увольнение Зиновьева А.Ю. с военной службы по истечению срока контракта, прекращение в связи с этим действия договора найма служебного жилого помещения, а также то, что ответчик не относится к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что Зиновьев А.Ю. подлежит признанию утратившим право пользования спорным жилым помещением
При этом, суд отказывает в удовлетворении требования о снятии Зиновьева А.Ю. с регистрационного учета, поскольку согласно подпункту «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, дополнительного возложения судом на органы регистрационного учета соответствующей обязанности не требуется, при этом материально-правовой спор между истцом органом регистрационного учета отсутствует.
Поскольку прокурор на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в соответствии с пунктом 3 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования заместителя военного прокурора гарнизона Горячие Ключи в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Зиновьеву А.Ю. о признании утратившим право пользования служебным помещением – удовлетворить частично.
Признать Зиновьева А.Ю. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
В удовлетворении требования о снятии Зиновьева А.Ю. с регистрационного учета по <адрес> - отказать.
Взыскать с Зиновьева А.Ю. в доход бюджета муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательном виде составлено 6 августа 2018 года.
Судья Н.В. Юхно