Дело № 2-2248/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 28 ноября 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьёвой Е.М.,
с участием представителя ответчика Бугайчука Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российский железные дороги» об обязании совершить определённые действия,
у с т а н о в и л :
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги» по исполнению требований ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обязании ОАО «Российские железные дороги» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить прохождение аттестации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Песец Сосногорского центра организации работ железнодорожных станций - Северной дирекции управления движением - Структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в порядке, установленном Постановлением Правительства от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
В обоснование заявленных требований истец указал, что ходе проведенной проверки выявлены нарушения, в части исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Нюр, которая включена в реестр категорированных объектов за номером ЖРП114109 от 31.08.2012, указанному ОТИ присвоена третья категория, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлено уведомление УТБ-8/1/14126-ис от 05.09.2012. Заключением Росжелдора от 24.12.2014 утвержден результат оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры утвержден. Согласно п. 6 распоряжения начальника Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций - СП Северной дирекции управления движением - СП Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» "обезличено" от 10.02.2017 № ДцС Сгорск-46/р начальник ст. Песец "обезличено" назначена ответственной за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной ст.Песец. При этом "обезличено", являющаяся сотрудником сил обеспечения транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры, не аттестована в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не позволяет ответственному лицу реализовать свои полномочия по недопущению возникновения угроз совершения террористических актов, повышает инверсионную уязвимость вокзала и снижает эффективность мер по минимизации последствий актов незаконного вмешательства в безопасное функционирование железнодорожного транспорта.
В отзыве на иск ответчик с требованиями не согласился, поскольку в настоящее время в связи с отсутствием всех необходимых нормативных актов по вопросам аттестации, провести аттестацию невозможно, конкретные сроки проведения аттестации учебными заведениями не установлены, как и сроки проведения аттестации работника, связанного с обеспечением транспортной безопасности, после приёма его на работу. Также полагает, что заявленное прокурором требованием связано с осуществлением ОАО «РЖД» предпринимательской и иной экономической деятельности, и не подсудно суду общей юрисдикции, поскольку заявленным иском прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
В судебное заседание Воркутинский транспортный прокурор не явился, о судебном разбирательстве извещён, в связи с чем, согласно ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено при имеющейся явке.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По нормам ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Суды рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Определяя подведомственность дел, возникающих из гражданских правоотношений, ст. ст.27, 28 АПК РФ указывают в качестве общего правила на предметный критерий подведомственности - связанность спора с предпринимательской и иной экономической деятельностью, и на субъектный критерий - наличие у лиц, осуществляющих такую деятельность, статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Настоящий спор не предполагает изучения вопросов хозяйственной деятельности Общества, связанных с воплощением уставных целей, реализацией возможностей, и осуществлением направленных на извлечение прибыли действий, в связи с чем исковое заявление принято к производству и рассматривается судом общей юрисдикции.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и
организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Как следует из положений ст. 1 Федеральный Закон № 35-ФЗ, правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон о противодействии терроризму и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства принят Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
На основании п. 10 ст. 1 Федерального Закона № 16-ФЗ под транспортной безопасностью законодатель понимает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального Закона о транспортной безопасности под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Поскольку пунктом 3 ст. 3 Федерального Закона о противодействии терроризму дано определение террористического акта как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях, требования законодательства о транспортной безопасности направлены и на противодействие террористической деятельности.
Объекты транспортной инфраструктуры определены пп. «а» п.5 ст. 1 Федерального Закона о транспортной безопасности как технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, которыми (п.9 ст.1) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В свою очередь обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п. 4 ст. 1 Федерального Закона № 16-ФЗ).
В целях обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности осуществляют категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которым понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно ч. 13 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 Федерального Закона о транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Федерального Закона о транспортной безопасности силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 7.2 ст. 1 Федерального Закона о транспортной безопасности к силам обеспечения транспортной безопасности относятся: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Постановлением Правительства от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (вступило в силу с 31.08.2015) утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, которые устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.
Тот факт, что железнодорожная станция Песец является категорированным объектом транспортной инфраструктуры, а субъектом транспортной инфраструктуры, в отношении нее является ОАО «РЖД» в судебном заседании не оспаривался. Как и обязанность субъекта транспортной инфраструктуры исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
Распоряжением начальника Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций - СП Северной дирекции управления движением - СП Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» "обезличено" от 10.02.2017 № ДцС Сгорск-46/р, п.6, в том числе, начальник ст.Песец назначен ответственным за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной ст.Песец. Согласно Приложению № 1 к указанному распоряжению на дату его издания и проверки начальником станцийКыкшор, Песец являлась "обезличено"
Отсутствие аттестации сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности на указанном объекте транспортной инфраструктуры – начальника ст. Песец – "обезличено" в установленном законом порядке также не оспаривалось представителем ответчика.
Суд полагает обоснованной позицию истца о том, что при социальной и общегосударственной значимости обеспечения безопасности жизни, здоровья граждан, деятельности от актов незаконного вмешательства, отсутствие подтверждающей аттестации у ответственного лица не позволяет ему полноценно реализовать свои полномочия по недопущению возникновения угроз совершения террористических актов, повышает инверсионную уязвимость вокзала и снижает эффективность мер по минимизации последствий актов незаконного вмешательства в безопасное функционирование железнодорожного транспорта.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» по исполнению требований ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить прохождение аттестации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Песец Сосногорского центра организации работ железнодорожных станций - Северной дирекции управления движением - Структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в порядке, установленном Постановлением Правительства от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Е.Ю. Солодилова