Дело № 2а-1021/2021
УИД 76RS0023-01-2021-000902-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2021 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе
судьи Лисютиной О.В.,
при секретаре Жеребцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия водительского удостоверения и права на правление транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Красноперекопского района города Ярославля, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ФИО1 о прекращении действия водительского удостоверения серии 7607 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выданного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на управление транспортными средствами категории «В», а так же прекращении действия права на управление транспортными средствами, в связи с наличием диагноза «шизофрения параноидная», что препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Качура А.С. требования поддержала.
Ответчик в судебном заседании иск не признал.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ ЯО «Ярославская областная психиатрическая больница» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ГИБДД УМВД России по ЯО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, мнения по иску не представил.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по представленным доказательствам.
Выслушав представителя истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене, 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, позволяющими ему управлять транспортным средством.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит под диспансерным наблюдением в ЯОПБ с диагнозом: шизофрения параноидная (диагноз по МКБ-10 F20), входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29.12.2014 «О перечне медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами».
Установленный диагноз препятствует осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности, поскольку создает для окружающих повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за состоянием здоровья, управление таким лицом транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу.
В силу ст.ст. 1, 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 названного Федерального закона).
В силу абз. 9 ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление ТС является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению ТС в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Доказательств снятия ответчика с диспансерного наблюдения, материалы дела не содержат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.02.2020 № 521-О, следует, что законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о прекращении права на управление ТС имеет значение наличие определенного диагноза, входящего в перечень заболеваний, исключающих право управления транспортными средствами, наличие или отсутствие стойкой ремиссии.
Таким образом, наличие у ответчика указанного заболевания препятствует управлению им транспортными средствами, создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, что влечет прекращение права управления транспортными средствами на период диспансерного наблюдения.
В силу п. 3 ст.28 ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 8 Постановления Правительства РФ № 1191 от 14.11.2014 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права управления транспортными средствами», в случае, если у гражданина отпадут основания прекращения права управления ТС, указанное право восстанавливается путем возврата ему водительского удостоверения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 7607 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░»).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░