Дело № 2-5675/2024
УИД 59RS0007-01-2024-005746-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя истца Дубовцевой М.А.,
представителя ответчика Пинаевой О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Кирьяновой А. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л :
Кирьянова А.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю), указав, что является <данные изъяты> ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истцу стало известно о смерти <данные изъяты> только ДД.ММ.ГГГГ, после чего она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца. Но истец считает, что пенсия должна быть назначена ей с даты смерти <данные изъяты>. Вины истца в позднем обращении за назначением пенсии нет, так как <данные изъяты> проживал в другом регионе и не общался с <данные изъяты>, был должником по алиментам, в отношении него было открыто исполнительное производство, в рамках которого и был получена информация о его смерти. На основании вышеизложенного, Кирьянова А.А. просит признать обязать ответчика произвести истцу перерасчет страховой пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ее представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Указала, что вины ответчика в позднем назначении пенсии не имеется, но полагает, что пенсия по потере кормильца должна быть назначена с даты смерти кормильца, так как ФИО2 с <данные изъяты> не общался, связь с ним была утрачена.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Кирьянова А.А. обратилась к ответчику заявлением о назначении страховой и социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью ФИО2, представив свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. Решением отделения истцу была назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением отделения от ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии была прекращена и была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца, как наиболее выгодная для истца, распоряжением отделения был произведен перерасчет социальной пенсии. Таким образом, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как не имеется оснований для назначения пенсии за более раннее время, чем 12 месяцев до даты первоначального обращения истца за назначением пенсии.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 указанного Закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения, по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе, в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Закона № 400-ФЗ).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Закона № 400-ФЗ).
К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее, закон № 166-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе пенсия по случаю потери кормильца.
Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с данным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет либо дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также дети, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (статья 11 Закона № 166-ФЗ).
В соответствие со статьей 13 указанного федерального закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствие с частью 5 Закона № 166-ФЗ социальная пенсия по случаю потери кормильца гражданам, являющимся получателями страховой пенсии по случаю потери кормильца, назначается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в случае, если при перерасчете размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренном частью 6.1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», размер социальной пенсии по случаю потери кормильца превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца).
Судом установлено, что Кирьянова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта на л.д. 9, 72) приходится <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о рождении, о смерти (л.д. 7-8), ответом Свердловского отдела управления ЗАГС администрации г. Перми.
<данные изъяты> Кирьяновой А.А. является ФИО5
Истец указывает, что с отцом совместно не проживала, о смерти <данные изъяты> узнала от судебного пристава по исполнительному производству о взыскании алиментов в пользу ее <данные изъяты> с ФИО2 (копия ответа ЗАГС на запрос пристава от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 10, справка, л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Кирьянова А.А. обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании ч. 1 ст. 10 Закона от № 400-ФЗ, представив копию свидетельства о смерти ФИО2 (повторное) от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о рождении (л.д.53-59).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу была назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца на основании ч. 1 ст. 10 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии (с учетом фиксированной выплаты) составил <данные изъяты> руб. (л.д. 37)
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии (с учетом фиксированной выплаты) составил 3 352,37 руб. (л.д. 38).
Также ДД.ММ.ГГГГ Кирьянова А.А. обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании ч. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ (л.д.64-69).
Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца на основании ч. 1 ст. 11 Закона от № 166-ФЗ (л.д. 60), сумма пенсии составила 7 239,57 руб. (л.д. 60).
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера социальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ, размер социальной пенсии составил <данные изъяты>. (л.д. 38).
Данные обстоятельства подтверждаются также справками о размере пенсии, представленными истцом (л.д. 11-13).
Указанные решения ответчика истцом не оспариваются, однако истец просит обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что о смерти <данные изъяты> узнала только от судебного пристава в ДД.ММ.ГГГГ
Также судом установлено, что в отношении ФИО2 было ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство № о взыскании алиментов в размере <данные изъяты> части от дохода на основании судебного приказа МССУ № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, взыскатель – ФИО5, что подтверждается ответом на запрос суда ГУ УФССП России по Пермскому краю.
Задолженность по алиментам составила на дату смерти должника <данные изъяты>
Как следует из сводки по исполнительному производству, ответу ОСП по <адрес>, запросы в органы ЗАГС в отношении ФИО2 делались судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. На последний запрос поступили сведения о смерти должника.
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2122-I, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, при обращении граждан; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В силу части 2 статьи 26 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункта 3 части 5 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> Кирьяновой А.А. – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия истцу назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец первоначально обратилась за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами 12 месяцев со дня его смерти, пенсия была назначена на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией, то есть в соответствие с пунктом 3 части 5 статьи 22 Закона № 400-ФЗ.
При этом виновных действий (бездействия) ответчика, связанных с поздним обращением истца за назначением пенсии, судом не установлено, истцом не указывается. Напротив, представитель истца пояснила, что вины ответчика в сложившейся ситуации нет. Отсутствие у лица, претендующего на содержание родителем, уклоняющегося от воспитания и содержание ребенка, информации о его смерти, само по себе не может являться основанием для назначения пенсии по потере кормильца за пределами установленного законодательством срока. Истец не была лишена возможности поддерживать отношения с родителем, интересоваться его судьбой, состоянием здоровья, но по своему выбору не общалась с ним.
При должной осмотрительности и заботливости она могла и должна была знать о смерти отца. Сведения о его состоянии здоровья, местонахождении истец могла получить в правоохранительных органах, органах местного самоуправления при направлении соответствующих запросов в связи с потерей связи с отцом, в том числе, путем надлежащего контроля за действиями судебного пристава-исполнителя по своевременному направлению соответствующих запросов с учетом того, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 был объявлен в розыск по исполнительному производству.
Так как судом не установлены случаи неисполнения ответчиком обязанности по разъяснению вопросов пенсионного обеспечения в отношении истца, суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии нарушении прав истца со стороны ответчика и отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии по потере кормильца с даты смерти ФИО2
В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кирьяновой А. А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Берсенёва
Мотивированное решение составлено 07 октября 2024 года.