Решение по делу № 33а-5208/2021 от 16.04.2021

УИД: 34RS0007-01-2020-006430-22 дело № 2а-417/2021

Судья Коцубняк А.Е. дело № 33а-5208/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2021 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности

по апелляционным жалобам административного ответчика администрации Волгограда, заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района Волгограда

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление прокурора Тракторозаводского района Волгограда удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившиеся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам Бакунина, Янтарная, Баумана, Боткина, Метростроевская, Котельникова, Мечетинская, Щепкина, Могилевича, Луговского, Ярцевская, Мценская, Ясная и переулкам Ногина, Войкова, Памирский, Красина Тракторозаводского района г. Волгограда.

На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам Бакунина, Янтарная, Баумана, Боткина, Метростроевская, Котельникова, Мечетинская, Щепкина, Могилевича, Луговского, Ярцевская, Мценская, Ясная и переулкам Ногина, Войкова, Памирский, Красина Тракторозаводского района г. Волгограда

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда обратился в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в суд с исковым заявлением к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках проведенной по обращению Воротиловой Г.В. и Хлыновой Р.Х. на территории Тракторозаводского района г. Волгограда проверки соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами выявлены нарушения, а именно отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора Тракторозаводского района г. Волгограда. По информации ООО «Управление отходами - Волгоград» от 26 марта 2020 года ввиду неисполнения органами местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность бестарного накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, ответчиком нарушены интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

С учетом уточненых исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам Бакунина, Янтарная, Баумана, Боткина, Метростроевская, Котельникова, Мечетинская, Щепкина, Могилевича, Луговского, Ярцевская, Мценская, Ясная и переулкам Ногина, Войкова, Памирский, Красина Тракторозаводского района г. Волгограда.

Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам Бакунина, Янтарная, Баумана, Боткина, Метростроевская, Котельникова, Мечетинская, Щепкина, Могилевича, Луговского, Ярцевская, Мценская, Ясная и переулкам Ногина, Войкова, Памирский, Красина Тракторозаводского района г. Волгограда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах представитель административного ответчика администрации Волгограда, представитель заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Волгограда ставят вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование апелляционных жалоб указывают, что в условиях сложившейся застройки частного сектора создать места накопления отходов в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 не представляется возможным. Кроме того, вывоз мусора с указанной прокурором территории осуществляется бестарным способом, для которого законодательством не предусмотрено создание мест сбора твердых бытовых отходов. Региональным оператором осуществляется сбор и вывоз мусора в соответствии с установленным графиком. В этой связи заявители полагают, что незаконного бездействия не допущено.

Выслушав представителя административного ответчика администрации Волгограда Цыцулину М.А., представителя заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Волгограда Марченко Н.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Тришкина В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам статей 59, 64, 70, 84, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что на указанной прокурором территории Тракторозаводского района г. Волгограда отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест. В этой связи суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором к органу местного самоуправления требований, поскольку с его стороны имеет место незаконное бездействие, выразившееся в неправомерном уклонении от выполнения требований статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, что в свою очередь, нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим фактическим обстоятельствам по делу.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Тракторозаводского района г.Волгограда, в ходе которой выявлено, что на территории индивидуальной жилой застройки по улицам Бакунина, Янтарная, Баумана, Боткина, Метростроевская, Котельникова, Мечетинская, Щепкина, Могилевича, Луговского, Ярцевская, Мценская, Ясная и переулкам Ногина, Войкова, Памирский, Красина Тракторозаводского района г. Волгограда сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство мест накопления твердых коммунальных отходов для населения территориальной схемой не предусмотрено. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ООО «Управление отходами - Волгоград».

Исходя из того, что на указанной прокурором территории не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления неправомерно уклоняется от выполнения требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, в связи с чем, бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Во исполнение приведённой нормы Закона, Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 12.07.2019 № 1923 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1, 3.4 указанного Порядка, накопление (складирование) ТКО потребителями допускается в местах (на площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

В местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

На территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, применяются способы накопления ТКО, указанные в подпунктах «б», «в» пункта 3.1 настоящего Порядка.

Таким образом, изложенные в апелляционных жалобах доводы о том, что используемый на указанной прокурором территории жилой застройки в Тракторозаводском районе г. Волгограда бестарный способ сбора ТКО не влечет необходимости создания мест накопления ТКО, опровергаются приведенными нормативными положениями, предусматривающими необходимость создания мест накопления ТКО независимо от способа сбора ТКО.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не имеют, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика администрации Волгограда, заинтересованного лица администрации Тракторозаводского района г. Волгограда – без удовлетворения.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/

33а-5208/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Тракторозаводского района г. Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Цыцулина Маргарита Александровна
ООО Управление отходами - Волгоград
администрация Тракторозаводского района г. Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сергеев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
19.04.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Передано в экспедицию
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее