Гр.дело №2-459/2024
УИД 04RS0022-01-2024-000733-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай 30 сентября 2024 г.
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Поповой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бальжинимаева А.С. к ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» об осуществлении технологического присоединения, взыскании неустойки, морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Бальжинимаев А.С., обращаясь в суд к ПАО «Россети-Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети-Сибирь» «Бурятэнерго» просит обязать ПАО «Россети Сибирь» в течение одного месяца по вступлении решения суда в законную силу исполнить обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, взыскать с ПАО «Россети Сибирь» в пользу Бальжинимаева А.С. неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения в размере 10037,50 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф, предусмотренный ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», мотивировав свои требования тем, что между ПАО «Россети Сибирь» и истцом заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно пунктам 1 и 2 вышеуказанного договора сетевая организация принимает на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Однако до настоящего времени обязательства ПАО «Россети Сибирь» по договору от ДД.ММ.ГГГГ не исполнены.
В судебном заседании истец Бальжинимаев А.С. не присутствовал, извещался судом надлежащим образом, направил заявление, в котором исковые требования поддержал, указал на причинение ему морального вреда бездействием ПАО «Россети Сибирь», просил взыскать неустойку и штраф, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ПАО "Россети-Сибирь" в лице филиала ПАО "Россети-Сибирь" "Бурятэнерго" по доверенности Цыбикова С.С. в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором указала, что причина неисполнения в установленный срок, договорных обязательств – недостаточность средств длящийся в течение нескольких лет (2020-2023 гг) дефицит источника финансирования технологического присоединения заявителей льготной категории, обусловленный мерами тарифного регулирования. В соответствии со ст. 333 ГК РФ просит снизить размер неустойки до 550 руб., а также в отсутствии возмездности договора считает, что положения Закона «О защите прав потребителей РФ» не применим, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется, истцом не доказано причинение ему нравственных страданий. В части основного требования просит установить срок для исполнения решения суда в три месяца, отказать во взыскании компенсации морального вреда и снизить размер неустойки, провести судебное заседание в отсутствии представителя ответчика.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Пунктом 1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ч. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между истцом Бальжинимаевым А.С. и ответчиком заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию), к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом конкретных технических характеристик (максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 кВт; категория надежности третья, класс напряжения 0,4 кВ), истец обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (п.1 договора).
Как указано в п. 2 договора, технологическое присоединение необходимо для электроснабжения «малоэтажная жилая застройка/индивидуальный жилой ом/Садовый/дачный дом)», расположенного (который будет располагаться) по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> кадастровый номер №.
В соответствии с п. 7 договора сетевая организация обязуется: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного п. 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт об осуществлении технологического присоединения и направить его заявителю.
В силу п. 9 договора заявитель обязуется: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя, указанных в технических условиях; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий и представить копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решение по схеме внешнего электроснабжения, в случае, если такая документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией; подписать акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного акта от сетевой организации; надлежащим образом исполнять указанные в разделе 3 настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
Согласно п. 6 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Согласно п. 11 договора, свои обязательства по оплате истец выполнил, оплатив 550 рублей, что не оспорено ответчиком, в связи с чем датой заключения договора является ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ПАО «Россети Сибирь» принятые на себя обязательства не выполнило в указанный срок договором, несмотря на обращение истца, ответчик новый срок исполнения договора не установил, письменное соглашение об изменении срока не подписал.
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным факт нарушения ответчиком срока осуществления технологического присоединения в отсутствие каких-либо правовых оснований, в связи с чем, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований об обязании ответчика к исполнению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и необходимости их удовлетворения.
Доводы ответчика об отсутствии реальной финансовой возможности для выполнения договора технологического присоединения заявителей льготной категории в несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не могут являться основаниями для освобождения ответчика от исполнения договора, как не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда на три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Разрешая требования о взыскании неустойки, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания неустойки. Оснований для освобождения ответчика от уплаты неустойки судом не усмотрено.
Пунктом 17 договора предусмотрена ответственность сторон за нарушение обязательств, согласно которой сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 5% от указанного общего размера платы за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки, взыскиваемой за данное нарушение заявителем не может превышать размер неустойки, определенный за год.
На основании пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Определяя размер неустойки за нарушение обязательства по договору технологического присоединения, суд исходит из того, что положения пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей не исключают возможность установления более высокого размера неустойки за нарушение прав потребителя, если соответствующее условие достигнуто сторонами договора при его заключении.
Поскольку в пункте 17 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, его сторонами был согласован иной размер неустойки, нежели установлен в пункте 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, при решении вопроса о взыскании пени суд приходит к выводу, что истец просит о взыскании именно договорной, а не законной неустойки.
Размер предъявляемой неустойки исчисленной истцом в размере 10037,50 руб. ответчиком не оспорен, подтвержден как верный. Оснований для снижения неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ суд не усматривает.
Процессуальным истцом заявлено о взыскании морального вреда в размере 100 000 руб.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд полагает, что длительное неисполнение ответчиком своего обязательства по возмездному договору, оплаченному истцом и заключенному с целью обеспечения электроэнергией жилого дома, безусловно, причинило истцу нравственные страдания.
Поскольку подключение к электроснабжению требуется для повышения мощности потребляемой электроэнергии, несвоевременным исполнением ответчиком условий договора нарушены права истца как потребителя, суд, присуждает истцу компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. При этом суд учитывает вину ответчика в неисполнении условий договора, а также учитывая требования разумности и справедливости.
В соответствии с п. 6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что в данном случае составляет 7518,75 руб. (10037,50 руб.+5 000 руб.)/2).
Доводы ответчика о том, что требования истца не подпадают под действие закона о защите прав потребителей, суд отклоняет как основанные на неверном толковании права.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для электроснабжения жилого дома.
Установленный срок для исполнения решения суда суд полагает разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1176,69 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бальжинимаева А.С. удовлетворить частично.
Обязать ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527 ОГРН 1052460054327) исполнить обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527 ОГРН 1052460054327) в пользу Бальжинимаева А.С. (паспорт серии № №) неустойку за нарушение сроков осуществления технологического присоединения в размере 10037,50 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 7518,75 рублей.
Взыскать с ПАО «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527 ОГРН 1052460054327) в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 1176,69 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено 30 сентября 2024 г.
Судья М.Т. Ильина