Дело №2-4840/2021
14RS0035-01-2021-007607-82
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 мая 2021 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.
с участием представителя истца Товарова А.И.
представителя ответчика Владимировой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобякова Сергея Николаевича к Окружной администрации г. Якутска о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Кобяков С.Н. обратился в суд с иском к Окружной администрации г. Якутска о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указано, что ____ 2004г. между ООО «Кобяйский дорожно-строительный участок» и Кобяковым С.Н. заключен договор купли-продажи нежилого здания с земельным участком №4, по условиям которого продавец продал, а покупатель приобрел в собственность гаражный бокс, расположенный по адресу: ____ на земельном участке площадью ___ кв.м. Решением Якутского городского суда РС (Я) от 07 июня 2018г. за Кобяковым С.Н. признано право собственности на гаражный бокс с кадастровым (или условным) номером №, расположенный по адресу: ____ кв.м. Решением Якутского городского суда РС (Я) от 21 ноября 2018г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества с ограниченной ответственностью «Кобяйский дорожно-строительный участок» на земельный участок кадастровый номер 14:№ площадью ___ кв.м., находящийся по адресу____. Просит признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
В суд истец не явился, извещен, направил своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав пояснения лиц, явившихся на судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ____ 2004г. между ООО «Кобяйский дорожно-строительный участок» и Кобяковым С.Н. заключен договор купли-продажи нежилого здания с земельным участком №4, по условиям которого продавец продал, а покупатель (Кобяков С.Н.) приобрел в собственность гаражный бокс, расположенный по адресу: ____ на земельном участке площадью ___ кв.м.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 07 июня 2018г. за Кобяковым С.Н. признано право собственности на гаражный бокс с кадастровым (или условным) номером №, расположенный по адресу: ____ площадью ___ кв.м.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 21 ноября 2018г. прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества с ограниченной ответственностью «Кобяйский дорожно-строительный участок» на земельный участок кадастровый номер №, площадью ___ кв.м.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО «Кобяйский дорожно-строительный участок» не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельных участков, не приобрело в собственность.
Вступившим в законную силу решением суда право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ООО «Кобяйский дорожно-строительный участок» прекращено.
Таким образом, данный земельный участок является муниципальной собственностью.
Порядок предоставления земельного участка в собственность регулируется Земельным кодексом РФ.
Так, согласно ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как видно из материалов дела, границы земельного участка не были уточнены с внесением в ЕГРН.
Таким образом, истцу необходимо пройти процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность.
Как видно из материалов дела, истец не обращался в ОА г. Якутска о предоставлении земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В данном случае удовлетворение иска означало бы, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления, что недопустимо.
Так, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции Российской Федерации). В силу части первой статья 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан регулируется Земельным кодексом РФ, которым предусмотрен определенный порядок. Решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в собственность граждан принимается органом местного самоуправления. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, тогда как суд как орган судебной власти в рассматриваемом случае не вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, истцом выбран неправильный способ защиты своих прав. Им необходимо в административном порядке обратиться в ОА г. Якутска с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░