Дело № 2а-7062/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.10.2018 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия к частному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ОНЕГО-ПРОФИ» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к частному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ОНЕГО-ПРОФИ» (далее – административный ответчик, некоммерческая организация) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по тем основаниям, что некоммерческая организация неоднократно не представила в Управление сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).
Определением от 11.10.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Карелпожсервис» (далее – ООО «Карелпожсервис», учредитель).
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени его рассмотрения, в судебном заседании участие не принимали.
В соответствие с ч. 3 ст. 263 КАС РФ извещение о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела размещено 12.10.2018 на официальном сайте Управления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ОНЕГО-ПРОФИ» учреждено решением ООО «Карелпожсервис», являющимся единственным учредителем некоммерческой организации.
Решение о регистрации частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ОНЕГО-ПРОФИ» в качестве некоммерческой организации принято 15.04.2015. Запись о данной некоммерческой организации была внесена в ЕГРЮЛ 23.04.2015 за основным государственным регистрационным номером – 1151001004714, идентификационный номер налогоплательщика – 1001295905.
Административный ответчик в 2015-2017 гг. не направлял информацию о продолжении своей деятельности и его соответствии требованиям п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. В силу п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, пп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», им не позднее 15.04.2016 (за 2015 г.), 17.04.2017 (за 2016 г.) и 16.04.2018 (за 2018 г.), должны представляться в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с неисполнением указанной обязанности за 2015-2016 гг., в адрес административного ответчика 14.07.2017 направлялось предупреждение о нарушении закона со сроком устранения в течение месяца с момента его получения.
Кроме того, в связи с неисполнением 15.04.2016 данной обязанности за 2015 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Петрозаводска Республики Карелия от 06.07.2016 (далее – постановление от 06.07.2016) административный ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В соответствие с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу взаимосвязанных положений пп. 7 п. 3 ст. 50, пп. 2 п. 3 ст. 61, абз. 2 п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 123.17 ГК РФ, п. 3 ст. 2, ст. 7 Закона о некоммерческих организациях административный ответчик является некоммерческой унитарной организацией, созданной в форме фонда, который может быть ликвидирован по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления им деятельности с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пп. 1 и 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ № 705 от 11.07.2012, принятым во исполнение предписания абзаца второго п. 4.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами.
В силу п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Оценивая в соответствие с разъяснениями, содержащимися в пп. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – постановление № 64) законность и обоснованность вынесенного в адрес административного ответчика предупреждения, суд приходит к выводу, что для его вынесения у Управления имелись как фактические, так и правовые основания, а срок для устранения указанных в них нарушений соответствовал сроку, указанному в пп. 5 п. 5 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, являлся разумным, соответствовал характеру допущенных нарушений, которые могли быть устранены в установленный срок.
Срок обжалования предупреждения к моменту совершения повторного нарушения истек, при этом по указанному предупреждению предлагалось устранить иное нарушение, притом что основанием для предъявления настоящего административного иска явилось непредставление информации и отчета за иной период.
При этом правомерность предупреждения в части непредставления информации и отчета за 2015 г. следует и из постановления от 06.07.2016.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о доказанности факта неоднократного непредставления административным ответчиком сведений, предусмотренных ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, а именно: непредставление отчетов, установленных п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях или заявления, подтверждающего его соответствие пункту 3.1 указанной статьи, в 2016-2018 гг.
Таким образом, суд находит обоснованными требования Управления о ликвидации некоммерческой организации, учитывая и то обстоятельство, что допущенные неоднократно нарушения существенны, исключают возможность контроля за деятельностью административного ответчика, не могут быть устранены в ином порядке.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Соответственно, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов кредиторов административного ответчика, в том числе, не выявленных до настоящего времени, а также необходимости направления имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, на цели, указанные в уставе фонда (абз. 1 п. 1, пп. 6 и 8 ст. 63, п. 3 ст. 123.20 ГК РФ), суд на основании п. 5 ст. 61 ГК РФ считает необходимым возложить обязанность на учредителей по осуществлению ликвидации некоммерческой организации.
Поскольку п. 6 ст. 62, п. 2 ст. 64.2 ГК РФ, главой VII Закона № 129-ФЗ различают ликвидацию юридического лица и исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (притом, что последнее хотя и влечет те же правовые последствия, что и ликвидация, отличается по ее порядку), принятие одновременно решения о ликвидации административного ответчика и об исключении его из ЕГРЮЛ недопустимо.
Кроме того, в силу п. 9 ст. 63 ГК РФ, ст.ст. 19, 21 Закона о некоммерческих организациях, пп. 1-6 ст. Закона № 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после совершения необходимых ликвидационных процедур и внесения об этом регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в удовлетворении требований об исключении сведений из ЕГРЮЛ в отношении административного ответчика следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Ликвидировать частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ОНЕГО-ПРОФИ» (ОГРН 1151001004714, ИНН 1001295905).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 25.10.2018.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 26.10.2018.