Решение по делу № 12-14/2024 от 22.07.2024

№ 12-14/2024

УИД № 02RS0010-01-2024-000430-06

РЕШЕНИЕ

с. Чоя 30 сентября 2024 года

Судья Чойского районного суда Республики Алтай Берсимбаева С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АТ-503-кн от 09 июля 2024 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ч.7 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ч.11 ст.8.2, ст.8.41 КоАП РФ, и назначено наказание в пределах санкции ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № АТ-503-кн от 09 июля 2024 года общество с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» (далее ООО «Рудник «Веселый») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ч.7 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ч.11 ст.8.2, ст.8.41 КоАП РФ, и назначено наказание в пределах санкции ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей более строгое административное наказание, в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Рудник «Веселый» Зубова Н.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит снизить юридическому лицу размер административного штрафа до размера ниже минимального, применив ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что выявленными в результате проведенной плановой выездной проверки общества нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования не был причинен вред ни общественным интересам, ни государственным интересам. Назначенный ООО «Рудник «Веселый» штраф в сумме 300 000 рублей является значительным и несоразмерным правонарушению. По состоянию на 17.07.2024 ООО «Рудник «Веселый» имеет налоговую задолженность в сумме 17 826 717 рублей 13 копеек, наложение штрафа в сумме 300 000 рублей приведет к ухудшению финансового положения юридического лица.

В судебном заседании представитель ООО «Рудник «Веселый» по доверенности Гусев А.Х. доводы жалобы поддержал, а также пояснил, что в настоящее время налоговая задолженность общества ещё увеличилась, у общества сменился руководитель и все выявленные в ходе проверки нарушения будут устраняться.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО «Рудник «Веселый», судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.7 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.10 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.11 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении плановой выездной поверки от 02.04.2024 № 503-кн, принятого временно исполняющим обязанности руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в отношении ООО «Рудник «Веселый» в период с 08 по 19 апреля 2024 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

По результатам данной проверки составлен акт выездной проверки от 19.04.2024 № АТ-503-кн, в котором зафиксированы допущенные обществом нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), а также составлены протоколы об административных правонарушениях от 21.06.2024 № АТ-503-кн/1 по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, № АТ-503-кн/2 по ст.8.1 КоАП РФ, № АТ-503-кн/3 по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ, № АТ-503-кн/4 по ст.8.41 КоАП РФ, № АТ-503-кн/5 по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ и № АТ-503-кн/6 (с учетом Определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок № АТ-503-кн/6 от 08.07.2024) по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

Из акта проверки следует, что ОАО «Рудник «Веселый» поставлен на государственный учет объект по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка, код объекта 84-0122-001331-П, I категория негативного воздействия, значительный риск.

После реорганизации юридического лица ОАО «Рудник «Веселый» путем преобразования в ООО «Рудник «Веселый» проведена актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении, местонахождение объекта: Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка, код объекта 84-0122-001331-11-П, объект I категории негативного воздействия, значительный риск.

ООО «Рудник «Веселый» в 2021 году проведена актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, код объекта 84-0122-001331-11-П, I категории негативного воздействия, значительный риск.

ООО «Рудник «Веселый» в 2022 году выдано уведомление об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок, допущенных при внесении сведений об объекте НВОС.

ООО «Рудник «Веселый» в 2022 году проведена актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении, местонахождение объекта: Республика Алтай, Чойский район. с. Сейка, код объекта 84-0122-001331-11-П, объект I категории негативного воздействия, высокий риск.

Согласно указанным протоколам об административных правонарушениях ООО «Рудник «Веселый» допущены нарушения:

ООО «Рудник «Веселый» осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов (далее - ОРО) - хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка, промплощадка. Хвостохранилище предназначено для складирования хвостов переработки руды золотоизвлекательной фабрики и осветления оборотной воды. С 2009 года применяется система замкнутого оборотного водоснабжения, состоящая из пульпопровода транспортировки технологических вод в хвостохранилище и водовода для подачи отстоявшейся воды на фабрику.

ОРО Хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики находится в собственности ОАО «Рудник «Веселый» (ИНН 0409003667), являющегося правопредшественником проверяемого ООО «Рудник «Веселый», в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2011 № 02-АВ 205151, выданного Управлением Росреестра по Республике Алтай.

Приказом Росприроднадзора от 08.06.2016 № 321 хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики было внесено в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с присвоением номера 04-00006-Х-00321-080616. Эксплуатирующей организацией является ОАО «Рудник «Веселый».

В связи со сменой организационно-правовой формы эксплуатирующей ОРО организации ООО «Рудник «Веселый» обращалось в Росприроднадзор с соответствующим письмом о внесении изменений в ГРОРО от 25.10.2019 № 691 в части изменения эксплуатирующей организации. Письмом Росприроднадзора от 14.02.2020 № АА-10-03-32/4697 «О ведении ГРОРО» во внесении изменений в ГРОРО отказано в связи с имеющимися замечаниями. В ответ на указанное письмо ООО «Рудник «Веселый» повторно обратилось в Росприроднадзор с письмом от 25.03.2020 №180. Письмом Росприроднадзора от 09.06.2020 № АА-10-03-32/17495 «О ведении ГРОРО» ООО «Рудник «Веселый» разъяснен порядок ведения ГРОРО, в т.ч. необходимость направления заявления о внесении изменений в ГРОРО с приложением характеристики ОРО в территориальный орган Росприроднадзора.

09.12.2020 от ООО «Рудник «Веселый» в Управление поступило заявление от 08.12.2020 №385 о внесении изменений в ГРОРО с приложением необходимых материалов (вх. № 05/20528 от 09.12.2020). Поступившие материалы Управлением письмом от 15.12.2020 № 03-02/13145 направлены в центральный аппарат Росприроднадзора для рассмотрения. Письмом Росприроднадзора от 28.12.2020 № АА-10-02-32/46091 отказано во внесении изменений в ГРОРО по причине наличия замечаний к представленным документам, в т.ч. отсутствия сведений о наличии действующего заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО.

В дальнейшем ООО «Рудник «Веселый» повторно обращалось с заявлениями о внесении изменений в ГРОРО с приложением необходимых материалов, однако, письмами Росприроднадзора от 28.06.2021 № АА-10-02-34/20034, от 14.09.2021 № АА-10-02-34/30808, письмом Управления от 07.02.2022 № 09-05/1080 отказано по тем же основаниям.

Согласно ч.ч.6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В нарушение ч.ч.6. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Рудник «Веселый» осуществляет размещение отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

20.01.2022 ООО «Рудник «Веселый» проведена инвентаризация ОРО, по результатам которой составлена Характеристика ОРО хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики от 20.01.2022 (далее - Характеристика). В соответствии с требованиями ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. второй экземпляр данной Характеристики направлен в Управление письмом ООО «Рудник «Веселый» от 20.01.2022 № 3 (вх. № 05/794 от 20.01.2022).

Согласно представленной Характеристике назначение ОРО - хранение отходов; дата ввода в эксплуатацию - 02.12.2014; площадь ОРО - 246 000 м2; вместимость - 3 000 000 куб.м. (5 040 000 т); размещено 2 210 670,17 куб.м. (3 713 925,88 т); наименование вида отходов и его код - отходы (хвосты) флотации руд серебряных и золотосодержащих, код ФККО 2 22 411 08 395.

В результате проверки установлено, что представленная Характеристика не в полной мере соответствует Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (далее - Правила № 49), а именно:

- в п. 15 указано, что негативное воздействие ОРО на окружающую среду отсутствует. Отсутствие негативного воздействия ОРО на окружающую среду обеспечивается наличием на ОРО систем защиты окружающей среды и данными мониторинга окружающей среды, подтверждающими соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (Правила № 49). Однако, указанных сведений не имеется, что подтверждается письмом Управления от 15.02.2024 № 03 - 05/1402 «О рассмотрении отчета о результатах мониторинга».

В нарушение требований ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Характеристика ОРО Хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики, составленная ООО «Рудник «Веселый» по результатам проведенной в 2022 году инвентаризации не в полной мере соответствует Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, в части указания в п.15 Характеристики сведений об отсутствии негативного воздействия ОРО на окружающую среду.

(административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.2 КоАП РФ).

Также установлен факт того, что ООО «Рудник «Веселый» при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства не соблюдает экологические требования, предусмотренные ч.2 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422; ч. 4 ст. 67 ч.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (административное правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ).

Так, согласно п.1 таблицы нарушений, перечисленных в акте проверки, при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчеты выбросов произведены по методикам, 2 из которых не включены в перечень методик расчета, сформированный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 29.06.2021: «Сборник методик по расчету выбросов вредных в атмосферу различными производствами»; «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (Дополненное и переработанное). СПб. НИИ Атмосфера, 2012», что является нарушением требований ч.2 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422.

Согласно п.11 таблицы нарушений, перечисленных в акте проверки, главный маркшейдер ООО «Рудник «Веселый» Давыдова М.А., на которого возложена обязанность инженера по охране окружающей среды, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является нарушением ч.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 12 таблицы нарушений, перечисленных в акте проверки, программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) ООО «Рудник Веселый», утвержденная генеральным директором Краснобаем А.И. ООО «Рудник Веселый» 17.12.2020, не в полной мере соответствует установленным требованиям, а именно: в подразделе «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» план-график контроля стационарных источников выбросов не содержит сведения о методе отбора проб, что является нарушением ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9.1 Требований к содержанию программы ПЭК, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Рудник «Веселый» оказывает воздействие на атмосферный воздух посредством выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

В собственности ООО «Рудник «Веселый» находятся следующие объекты, расположенные на промплощадке в 4 км на северо-запад от с.Сейка: административно-бытовой комбинат (АБК), технический склад № 1, технический склад № 2, компрессорная, шахта, ремонтный гараж, хвостохранилище золотоизвлекательной фабрики, здание ОЗИФ с дробильным отделением и др.

В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а также осуществлять разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее - Порядок проведения инвентаризации).

Согласно пунктам 17 и 18 Порядка проведения инвентаризации определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных источников загрязнения атмосферного воздуха осуществляется инструментальными и расчетными методами. Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.

Часть 2 ст.22 Федерального закона № 96-ФЗ и пунктом 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422, определено, что формирование и ведение перечня Методик расчета осуществляется Минприроды России в соответствии с Порядком формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденным приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341.

При проведении анализа методик, применяемых при проведении инвентаризации для определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Рудник «Веселый», установлено, что следующие методики, применяемые ООО «Рудник «Веселый», отсутствуют в Перечне методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, размещенная на официальном сайте Минприроды России в открытом доступе по ссылке lrttps://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/: «Сборник методик по расчету выбросов вредных в атмосферу различными производствами»; «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (Дополненное и переработанное). СПб. НИИ Атмосфера. 2012.».

В нарушение требований ч.2 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422. при проведении инвентаризации расчеты выбросов произведены по методикам, не включенным в перечень методик расчета, сформированный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 29.06.2021.

Согласно ч.1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Приказом ООО «Рудник «Веселый» от 04.07.2018 № 370 «Об организации производственного экологического контроля» персональная ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства РФ на территории предприятия возложена на главного инженера - в части организации производственного экологического контроля (п. 1.2), на инженера по охране окружающей среды (далее - ООС) - в части выполнения требований экологического контроля (п. 1.3), на главного механика, главного энергетика, начальника ОЗИФ и иных должностных лиц - в части соблюдения установленных требований на соответствующих участках.

Приказом ООО «Рудник «Веселый» от 15.05.2020 № 141 «О назначении ответственных за обращение с отходами производства и потребления I-IV классов опасности» ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-IV классов опасности в целом по предприятию возложена на инженера по ООС, ответственность за соблюдение требований по обращению с отходами производства и потребления, изложенными в инструкции экологической безопасности, инструкциях о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления возложена на руководителей структурных подразделений.

Приказом ООО «Рудник «Веселый» от 09.01.2024 № 1/1 «О возложении обязанностей» в связи с производственной необходимостью, открытой вакансией инженера по охране окружающей среды, обязанность инженера по охране окружающей среды ООО «Рудник Веселый» возложена на главного маркшейдера рудника с подземной добычей руды Давыдову М.А.

В нарушение требования ч.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф «Об охране окружающей среды», главный маркшейдер ООО «Рудник «Веселый» Давыдова М.А., на которого возложена обязанность инженера по охране окружающей среды, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Программа НЭК ООО «Рудник Веселый» утверждена генеральным директором ООО «Рудник Веселый» Краснобаем А.И. 17.12.2020. В ходе проверки установлено, что представленная Программа ПЭК ООО «Рудник Веселый», не в полной мере соответствует обязательным требованиям. Так, в представленной Программе ПЭК ООО «Рудник Веселый» в подразделе «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» план-график контроля стационарных источников выбросов не содержит сведения о методе отбора проб.

В нарушение требований ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109. программа производственного экологического контроля ООО «Рудник Веселый», утвержденная генеральным директором ООО «Рудник «Веселый» 17.12.2020 не в полной мере соответствует установленным требованиям.

Кроме того, 19 апреля 2024 года по результатам вышеуказанной проверки установлен факт того, что в нарушение требования ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований, установленных Порядком проведения собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1030, Программа мониторинга ОРО и представленный отчет о результатах мониторинга ОРО не в полной мере соответствуют указанным требованиям (административное правонарушение, предусмотренное ч.11 ст.8.2 КоАП РФ).

Так, программа мониторинга ОРО, утвержденная генеральным директором ООО «Рудник «Веселый» в 2024 году, не в полной мере соответствует установленным требованиям, а именно: в разделах 4, 5 отсутствуют выводы о выбранных конкретных компонентах природной среды и выбранных показателей, подлежащих наблюдению для компонентов природной среды, о периодичности наблюдений; в разделе 6 отсутствуют выводы о выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений; в разделе «Список использованных источников» в некоторых пунктах отсутствуют названия источников, издательств и даты изданий, что является нарушением требований ч.2 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п.9 таблицы нарушений).

Согласно п. 10 таблицы нарушений, перечисленных в акте проверки, предоставленный отчет о результатах мониторинга ОРО за 2023 год не в полной мере соответствует установленным требованиям, а именно: в отчете отсутствуют сведения наблюдений с места отбора проб атмосферного воздуха; отсутствуют сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение грунтовых вод в наблюдательной скважине HCI-5 за II, III. IV кварталы 2023 года, в нарушение требований ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

ООО «Рудник «Веселый» эксплуатирует объект размещения отходов.

Согласно ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1030 утвержден порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок).

Согласно п.3 Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую сред;, осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов.

Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

На основании п. 4 Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов.

Письмом ООО «Рудник «Веселый» от 03.04.2024 № 34 представлена Программа мониторинга ОРО, утвержденная генеральным директором ООО «Рудник «Веселый» в 2024 году (число и месяц не указаны) и письмом от 12.01.2024 № 9 отчет о результатах мониторинга ОРО за 2023 год.

Проверкой установлено, что представленная Программа мониторинга ОРО, утвержденная генеральным директором ООО «Рудник «Веселый» в 2024 году, не в полной мере соответствует требованиям, установленным Порядком проведения собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1030. а именно:

- в разделах 4 «Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду», 5 «Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений» отсутствуют выводы о выбранных конкретных компонентах природной среды и выбранных показателях, подлежащих наблюдению для компонентов природной среды, о периодичности наблюдений;

- в разделе 6 «Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений» отсутствуют выводы о выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;

- в разделе «Список использованных источников» с указанием перечня использованных при подготовке Программы мониторинга ОРО нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания, в некоторых пунктах отсутствуют названия источников, издательств и даты изданий.

Представленный отчет о результатах мониторинга ОРО за 2023 год не в полной мере соответствует установленным требованиям к его составу и содержанию, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 № 1030, а именно:

- в отчете отсутствуют сведения наблюдений с места отбора проб атмосферного воздуха, не предоставлены соответствующие документы, подтверждающие, что площадь хвостохранилища находится под слоем воды и пыления от пляжа хвостохранилища не происходит;

- отсутствуют сведения о показателях, характеризующих состояние и загрязнение грунтовых вод в наблюдательной скважине НС1-5 за II, III, IV кварталы 2023 года, не предоставлены подтверждающие документы отсутствия воды в скважине.

Также установлен факт того, что в нарушение требований п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Рудник «Веселый» плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2023 год в установленный срок (до 01 марта 2024 г.) не внесена в полном объеме.

В соответствии с п.3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч.2 ст. 16.4 указанного закона).

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2023 год ООО «Рудник «Веселый» представлена в Управление 27.02.2024. т.е. в установленный срок. Сумма начисленной платы согласно декларации за 2023 год составила 3 415 896,54 руб.. в т.ч. плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами -113 134,87 руб., плата за размещение отходов производства и потребления - 3 402 761,67 руб. За 2023 год сумма платы за НВОС внесена частично в размере 13 134,87 руб. На сумму задолженности, равной 3 402 761,67 руб., Управлением в адрес ООО «Рудник «Веселый» направлено Требование от 17.04.2024 № 09-05/3486 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2023 год.

(административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41 КоАП РФ).

Кроме того, в ходе вышеуказанного контрольно-надзорного мероприятия установлен факт того, что ООО «Рудник «Веселый» осуществляло эксплуатацию объекта по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении I категории негативного воздействия, связанную с образованием отходов, в период с 01.01.2021 до 12.03.2024 в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в нарушение ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.11. ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так, в ходе натурного осмотра территории, зданий, строений, сооружений ООО «Рудник«Веселый» установлено, что на территории промплощадки расположены: административное здание; хвостохранилище; автотранспортный цех (АТЦ); ЗИФ; склад; котельная; иные строения и объекты. В административном здании ООО «Рудник «Веселый» расположены кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, копировальной техникой, средствами связи. Для освещения территории и помещений используются люминесцентные лампы, светодиодные лампы. На территории предусмотрены и оборудованы места (площадки, контейнеры) накопления отходов, предназначенные для дальнейшей передачи специализированным организациям для утилизации, обезвреживания и размещения отходов. Контейнеры, в которых накапливаются отходы, расположены на оборудованных бетонированных площадках, огороженных с трех сторон. Для временного накопления ламп люминесцентных, утративших потребительские свойства, оборудовано место в закрытом помещении в металлической емкости с крышкой.

В процессе деятельности ООО «Рудник «Веселый» образуются отходы производства и потребления, которые передаются иным лицам, размещаются на своем объекте размещения, что подтверждается имеющимися в материалах проверки данными учета в области обращения с отходами за 2021, 2022, 2023 гг., формой федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2021, 2022, 2023 гг, договорами о передаче отходов, иными документами.

В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029, в соответствии с которым нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

ООО «Рудник «Веселый», осуществляющим эксплуатацию объекта по добыче коренного золота на Синюхинском месторождении I категории негативного воздействия, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разработаны и не утверждены в установленном порядке.

(административное правонарушение, предусмотренное ч.7 ст.8.2 КоАП РФ).

Также установлен факт неисполнения ООО «Рудник «Веселый» обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в установленном порядке в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так, согласно п.3 таблицы нарушений, перечисленных в акте проверки данные учета отходов за 2021, 2022 г.г. обобщены не по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным), а по итогам кварталов, в нарушение п.11 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (далее - Порядок № 1028).

В соответствии с п.4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат:

- все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;

- все виды отходов 1-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно п. 11 Порядка № 1028 данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

В соответствии с п.8 Порядка № 1028 документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работа также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

Согласно п. 15 Порядка № 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц. а также размещенных отходов.

В рамках плановой выездной проверки ООО «Рудник «Веселый» представлены журналы учета движения отходов за 2021, 2022, 2023 год.

По результатам анализа данных журнала учета образования и движения отходов за 2021 и 2022 год установлено, что ООО «Рудник «Веселый» учет велся поквартально без обобщения данных учета в области обращения с отходами по итогам календарного года. Нарушены требования: п.11 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

(административное правонарушение, предусмотренное ч.7 ст.8.2 КоАП РФ).

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости и достаточности, по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Ч.1 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия (бездействие) общества, имевшего возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, правильно квалифицированы должностным лицом по ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ч.7 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ч.11 ст.8.2, ст.8.41 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства подлежащего применению.

Согласно ч.6 ст.4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Изложенные в обжалуемом постановлении выводы должностного лица о наличии в деянии общества состава названных административных правонарушений соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протоколов об административных правонарушениях и оформлении других материалов дела, которые не устранены в ходе производства по делу и могли бы повлечь признание их недопустимыми доказательствами по делу, не допущено.

Должностным лицом при назначении наказания ООО «Рудник «Веселый» обоснованно не применены положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа предупреждением, поскольку совершенные юридическим лицом административные правонарушения посягают на установленный законом порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

Также в постановлении о назначении административного наказания указано, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенных административных правонарушений и их последствиями, об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностному лицу, рассматривающему вышеуказанное дело, представлено не было, в связи с чем, оснований для применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется.

Принимая во внимание финансовое положение ООО «Рудник «Веселый», таковых оснований при рассмотрении жалобы на постановление по делам об административных правонарушениях о назначении обществу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, согласно ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, судья также не усматривает.

Таким образом, судья считает, что должностным лицом правомерно назначено наказание ООО «Рудник «Веселый» за совершение 6 административных правонарушений (ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ч.7 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ч.11 ст.8.2, ст.8.41 КоАП РФ) в пределах санкции ч.4.ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого наказания, в виде административного штрафа в размере 300000 рублей и основания для применения положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ о назначении обществу административного штрафа в размере менее минимального размера отсутствуют, поскольку данные нормы могут быть применены при определенных условиях за совершение конкретного административного правонарушения.

В этой связи доводы жалобы представителя ООО «Рудник Веселый» удовлетворению не подлежат.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Оснований для изменения квалификации или прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы рассмотреть дело полно, всесторонне и объективно, по делу не допущено.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Административное наказание ООО «Рудник «Веселый» назначено должностным лицом с учетом требований ч.ч.2,6 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в пределах санкции ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.

Однако, резолютивная часть постановления о назначении наказания № АТ-503-кн от 09.07.2024 не содержит ссылки на назначение ООО «Рудник «Веселый» наказания с применением ч.ч.2,6 ст.4.4 КоАП РФ, в связи с чем постановление должностного лица в данной части подлежит изменению.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление временно исполняющего обязанности руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №АТ-503-кн от 09 июля 2024 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.2, ч.7 ст.8.2, ч.10 ст.8.2, ч.11 ст.8.2, ст.8.41 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рудник «Веселый» изменить:

резолютивную часть постановления после слов «назначить административное наказание» дополнить словами «с применением ч.ч.2,6 ст.4.4 КоАП РФ», в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения копии через Чойский районный суд Республики Алтай.

Судья С.А. Берсимбаева

12-14/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Рудник Веселый"
Суд
Чойский районный суд Республики Алтай
Судья
Берсимбаева Светлана Ахметкажиевна
Дело на странице суда
choisky.ralt.sudrf.ru
22.07.2024Материалы переданы в производство судье
24.07.2024Истребованы материалы
06.08.2024Поступили истребованные материалы
09.09.2024Судебное заседание
19.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.10.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2024Вступило в законную силу
09.12.2024Дело оформлено
10.12.2024Дело передано в архив
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее