Решение по делу № 2-322/2017 от 19.01.2017

Дело № 2-322/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми 06 февраля 2017 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

с участием истца Лузяниной Т.А.,

представителя истца Мочалова Л.Б.,

представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузяниной Т.А. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просила суд обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ " с 01 июля 2016 года и выплатить недоплату пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми. В обоснование требований истец указала, что 01 декабря 2015 года обратилась к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», однако ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который ответчик определил в размере 17 л. 05 м. 00 дн. 07 декабря 2016 года истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но решением № 236/04 от 16 декабря 2016 года в установлении страховой пенсии было отказано. В решении указано о том, что стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья на день обращения, т.е. на 07 декабря 2016 г., ответчиком установлен - 29 лет 04 месяца 29 дней. С решениями об отказе в назначении пенсии истец не согласна. Считает, что ответчик незаконно из специального стажа исключил периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды работы в сельской местности должны быть зачтены как один год работы за один год и три месяца, кроме того периоды в сельской местности, которые были рассчитаны в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев должны быть рассчитаны еще и с учетом льготы один год работы за один год и три месяца, поскольку истец работала в поселке городского типа. По расчету истца право на пенсию у нее возникает с 01 июля 2016 года.

Ответчик ГУ УПФ в г.Воркуте в отзыве на иск указал, что курсы повышения квалификации исключены из специального стажа истца в силу закона. По представленным документам стаж работы в связи с лечебной деятельностью истца составил на 07 декабря 2016 г. 29 л. 04 мес. 29 дн., что не дает ей права на назначение пенсии.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования по доводам иска.

Представитель ответчика с иском не согласился по доводам отзыва.

Выслушав стороны, исследовав материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец первый раз обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста 01 декабря 2015 года. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа. Протоколом комиссии УПФ в г.Воркуте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц от 01.02.2016 г. установлена продолжительность стажа работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (календарно) – 17 лет 05 месяцев 00 дн.

Во второй раз истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста 07 декабря 2016 года. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 16.12.2016 г. в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа. Указанным решением установлена продолжительность стажа работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения – 29 лет 04 мес. 29 дн.

Из справки № 2135 от 23.12.2015 г., уточняющей особый характер работы или условия необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которую истец предоставила ответчику при назначении пенсии следует, что истец работала в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская больница № 4» (поселок Северный города Воркута) в должности медицинской сестры перевязочной ортопедического отделения с 01.02.1993г. по 30.06.2009г. С 01.07.2009г. муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 4» реорганизовано путем присоединения к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» на основании Постановления Главы муниципального образования городского округа «Воркута» от 06.04.2009г. № 452, оформлена с 01.07.2009 (пр. № 238/ЛС от 31.07.2009) сверх штатного расписания в должности медицинской сестры перевязочной, переведена на должность медицинской сестры кабинета хирургического в травмо-хирургическое отделение с 11.01.2010 (пр. № 04/ЛС от 11.01.2010), работала по 16.08.2010 (пр. № 281/ЛС от 16.08.2010), уволена по уходу за ребенком до 14 лет. За период работы истец направлялся на курсы повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров, с сохранением среднего заработка: с 08.12.2003г. по 24.12.2003 г., с 11.02.2008г. по 20.02.2008г., с 17.03.2008г. по 02.04.2008 г. В соответствии с общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. № 413 поселок Северный отнесен к поселкам городского типа, подчиненным администрации города Воркуты (позиция 87 410 596/6/). Поселок Северный находился на территории Горняцкого района города Воркуты. Согласно справочнику (Административно-территориальное деление Коми АССР -г.Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1986г.), составленному на 01.01.1986 год поселок Северный подчинялся Совету как сельская местность. Работодателем в льготной справке указано, что должно примениться две льготы за период работы с 01.02.1993 по 30.06.2009, как работа в отделениях хирургического профиля 1 год работы за один год и 6 месяцев и как работа в поселках городского типа 1 год работы за один год 3 мес.

Из справки № 4585 от 07.12.2016 г. следует, что истец работала в МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи» г. Воркуты Республики Коми медицинской сестрой палатной взрослого травматолого-ортопедического отделения с 03.10.2011 года; медицинской сестрой перевязочной взрослого травматолого-ортопедического отделения с 15.12.2014 года по настоящее время. 1 год работы при полном рабочем дне в данных должностях и структурных подразделениях засчитывается: с 03.10.2011 года по 14.12.2014 года - за 1 год, а с 15.12.2014 года по настоящее время - за 1 год и шесть месяцев согласно п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Истец не согласна с исключением периодов обучения на курсах повышения квалификации с 08.12.2003 по 24.12.2003, с 11.02.2008 по 20.02.2008, с 17.03.2008 по 02.04.2008 гг. Как следует из таблицы трудовой деятельности, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 08.12.2003 по 24.12.2003, с 11.02.2008 по 20.02.2008, с 17.03.2008 по 02.04.2008 гг. исключены ответчиком из специального стажа истца. Между тем, из материалов дела следует, что в указанные периоды истец работала в медсанчасти «Северная» перевязочной медсестрой ортопедического отделения и периоды которые предшествовали и следовали за спорными включены ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 9 месяцев.

Проверив стаж, установленный ответчиком, суд находит его неверным, а доводы истца заслуживающими внимания по следующим основаниям.

В силу пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочное назначение страховой пенсии производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту «н» указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 разъяснений Минтруда РФ N 29 от 22 мая 1996 года, в редакции Постановления Минтруда РФ от 1.10.1999 года N 36, зарегистрированного в Минюсте РФ от 24 октября 1996 года, которые действуют до настоящего времени, в специальный стаж может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Прохождение истицей курсов связано с повышением ее профессиональной квалификации, что обеспечивало исполнение ею основной трудовой функции медицинского работника на более высоком уровне. На курсы с отрывом от производства истец была направлена работодателем, за ней сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Также судом Закон РФ "О трудовых пенсиях" и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 года N 781, не содержат прямого запрета об исключении спорных периодов из специального стажа, что также не было учтено комиссией Пенсионного фонда. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как период работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности, приравнивается к выполнению работы, работник имеет право на получение всех льгот, предоставляемых в связи с указанной работой, за время нахождения работника на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд, суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачету в специальный стаж в таком же порядке, как и работа, которую истица выполняла до направления на курсы повышения квалификации.

Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 08.12.2003 по 24.12.2003, с 11.02.2008 по 20.02.2008, с 17.03.2008 по 02.04.2008 гг. подлежат включению в стаж лечебной деятельности в льготном порядке как один год работы за один год и девять месяцев.

Расчет специального стажа истца не может быть положен в основу решения суда, поскольку истец при исчислении специального стажа дважды учел периоды обучения на курсах повышения квалификации и применил льготный порядок исчисления спорного периода дважды один раз при исчислении как один год за 1 год и 3 месяца, второй раз при исчислении как 1 года за один год и 6 месяцев. Между тем, из смысла действующего пенсионного законодательства следует, что период работы может учитываться в специальный стаж только один раз. При таких обстоятельствах, период курсов повышения квалификации должен быть учтен в специальный стаж один раз и к нему должно применяться льготное исчисление как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.

Поскольку истец в исковом заявлении ставит вопрос о назначении ей пенсии, то суд проверяет право на назначение пенсии с учетом всех периодов работы и отвлечений истца от основной деятельности.

Истцу в периоды с 17.06.1997 по 15.06.1998, с 26.05.2008 по 12.10.2008 гг. предоставлялись листки нетрудоспособности по беременности и родам. Из таблицы трудовой деятельности следует, что указанные периоды включены ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении. Между тем, из материалов дела следует, что в указанные периоды истец работала в медсанчасти «Северная» перевязочной медсестрой ортопедического отделения и периоды которые предшествовали и следовали за спорными включены ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 9 месяцев.

Пленум Верховного суда РФ п.26, 27 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Из смысла как действующего, так и действовавшего трудового законодательства следует, что отпуск по беременности и родам является дополнительными по отношению к основному отпуску.

Поскольку периодам ухода истца в отпуск по беременности и родам предшествовали и следовали за ними периоды работы истца в должности перевязочной медсестрой ортопедического отделения медсанчасти «Северная», которые зачтены ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за один год и 9 месяцев, суд приходит к выводу о том, что сами периоды отпуска по беременности и родам с 17.06.1997 по 15.06.1998, с 26.05.2008 по 12.10.2008 гг. должны быть рассчитаны также в льготном порядке, как и работа предшествующая указанным периодам. При таких обстоятельствах, стаж работы истца в связи с лечебной деятельностью с учетом спорных периодов в льготном исчислении составит на 01 декабря 2015 года, равно как и на 01 июля 2016 года менее 30 лет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июля 2016 года, выплате в её пользу недоплаты пенсии с 01 июля 2016 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми следует отказать.

Принимая решение об отказе истцу в назначении пенсии с 01 июля 2016 года суд также исходит из того, что назначение пенсии носит заявительный характер, а истец 01 июля 2016 года за назначением пенсии к ответчику не обращалась. Вместе с тем, специальный стаж истца на 07 декабря 2016 года в льготном исчислении составит более 30 лет, в связи с чем, суд возлагает на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию истцу в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07 декабря 2016 года, и выплатить в её пользу недоплату пенсии с 07 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми, поскольку невыплаченные суммы пенсии частично потеряли свою покупательскую способность.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми назначить досрочную страховую пенсию Лузяниной Т.А. в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07 декабря 2016 года, выплатить в её пользу недоплату пенсии с 07 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.

Отказать в удовлетворении исковых требований Лузяниной Т.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о назначении пенсии в соответствии с п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июля 2016 года, выплатить в её пользу недоплату пенсии с 01 июля 2016 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Республике Коми.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2017 года.

Председательствующий судья Е.А. Бунякина

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-322/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Лузянина Т.А.
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
19.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2017Передача материалов судье
20.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2017Судебное заседание
13.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее