дело № 2-1103/2024
УИД: 48RS0003-01-2024-001104-18
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года Правобережный районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего Ситниковой Н.Е.,
при ведении прокола помощником судьи Приваловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокуратуры Липецкой области в интересах Российской Федерации в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области к Сладких Татьяне Валерьевне о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
у с т а н о в и л:
Прокуратура Липецкой области обратилась в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области к Сладких Т.В. о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат. В обоснование заявленных требований истец указал, что по информации ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области» Минтруда России проведена проверка соблюдения законодательства при получении пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат. Согласно представленным Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области сведениям Сладких Т.В., как инвалид третьей группы за период с 01.06.2022г. по 30.06.2023г. получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 227 080 руб. 17 коп. В связи с ростом инвалидности вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России проведена внеплановая документарная проверка обоснованности принимаемых бюро медико-социальной экспертизы решений на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.03.2021г. № 101н «Об утверждении Порядка осуществления контроля Федеральным бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми главными бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах». При осуществлении экспертным составом №1 проверки повторно освидетельствуемых граждан в бюро № 3 получены данные, подтверждающие факт предоставления Сладких Т.В. на медико-социальную экспертизу подложных документов. При проведении медико-социальной экспертизы Сладких Т.В. заочно в порядке контроля установлено, что на основании представленных ею документов медицинской организацией направлены заведомо ложные сведения, по которым проводилась медико-социальная экспертиза 10.06.2023г., группа инвалидности отменена. Материалами проверки подтверждается наличие факта недобросовестности со стороны Сладких Т.В. при получении группы инвалидности и, как следствие, получение соответствующих выплат. Сладких Т.В. не имела заболевания, послужившего основанием для незаконного установления группы инвалидности, и получения в дальнейшем пенсии по инвалидности и ЕДВ. 16.06.2023г. экспертным составом №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России установлен факт предоставления подложных документов, на основании которых ранее проводились медико-социальные экспертизы и группа инвалидности прекращена, о чем прокурору области сообщено 21.07.2023г. Прокуратура Липецкой области просит суд взыскать со Сладких Т.В. в пользу Российской Федерации в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Липецкой области незаконно полученные за период с 01.06.2022г. по 30.06.2023г. пенсию по инвалидности и ЕДВ в сумме 227 080 руб. 17 коп.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Липецкой области по доверенности Мугдусян А.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области по доверенности Виниченко Д.С. против удовлетворения иска не возражала.
Ответчик Сладких Т.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена в установленном порядке, причина неявки суду не известна.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства по представленным доказательствам.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены меры социальной защиты инвалидов. В их числе - материальное обеспечение инвалидов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно статье 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и ежемесячная денежная выплата инвалидам (статья 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом; положения Правил приведены в редакции, действовавшей на дату установления Сладких Т.В. инвалидности – 10.06.2022г.).
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утратило силу с 1 июля 2022 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О признании лица инвалидом", утвердившего новые правила признания лица инвалидом, в которых содержатся аналогичные положения.
В соответствии с Правилами признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25 Правил). Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24 Правил).
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36 Правил).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Из частей 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что физические и юридические лица, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой" указано, что в целях обеспечения добросовестного исполнения субъектами пенсионных отношений своих обязанностей и предупреждения злоупотребления правом на получение пенсии статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена ответственность физических и юридических лиц за представление недостоверных сведений и несвоевременное представление необходимых сведений, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, - возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату трудовых пенсий (аналогичное правовое регулирование содержится в статье 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии") (абзац третий пункта 3 названного постановления).
Федеральный законодатель, закрепивший - в рамках своих дискреционных полномочий в сфере регулирования пенсионных отношений - в статье 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный механизм защиты публичных имущественных интересов, связанных с использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату в определенном размере пенсий лицам, которые отвечают установленным требованиям, исходил из того, что пункты 1 и 2 данной статьи не предполагают возложение ответственности на гражданина, которому была назначена пенсия, если не установлена его вина в указанных в статье деяниях, а ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату пенсии, не является следствием противоправных действий (или бездействия) гражданина, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей (абзац пятый пункта 3 названного постановления).
Гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абзац первый пункта 4 названного постановления).
Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном случае вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) абзац девятый пункта 4 названного постановления).
Из изложенного следует, что законом установлена ответственность физических и юридических лиц в виде возмещения пенсионному органу ущерба за представление недостоверных сведений, повлекших за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий. Привлечение к такой ответственности обусловлено наличием вины субъекта нарушения, в данном случае гражданина - получателя пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты. Признание недействительными решения учреждения медико-социальной экспертизы об установлении гражданину инвалидности и, как следствие, справки об установлении гражданину инвалидности, выданной этим учреждением, послужившей основанием для назначения пенсионным органом гражданину пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, само по себе не может служить основанием для взыскания с такого гражданина излишне выплаченных ему денежных средств без выявления факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому назначены пенсионные выплаты по инвалидности.
Судом установлено из материалов дела, что Сладких Т.В. с 26.06.2020г. по 30.06.2023г. являлась получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалид" на основании статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием для назначения Сладких Т.В. страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты послужило установление Сладких Т.В. инвалидности Бюро МСЭ №3 федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" с выдачей ей справки от 01.07.2022 г. об установлении III группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания. При этом, Сладких Т.В. впервые направлена на медико-социальную экспертизу в 2020г. с целью установления группы инвалидности и разработки ИПРА из ГУЗ «Липецкая районная больница», освидетельствована в бюро МСЭ №3 первично заочно, установлена третья группа инвалидности на 1 год. В 2021-2022г.г. повторно направлялась из ГУЗ «Липецкая районная больница» с тем же диагнозом, медико-социальная экспертиза проводилась также заочно. К направлению на МСЭ в 2022г. предоставлены медицинские документы, 10.06.2022г. Сладких Т.В. повторно признана инвалидом третьей группы на 1 год. 26.05.2023 г. экспертным составом № 1 проведена внеплановая проверка МЭД Сладких Т.В. во исполнение приказа руководителя – главного эксперта по МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России от 02.05.2023г. №254-о. По результатам внеплановой проверки выявлены данные, вызывающие обоснованные сомнения в подлинности выписок и консультаций. 12.05.2023г. в ГУЗ «ЛОКБ» направлен запрос с просьбой подтвердить факт обследования и лечения гражданки в ГУЗ «ЛОКБ». Сведения о которых в информационной системе «Квазар» отсутствуют. 17.05.2023 г. получен ответ, из которых следует, что Сладких Т.В. в указанные сроки в ГУЗ «ЛОКБ» не лечилась и не обследовалась. По результатам проверки сформирован Акт №1 от 26.05.2023г., в котором отмечена необходимость освидетельствования Сладких Т.В. в порядке контроля. Сладких Т.В. приглашалась на очное освидетельствование в порядке контроля в экспертный состав №1 на 10.05.2023г., 13.06.2023г. на телефонные звонки не отвечала. Несмотря на приглашение в экспертный состав №1 на освидетельствование не явилась. 13.06.2023 г. экспертным составом № 1 проведена медико-социальная экспертиза в порядке контроля заочно в связи с установлением факта предоставления медицинской организацией в бюро подложных документов, на основании которых была проведена медико-социальная экспертиза. Проанализирована вся имеющаяся в деле освидетельствования медицинская документация, кроме того, проанализированы данные, представленные в информационной системе «Квазар». По результатам заочной медико-социальной экспертизы в порядке контроля, на основании анализа медицинских, медико-экспертных документов, с учетом установленного факта предоставления медицинской организацией подложных документов, подтверждающих диагноз, на основании которых проводилась медико-социальная экспертиза, выявлены стойкие незначительные нарушения функций сердечно-сосудистой системы, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не являющиеся основанием для установления группы инвалидности. Решение бюро №3 от 10.06.2022г. отменено с 16.06.2023г., инвалидность Сладких Т.В. не установлена. В подтверждение указанных обстоятельств суду представлено сообщение ФКУ «ГБ Медико—Социальной экспертизы по Липецкой области» Минтруда и Соцзащиты РФ от 19.07.2023г., а также дело освидетельствования в бюро МСЭ.
Решениями ОСФР по Липецкой области от 02.10.2023г. Сладких Т.В. выплата пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты были прекращены с 01.07.2023г.
Изложенное свидетельствует о недобросовестности Сладких Т.В. при получении пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Ответчик в судебное заседание не явилась, возражений по существу заявленных исковых требований не представила.
За период с 26.06.2020г. по 30.06.2023г. пенсионным органом Сладких Т.В. осуществлены выплата пенсии по инвалидности в размере 192 644,57 руб. и ежемесячные денежные выплаты в размере 34435,60 руб., всего в размере 227 080,17 руб.
Поскольку в судебном заседании было установлена в действиях Сладких Т.В. недобросовестность при получении пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, с учетом положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, суд приходит к выводу, что имеются основания для взыскания с ответчика в пользу Российской Федерации в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации незаконно полученной пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных выплат и единовременной выплаты в размере 227 080,17 руб.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокуратуры Липецкой области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокуратуры Липецкой области в интересах Российской Федерации в лице отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области к Сладких Татьяне Валерьевне о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат удовлетворить.
Взыскать со Сладких Татьяны Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, <данные изъяты> в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, ИНН №, ОГРН № денежные средства в размере 227 080 рублей 17 копеек.
Ответчик вправе подать в Правобережный районный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда через Правобережный районный суд г. Липецка.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий Н.Е. Ситникова
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2024.