Решение по делу № 33-6209/2024 от 21.05.2024

Судья – Благодатная Е.Ю.                                                   Дело № 2-388/2024

                                                                                                      № 33-6209/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь                                                                      11 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:судей:при секретаре: Матвиенко Н.О.,Морозко О.Р., Подлесной И.А.,Руденко В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Сергея Павловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым

на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 января 2024 года, которым иск Власова Сергея Павловича удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Власов С.П. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии на основании п.п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочного пенсионного обеспечения ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы.

По подсчетам пенсионного органа его общий страховой стаж составляет 39 лет 8 месяцев 11 дней, стаж на соответствующих видах работы, дающий право на досрочное назначение пенсии – 00 лет 1 месяц 20 дней.

При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, пенсионным органом не были включены периоды его работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в представленных работодателем справках не подтвержден факт льготной работы по Списку , утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения персонифицированного учета о стаже представлены страхователем без кода особых условий труда, а также отсутствуют начисления и уплата предприятием страховых взносов по дополнительным тарифам.

Вместе с тем, с 1998 года он работал в государственном предприятии «Феодосийский морской флот», в должности слесаря 1 разряда, моториста 1 разряда, стершего моториста, моториста 1 класса - матроса 1 класса, старшего моториста-матроса 1 класса, учеником котельного машиниста-матроса, котельным машинистом-матросом 2 класса, матросом 1 класса, старшим мотористом 1 класса - матросом 1 класса. С ДД.ММ.ГГГГ он является сотрудником филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Керченский торговый порт». Данные сведения подтверждаются записями трудовой книжки.

Списком код позиции 23003000 Морской и речной флот, раздела XXVIII «Транспорт» предусмотрены профессии: машинисты всех наименований (код профессии 23003010-13502), мотористы всех наименований (код профессии 23003010-14706).

В период его работы в должности котельного машиниста в его трудовые обязанности входило выполнение работ по отчистке внутренней поверхности котлов. Согласно карт условий труда от 2004 года, занимаемая им должность по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесли к классу условий труда - 3 (вредные условия труда). Данная карта содержит сведения о том, что воздействие вредных факторов не превышает 60 % времени влияния на рабочую смену. Однако, предприятие намеренно занижало показатели, поскольку он находился на рабочем месте выполняя трудовые обязанности на протяжении более 80 % времени.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУП РК «Крымские морские порты» по вопросу представления сведений о проведенной специальной оценке условий труда на рабочих местах по работам, выполняемых им с 1988 года, а также сведений о том, к какому классу условий труда относилась выполняемая им работа.

Из представленных ГУП РК «Крымские морские порты» ответов следует, что согласно карте специальной оценки условий труда старшего моториста 1 класса - матроса 1 класса от ДД.ММ.ГГГГ, его профессия по степени вредности и(или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса относится к классу условий труда – 3.2 (вредные), установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно постановлению Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ (позиция 23003010-14706).

Согласно карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ его профессия по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса относится к классу условий труда - 2 (допустимые). При этом комиссией не производилась оценка условий труда по вредным факторам.

Кроме того, согласно ответу Керченской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, табели учета работников государственного предприятия «Феодосийский торговый порт» за период с 1988 года по 2014 год не сохранились, подтвердить его занятость на работах с особыми условиями труда не представляется возможным.

На основании страхового свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ он является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ. В этой связи неисполнение работодателем требований указанного Федерального закона само по себе не может являться основанием для отказа в реализации им права на пенсионное обеспечение.

Кроме того, пенсионным органом в специальный стаж, вопреки Постановлению РФ от ДД.ММ.ГГГГ , пункта 109 Положения , не был учтен период прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи Власов С.П. просил суд возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> включить в специальный страховой стаж, для назначения досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ спорные периоды работы и период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР, назначить досрочное пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения).

Судом постановлено решение, которым признаны незаконными решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (принятое во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе Власову С.П. в установлении досрочного пенсионного обеспечения. На Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возложена обязанность включить в специальный стаж Власова С.П. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Феодосийском морском торговом порте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале государственного предприятия «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале государственного предприятия «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт», период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочное пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с существенным нарушением норм материального законодательства, при неправильной оценки фактических обстоятельств дела. По сути, доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции пенсионного органа при принятии отказных решений и при разрешении спора в суде первой инстанции.

В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях, Власов С.П. полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции Власов С.П., его представитель Усеинов Р.О. относительно доводов апелляционной жалобы возражали.

Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.

От Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> в судебную коллегию поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя названного органа.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Власов С.П. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результату рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом принято решение об отказе Власову С.П. в установлении досрочного пенсионного обеспечения ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работы.

По подсчетам пенсионного органа общий страховой стаж Власова С.П. с учетом постановления Конституционного суда РФ -П составил 39 лет 8 месяцев 11 дней, при этом стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию - отсутствует.

При определении права, пенсионным органом в расчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, не учтены периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа, по основанию отсутствия документального подтверждения судовладельцем обстоятельств, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа, поскольку в соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ факт льготной работы по Списку не подтвержден судовладельцем;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица работа указана без кода особых условий труда, а также отсутствуют начисление и уплата предприятием страховых взносов по дополнительным тарифам.

ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом было принято решение во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым с учетом постановления Конституционного суда РФ -П общий страховой стаж Власова С.П. был установлен в 39 лет 8 месяцев 11 дней, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию – 00 лет 1 месяц 20 дней.

В расчет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа, поскольку справкой от ДД.ММ.ГГГГ факт льготной работы по Списку не подтвержден судовладельцем, не подтверждена занятость в течении полного рабочего дня;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица работа указана без кода особых условий труда, а также отсутствуют начисление и уплата предприятием страховых взносов по дополнительным тарифам. В соответствии с представленной справкой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выход в море не осуществлялся.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Положениями пп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Исходя из буквального толкования приведенных норм законодательства, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

В данном случае необходимо документальное подтверждение того, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержались в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2022 года № 516 предусмотрено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с п. 13 этих же Правил, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пп. «б» п. 1 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Право работников на досрочное назначение пенсии по ст. 30 Закона № 400-ФЗ определяется исходя из документально подтвержденной совокупности следующих законодательно установленных условий: занятость на работах, предусмотренных соответствующими Списками; выполнение соответствующих работ в течение полного рабочею дня (не менее 80% рабочего времени); уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации»; после проведения специальной оценки условий труда - наличие подтвержденного в результате её проведения на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий груда.

Списком № 2 раздела XXX «Транспорт» подраздела 2. Морской флот, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) механики и их помощники, мотористы, старшие мотористы.

В п. 3 раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 (позиция 23003010), утвержденного Кабинетом Министров СССР 26 января 1991 года № 10, указан плавающий состав морского и речного флота и к нему отнесена машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), а именно: кочегары судов, работающих на жидком топливе; машинисты всех наименований; мотористы всех наименований; механики и их помощники, главные и старшие механики; электромеханики и их помощники, электромеханики старшие.

В соответствии с положениями Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258 н и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ 11 июля 2022 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: к п. 2 (работы с тяжелыми условиями труда) п. 9 (работа в плавсоставе) на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Положениями п. 2 и п. 3 Правил № 516 предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости возможно суммирование периодов работы с тяжелыми условиями труда (пп. 2 п. 2 Правил N 516) с периодами работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (п. п. 9 п. 2 Правил № 516).

Согласно Указаниям, Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», следует иметь в виду, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (п. «и» ст. 12 Закона от 27 ноября 1991) и за выслугу лет (ст. 78.1 Закона от 6 февраля 1992) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах (п.9).

Согласно п. 6.3 Указания № 1-28-У при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет предусмотрено, что для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, до 1 января 2023 года осуществлялось с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения то есть до 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 годп, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 208 от 21 июля 2014 года, установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Статьей 66 Трудового кодекса предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2, при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется.

Согласно п. 3 данной статьи в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При обращении в пенсионный орган, Власовым С.П. была представлена трудовая книжка БТ-I , заведенная ДД.ММ.ГГГГ, которая содержит в себе записи о спорных периодах работы.

Также со стороны истца была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая периоды его работы в Государственном предприятии «Феодосийский морской торговый порт» в должностях слесаря 1 разряда, моториста 1 класса, старшего моториста, моториста 1 класса-матроса 1 класса, старшего моториста – матроса 1 класса, учеником котельного машиниста-матроса, котельным машинистом-матросом 2 класса, матроса 1 класса, старшего моториста 1 класса-матросом 1 класса.

Также в данной справке содержатся сведения о том, что согласно приказу филиала ГУП РК «КМП» «ФТП» а от ДД.ММ.ГГГГ должность старшего моториста 1 класса-матроса 1 класса п/к «Феодосиец» входит в перечень должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по результатам проведения специальной оценки условий труда. Суда м/б «Геркулес», т/х «Старшинов», т/х «Крым», п/к «Феодосиец» являлись судами портового флота, постоянно работающими в акватории порта Феодосия. Не являлись служебно-разъездными судами на пригородных и внутригородских сообщениях.

При разрешении спора, стороной истца были представлены карты условий труда моториста-матроса, карта специальной оценки условий труда моториста 1 кл. – матрос 1 кл., карта специальной оценки условий труда старшего моториста 1 кл. – матрос 1 кл.

В соответствии с разделом «Морской и речной транспорт» выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника, утвержденного приказом Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ н, «моторист-матрос» является наименованием самостоятельной профессии, которая может быть отнесена к профессиям мотористов всех наименований, предусмотренных позицией 23003010-14706 п. 1 подраздела 3 раздела ХХУШ «Транспорт» Списка .

При совмещениях профессий право на досрочное пенсионное обеспечение имеют: механик - штурман, механик - капитан дублер, механик - шкипер, моторист - рулевой, машинист - рулевой, моторист - боцман, моторист - кочегар, машинист - матрос и т.п., то есть во всех случаях, когда первой указана должность, предусмотренная в Списках, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Если совмещаются профессии и должности, не предусмотренные Списками с профессиями и должностями, указанными в Списках, то в этом случае работники права на досрочное назначение пенсии не имеют.

Действовавшее в спорные периоды работы истца пенсионное законодательство не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными спискам.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что периоды работы истца ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Феодосийском морском торговом порте; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале государственного предприятия «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале государственного предприятия «Крымские морские порты» «Феодосийский торговый порт»; подлежат включению в специальный стаж истца ля назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно записям трудовой книжки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Власов С.П. проходил военную службу в рядах Советской Армии, после службы в армии истец был занят на работах с вредными условиями труда.

В ст. 73 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ -VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абз. 14 п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы. Период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

При таком положении, вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода прохождения истцом военной службы, является правильным.

Принимая во внимание, что с учетом включенных судом первой инстанции спорных периодов работы и периода прохождения военной службы, у истца достаточно специального стажа, а также величины ИПК, для назначения досрочного пенсионного обеспечения, и учитывая, что 55 лет Власов С.П. достиг ДД.ММ.ГГГГ, является правильным вывод суда о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему пенсию с указанной даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6209/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Власов Сергей Павлович
Ответчики
ОСФР по Республике Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее