Дело №а-1599/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Штондиной Л. К. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании решения незаконным,
установил:
Штондина Л.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просила признать незаконным решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1; обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект недвижимости.
Заявленных исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1. В 2012 году на данном земельном участке истцом возведено домовладение. В 2020 году при оформлении права собственности на строение истец обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанного объекта недвижимости. Однако, в удовлетворении заявления Штондиной Л.К. административным ответчиком было отказано по причине расположения строения в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД». Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца Никифорова В.В. в судебной заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, сведений о причинах неявки не предоставил. В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оспариваемый отказ вынесен при наличии предусмотренных законодательством оснований.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставило. В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в границах охранных зон с особыми условиями объектов железнодорожного транспорта и инфраструктуры, в которых находится строение, о регистрации права собственности на которое заявлено Штондиной Л.К. при обращении к административному ответчику, установлен запрет на строительство капитальных зданий и сооружений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, его представитель, административный ответчика и заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав доказательства, представленные сторонами, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п.3 ч.1 ст.29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом обжалуется не приостановление осуществления кадастрового учета, а непосредственно отказ в осуществлении кадастрового учета.
Однако, приведенные в статье 27 Закона о регистрации положения следует толковать и применять не изолированно, а в системном единстве, в частности, упомянутую статью необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 26 указанного закона, поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается именно исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления кадастрового учета объекта недвижимости.
Судом установлено, что Штондина Л.К. на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям части 12 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о государственной регистрации недвижимости) до ДД.ММ.ГГГГ допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Реализуя свое право на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание, площадью 171,6 кв.м., расположенное на вышеуказанном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Штондиной Л.К. по основанию, предусмотренному пунктом 7 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, а именно несоответствие формы и (или) содержания документа представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требованиям законодательства.
Основаниями для принятия данного решения послужили отсутствие доступа в помещение 2 с <адрес> (1 этаж), а также расположение заявленного на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», «Участки, расположенные на оползнях», предусматривающей запрет на осуществление строительства капитальных зданий.
ДД.ММ.ГГГГ Штондина Л.К. во исполнение требования уведомления о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ предоставила административному ответчику дополнительные документы, в частности технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2020-28609344/2 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости, документы на который представлены Штондиной Л.К., приостановлено.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимости в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, и неустранением приведенной в данном уведомлении причины приостановления.
В качестве единственной причины для приостановления указано расположение заявленного на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», «Участки, расположенные на оползнях».
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 105 ЗК РФ предусмотрены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе охранная зона железных дорого.
Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий (часть 1 статьи 106 ЗК РФ).
Частью 2 статьи 106 ЗК РФ предусмотрено, что при определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
Согласно статье 90 ЗК РФ порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее - полоса отвода) или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - заинтересованная организация), или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ (пункт 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог").
Согласно подпункту «а» пункта 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" границы охранных зон железных дорог (далее - охранная зона) могут устанавливаться в случае прохождения железнодорожных путей в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям.
В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:
а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
б) распашка земель;
в) выпас скота;
г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод (пункт 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог").
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №ВЧ-165-р установлены, в том числе границы охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», расположенных на территории города Севастополя, «участки, расположенные на оползнях». В целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта наложены ограничения (обременения) в границах охранных зон, предусмотренные пунктом 10 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм права в границах охранных зон железных дорог, установленных распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №ВЧ-165-р, запрещено осуществление строительства капитальных зданий и сооружений за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений.
Факт нахождения строения, об осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права на который заявлено Штондиной Л.К., в границах охранной зоны с особыми природными условиями объектов железнодорожной инфраструктуры ФГУП «КЖД», административным истцом не оспаривался.
Вместе с тем, к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права административным истцом был приложен технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером Павлюковым Д.М., согласно которому строительство здания завершено в 2012 году.
В качестве приложения в технический план включена декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, также содержащая сведения о завершении строительства спорного объекта недвижимости в 2012 году.
Таким образом, на момент окончания строительства здания, об осуществлении регистрационных действий в отношении которого заявлено Штондиной Л.К., границы охранной зоны железной дороги, установленные распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №ВЧ-165-р, определены не были, а следовательно строительство объекта недвижимости было осуществлено административным истцом в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент его возведения.
Установление зоны с особыми условиями использования территории после завершения строительства здания не может умалять право административного истца на постановку данного объекта на кадастровый учет и осуществление государственной регистрации права на него, поскольку его строительство осуществлено до установления соответствующих запретов в 2019 году.
Указанные сведения были известны административному ответчику на момент рассмотрения заявления Штондиной Л.К., однако не были приняты во внимание при отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.
Факт завершения строительства спорного здания до установления границ зоны с особыми условиями использования территории подтверждается также иными представленными в материалы дела доказательствами.
Так, согласно справке председателя правления ТСН СНТ «Маяк-25» на земельном участке №, площадью 606 кв.м., принадлежащем Штондиной Л.К., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелся выстроенный каменный двухэтажный дом приблизительной площадью 170 кв.м.
Определением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда исковое заявление Дюминой М.Г. к Дюмину А.С. о разделе совместно нажитого имущества супругов, в котором в том числе содержалось требование о признании за истцом права собственности на 1\2 долю двухэтажного дома, расположенного в СТ «Маяк» по адресу: <адрес> и <адрес>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Штондиной Л.К. о признании незаконным решения административного ответчика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, признав незаконными решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя обязанность повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на спорный объект недвижимости. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Штондиной Л. К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2020-28609344/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Штондиной Л. К. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, СНТ «Маяк», уч.1.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов