Решение по делу № 2а-6144/2020 от 03.08.2020

    Дело № 2а-6144/2020

    УИД 35RS0010-01-2020-011013-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда                                                                  23 сентября 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Д.С.,

с участием представителя административного истца Селякова А.В. по доверенности Сапуновой Т.А., представителя административного ответчика Администрации г. Вологды по доверенности Ивановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Селякова А. В. к Администрации города Вологды о признании распоряжения об отказе в предоставление в собственность за плату земельного участка незаконным, возложении обязанности,

установил:

Селяков А.В. обратился в суд указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований Селяков А.В. указал, что распоряжением административного ответчика от 30.04.2020 ему было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером площадью 8773 кв. м, адрес (описание местоположения) которого: <адрес>. Основанием для отказа послужило то, что на земельном участке расположены здания, строения, принадлежащие иным лицам; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; предоставление испрашиваемого участка на заявленном виде прав не допускается по причине значительного превышения площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером , а также не земельном участке расположены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольной постройки. Полагает, что им были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность, не имеется.

Просит суд признать незаконным распоряжение от 30 апреля 2020 года Администрации города Вологды об отказе Селякову А.В. в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером . Обязать Администрацию города Вологды устранить допущенное нарушение, подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 8773 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности».

Протокольным определением от 26.08.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Гостинцев А.Б.

В судебное заседание административный истец Селяков А.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Селякова А.В. адвокат Сапунова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что 28.04.2015 Администрация г. Вологды и Селяков А.В. заключили договор о предоставлении в аренду земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях данного договора земельный участок с кадастровым номером , площадью 8 773 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, с видом размешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности». Фактическая эксплуатация расположенного на земельном участке принадлежащего Селякову А.В. здания, осуществляется посредством использования арендованного им участка. На участке также расположены здания технологической цепи, указанные в техническом обосновании. В настоящее время в производстве Вологодского городского суда имеется исковое заявление о признании права собственности на данные объекты. Права третьих лиц не нарушаются. На участке планируется возведение объектов, относящихся ко второй очереди строительства. Департаментом градостроительства Вологодской области от 27.03.2020 отказано в выдаче разрешения на 2-ю очередь строительства производственной базы – складское здание. Вся площадь испрашиваемого земельного участка необходима для эксплуатации и обслуживания имеющихся и панируемых к строительству объектов. Вид разрешенного использования земельного участка изменить не представилось возможным.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности Иванова Е.Г. доводы, изложенные в отзыве, поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что на момент рассмотрения заявления Селякова А.В. испрашиваемый земельный участок находился в аренде заявителя для строительства промышленного предприятия. Селякову А.В. было отказано в выдаче разрешения на предоставление земельного участка в собственность. Полагает, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности» не соответствует целям его использования, так как административный истец просит участок для эксплуатации здания гаража. В рамках рассмотрения заявления Селякова А.В. специалистом Департамента градостроительства Администрации г. Вологды был осуществлен осмотр спорного земельного участка, по результатам которого было установлено, что в границах данного земельного участка расположены здания, сооружения (гараж, хоз. площадка, ангар, площадка для ТБО, парковка на 5 машино-мест), в отношении которых Селяковым А.В. не представлены документы, подтверждающие права последнего на объекты. Предоставление испрашиваемого земельного участка также не допускается по причине того, что площадь участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания. Указала, что обжалуемое распоряжение является законным, обоснованным, не нарушающим права и интересы административного истца, вынесено в рамках полномочий Департамента градостроительства Администрации г. Вологды, установленных Положением о Департаменте градостроительства Администрации г. Вологды, утвержденных постановлением Администрации г. Вологды от 16.06.2016 .

В судебном заседании ФИО1, допрошенный в качестве специалиста, будучи инженером-строителем «СтройНииПроект» пояснил, что в 2016 году был выполнен проект на 1 очередь строительства, далее было получено разрешение на строительство, впоследствии объект (производственная база) был сдан. На данном участке были построены вспомогательные здания и сооружения для эксплуатации базы по деревообработке. На земельном участке расположены пилорама, сушилка для сушки леса, вспомогательные навесы для сушки древесины, склады для отходов лесопиления опилки. Ввиду того, что на стоянке работают люди, размещены стоянки для автомашин работников и посетителей, которые не входят в площадь застройки, имеются бетонные проезды. Также на площадке имеется КПП, бытовые здания для рабочих. Площадь застройки и площадь земельного участка, необходимого для использования – это не одно и то же, 40 % должно быть озеленение, строением должно быть занято не более 21%. При этом вплотную здание поставить нельзя. Само здание используется как производственное, назначение здания не менялось.

В судебное заседание заинтересованное лицо начальник Департамента градостроительства Администрации города Вологды Гостинцев А.Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 28.04.2015 между Селяковым А.В. и Администрацией г. Вологды заключен договор , согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок, находящийся в собственности муниципального образования «Город Вологда» для строительства промышленного предприятия. Кадастровый номер земельного участка , расположен по адресу: <адрес>, площадью 8773 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности». Договор заключен сроком до 23.04.2020. Государственная регистрация аренды произведена 18 июня 2015 года .

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером , назначение объекта «нежилое здание», наименование объекта «1 очередь строительства производственной базы – гараж», площадью 165,7 кв.м по адресу: <адрес>. Указанное здание принадлежит Селякову А.В. на праве собственности (запись государственной регистрации права от 07.12.2017 ).

Департаментом градостроительства Администрации г. Вологды на основании заявления застройщика и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Селякову А.В. выдано разрешение на строительство объекта «1 очередь строительства производственной базы – гараж по адресу: <адрес>» от 21.03.2017 .

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости выдано Департаментом градостроительства Администрации г. Вологды на основании заявления застройщика и документов, предусмотренных ст. 55 ГрК РФ (разрешение от 22.11.2017 ).

Селяков А.В. 03.04.2020 обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 8 773 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V класса опасности», находящегося в муниципальной собственности (запись о государственной регистрации от 23.01.2014 ).

30.04.2020 начальником Департамента градостроительства Администрации г. Вологды вынесено распоряжение об отказе в предоставлении в собственность за плату Селякову А.В. упомянутого выше земельного участка, по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие иным лицам; разрешенное использование земельного участка не соответствует цели использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а также в связи с тем, что предоставление испрашиваемого земельного участка на заявленном виде прав не допускается ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером , расположенного на данном земельном участке, а также на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, обладающее признаками самовольной постройки.

Из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина

В данном деле такая совокупность судом не установлена.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе и земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием для выкупа земельного участка без проведения торгов является не только нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, являющегося зданием или сооружением и принадлежащего на праве собственности заявителю, но и соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка, поскольку, исходя из положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению, и соответственно, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (то есть в соответствии с разрешенным использованием земельного участка), а размеры предоставляемого земельного участка должны соотноситься с использованием и эксплуатацией строения, находящегося на данном земельном участке.

В противном случае, сам по себе факт наличия возведенного гражданином объекта недвижимости на земельном участке, переданном ему в аренду, не может повлечь возникновение у него права на приобретение такого земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на основании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно п.19 указанной статьи основанием для отказа является то обстоятельство, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Из содержания п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Как следует из проектной документации, согласно которой выдано разрешение на строительство, на земельном участке с кадастровым номером располагаются следующие объекты:

- гараж (площадь застройки – 181, 07 кв.м);

- хоз. площадка (площадь 32,7 кв.м);

- ангар (площадь застройки – 409,8 кв.м);

- площадка для ТБО (площадь 7,65 кв.м);

- парковка на 5 машино-мест (площадь 70 кв.м).

Благоустройство земельного участка с кадастровым номером включает в себя:

- площадь дорожных покрытий – 2 106, 8 кв.м;

- площадь озеленения – 4 427 кв.м.

Площадь свободной от застройки территории составляет 6 452 кв.м, плотность застройки составляет 2,5%.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 (далее - Правила), указанный земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV-V класса опасности (П-3), где размеры земельных участков определяются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования. Нормативный размер земельного участка производственного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки, выраженной в процентах застройки. Максимальный размер площадки производственного предприятия - 25 га, группы предприятий - 200 га. Максимальный процент застройки - 60%.

Показатели минимальной плотности застройки площадок производственных объектов приведены в таблице 1 приложения 3 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда», утвержденных решением Вологодской городской Думы от 21 декабря 2017 года № 1382 (далее - Местные нормативы).

Из представленного технико-экономического обоснования размещения объектов инфраструктуры производственных мощностей на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, здания, расположенные на указанном земельном участке, являются звеньями технологической цепочки по обработке древесины и столярным работам по производству изделий из древесины. Планируется создать предприятие деревообработки полного цикла (в дополнение к первичной обработке древесины планируется выпускать готовую продукцию: вагонку, половую доску, плинтуса и пр.).

Согласно приложению № 3 части 1 Местных нормативов для лесной промышленности принимается минимальная плотность застройки 40-53 %.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимаются по нормам технологического проектирования предприятий.

В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха трудящихся, зелеными насаждениями (из деревьев, кустарников, цветов и трав), открытыми стоянками автотранспортных средств, принадлежащих гражданам, открытыми водоотводными и другими канавами, подпорными стенками, подземными зданиями и сооружениями или частями их, над которыми могут быть размещены другие здания и сооружения.

При таких обстоятельствах административным ответчиком обоснованно сделан вывод о том, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает необходимую для эксплуатации и обслуживания нежилого здания с кадастровым номером , расположенного на данном участке, ввиду чего предоставление такого земельного участка в существующих границах на заявленном виде прав не допускается.

Довод представителя административного истца о необходимости использования всей площади испрашиваемого земельного участка со ссылкой на строительство объектов 2 очереди, не может быть принят во внимание, поскольку основанием для применения положений п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исключительное право на приобретение земельных участков, является факт принадлежности на праве собственности расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости.

Кроме того, в соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72, для территории, в пределы которой входит испрашиваемый административным истцом земельный участок, установлена функциональная зона П-3 (зона размещения производственных объектов IV-V класса опасности), в которой градостроительным регламентом в качестве разрешенного вида использования «эксплуатация гаража» не предусмотрена.

Из материалов дела также следует, что в ходе рассмотрения заявления Селякова А.В. специалистом Отдела землепользования Департамента градостроительства Администрации г. Вологды при участии арендатора, произведен осмотр спорного земельного участка. По результатам осмотра в границах земельного участка зафиксировано нежилое здание с кадастровым номером , металлическое сооружение, деревянное здание при въезде на участок, деревянное бревенчатое здание, нежилое здание, ленточный фундамент, металлическое сооружение, также на земельном участке осуществляется складирование пиломатериалов и бревен.

Сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты отсутствуют, заявителем не представлены документы, подтверждающие права на эти объекты, что в соответствии с требованиями подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Довод представителя Селякова А.В. о том, что данные объекты возведены административным истцом, не может быть принят во внимание, поскольку в настоящее время право собственности на строения, обладающие признаками самовольной постройки, не установлено. Оценка оспариваемого распоряжения на предмет соответствия действующему законодательству производится на момент вынесения упомянутого акта.

Пояснения специалиста ФИО1, данные в судебном заседании, изложенные выше обстоятельства не опровергают.

Рассматривая заявленные требования, суд также учитывает, что в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации» Администрация г. Вологды является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Вологда».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным лицом в пределах компетенции с соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, содержание распоряжения соответствует закону, прав и законных интересов Селякова А.В. не нарушает, учитывая, несоразмерность площади испрашиваемого к выкупу земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, принадлежащего Селякову А.В. на праве собственности, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, а также факт нахождения в границах испрашиваемого земельного участка зданий и сооружений, собственником которых Селяков А.В. не является, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении административному истцу земельного участка с кадастровым номером , площадью 8 773 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Селякову А. В. в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Вологды о признании распоряжения об отказе в предоставление в собственность за плату земельного участка незаконным, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 07.10.2020.

Судья                                                                               О.А. Гарыкина

2а-6144/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Селяков Алексей Васильевич
Ответчики
Администрация города Вологды
Другие
Сапунова Татьяна Александровна
Начальник Департамента градостроительства Администрации г. Вологды Гостинцев А.Б.
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Гарыкина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
04.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020Дело оформлено
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее