Решение по делу № 2-468/2018 от 23.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 14 декабря 2018 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кошкаревой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-468/2018 по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области к Мельгуновой Светлане Михайловне о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области (далее Управление) обратилось с иском к Мельгуновой С.М. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным. В обоснование требований указано, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ) материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом. По смыслу данной нормы выделение и направление на определенные цели средств материнского (семейного) капитала является мерой государственной поддержки семей, имеющих детей, а средства материнского (семейного) капитала являются средствами федерального бюджета. Данные средства не становятся собственностью лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, ни до распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, ни после такого распоряжения. На основании ст.3 Федерального закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 указанной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Мельгунова Светлана Михайловна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> обратилась в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области 27.07.2018 года с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с исполнением обязанностей опекуна по договору о приемной семье, в интересах несовершеннолетней "ККК", ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать несовершеннолетней - "УУУ", ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишена родительских прав решением Куйтунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ как законному представителю несовершеннолетней "ККК", - Мельгуновой Светлане Михайловне был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Серия на имя "ККК". В ходе проверки, проводимой УПФР в Куйтунском районе Иркутской области, была выявлена не правомерность выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал опекуну Мельгуновой Светлане Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с нижеследующим,- Мать "УУУ", лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей первого "ККК" ДД.ММ.ГГГГ года рождения, третьего "ГГГ" ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Второй ребенок "УУУ" "ШШШ" родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которого женщина не лишена родительских прав, и в свою очередь не утрачивает право на дополнительные меры государственной поддержки в отношении своих несовершеннолетних детей. Таким образом у "УУУ", как у матери возникает право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал. Мельгунова Светлана Михайловна письмом Управления от 04.10.2018 г. поставлена в известность о незаконном получении сертификата на материнский (семейный) капитал выданного на имя "ККК". Просит суд признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия от ДД.ММ.ГГГГ, выданный УПФР в Куйтунском районе Иркутской области на имя "ККК", ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Взыскать с Мельгуновой Светланы Михайловны пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области государственную пошлину, уплаченную для обращения в суд с исковым заявлением в размере 6 000 рублей (шесть тысяч рублей).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Васильева Н.С. исковые требования полностью поддержала.

    Ответчик Мельгунова С.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено, что 24.07.2018 года Мельгунова С.М. обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с исполнением обязанности опекуна по договору о приемной семье, в интересах несовершеннолетней "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в размере 151008,66 рублей в связи с рождением первого ребенка "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно свидетельству о рождении , матерью "ККК", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> является "УУУ".

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , "УУУ" лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетних детей "ККК", ДД.ММ.ГГГГ г.р. и "ГГГ", ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно свидетельству о рождении , "УУУ" ДД.ММ.ГГГГ родила второго ребенка "ШШШ".

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №5 от ДД.ММ.ГГГГ, над несовершеннолетней "ККК" установлена опека, опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно по договору о приемной семье, назначена Мельгунова С.М.

В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г., право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка у женщин, родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», лица подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых ими документах.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

Судом установлено, что Мельгунова С.М. обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с исполнением обязанности опекуна в интересах несовершеннолетней "ККК" ДД.ММ.ГГГГ как законному представителю несовершеннолетней "ККК" - Мельгуновой Светлане Михайловне был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия на имя "ККК".

Из исследованных судом документов следует, что право "УУУ" на государственную поддержку возникло после рождения второго ребенка "ШШШ", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которого мать не была лишена родительских прав.

Кроме того, "УУУ" была лишена родительских прав в отношении первого и третьего ребенка после возникновения права на государственную поддержку.

Таким образом, "УУУ" не обращалась в Управление пенсионного фонда с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал, но отсутствуют основания для прекращения ее права на меры государственной поддержки.

Суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче "ККК" государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия на сумму 151008 рублей подлежит отмене.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Мельгуновой С.М. подлежит взысканию в пользу Управления возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области удовлетворить.

    Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия от ДД.ММ.ГГГГ., выданный УПФР в Куйтунском районе Иркутской области на имя "ККК", ДД.ММ.ГГГГ.р.

Взыскать с Мельгуновой Светланы Михайловны в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куйтунском районе Иркутской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу

2-468/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Куйтунском районе
Ответчики
Мельгунова С. М.
Мельгунова Светлана Михайловна
Другие
Васильева Наталья Сергеевна
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на странице суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
23.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2018Передача материалов судье
24.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2019Дело оформлено
25.02.2019Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее