Решение по делу № 2-3131/2019 от 29.07.2019

Дело № 2-3131/2019

22RS0066-01-2019-003647-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 года                             город Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Яковченко О.А.,

при секретаре Чернета К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добрыниной Т.Р., действующей в интересах несовершеннолетней Добрыниной А.А. к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействий незаконными и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Добрынина Т.Р. обратилась с иском в интересах несовершеннолетней Добрыниной А.А., в котором просила признать незаконным бездействие ГУ – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в непредставлении Добрыниной А.А. путевки на санаторно-курортное лечение за 2018 год, и возложении обязанности на ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Добрыниной А.А., ДД.ММ.ГГГГ, путевку на санаторно-курортное лечение за 2018 год, за счет средств федерального бюджета и путевку на санаторно-курортное лечение для сопровождающего на одного из родителей лица по профилю <данные изъяты>, с предоставлением бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований указано, что Добрынина А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ. Добрынина Т.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение для дочери. Уведомлением филиала ГУ «Алтайское региональное отделение ФСС РФ» истцу было сообщено решение о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, разъяснено, что будет сообщено дополнительно о необходимости явиться в филиал для получения путевки. До настоящего времени сообщения о необходимости явиться для получения путевки истцу не поступало.

Таким образом, несовершеннолетняя Добрынина А.А., являющаяся инвалидом, и нуждающаяся в сопровождении к месту лечения, как получатель набора социальных услуг, в нарушение ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» и ФЗ №122 не обеспечена санаторно-курортной путевкой на основании поданного заявления.

На основании изложенного, истец обратился в суд, просит исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание истец Добрынина Т.Р., действующая в интересах несовершеннолетней Добрыниной А.А., не явилась, извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ранее законные представители Добрыниной А.А. неоднократно обращались в отделение Фонда с заявлениями о предоставлении санаторно-курортной путевки Добрыниной А.А. и в последующем Добрынина А.А. была обеспечена соответствующими путевками (с сопровождающим лицом). Так, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Добрыниной А.А. были предоставлены путевки <адрес> с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес> с датой заезда ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в филиале отделения Фонда зарегистрировано активное заявление от ДД.ММ.ГГГГ Добрынина А.В. в интересах Добрыниной А.А. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Добрынина А.А. на основании указанного заявления была поставлена на очередь для получения санаторно-курортной путевки, однако путевкой не обеспечена, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Регистрационный номер очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 18208. Региональное отделение Фонда не отказывало Добрыниной А.А. в предоставлении путевки, она будет обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в порядке очередности. Исковые требования Добрыниной Т.Р. в интересах несовершеннолетней Добрыниной А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Добрынина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории «ребенок-инвалид», что подтверждается справкой МСЭ-2017 , инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ, на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Законный представитель несовершеннолетней Добрыниной А.А. – Добрынин А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Филиал ГУ – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Добрыниной А.А. и сопровождающему лицу путевки, предоставив справку для получения путевки, соответствующей формы от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения, на основании чего Добрынина А.А. поставлена в очередь на получение санаторно-курортной путевки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявление Добрынина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ учтено под номером Однако путевкой Добрынина А.А. до настоящего времени не обеспечена.

В соответствии с п. 9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ Добрынина А.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Закона, набора социальных услуг включается, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.1.).

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 года.

Справка, представленная истцом ДД.ММ.ГГГГ, имеет соответствующую форму , действительна в течение 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

На основании всего вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Непредставление ответчиком путевки Добрыниной А.А. на санаторно-курортное лечение за 2018 год нельзя расценивать как лишение принадлежащего ей права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ей государственной социальной помощи.

Удовлетворение исковых требований о предоставлении путевки Добрыниной А.А. повлечет за собой нарушение прав иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих в очереди для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения законного представителя Добрыниной А.А. в Филиал Фонда по данному вопросу.

Заявление законного представителя Добрыниной А.А. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2018 году было рассмотрено Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке, Добрынина А.А. принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди по данному заявлению –

Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Добрыниной А.А., исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанных заявлений.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Добрыниной Т.Р., действующей в интересах несовершеннолетней Добрыниной А.А. к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействий незаконными и обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья О.А. Яковченко

2-3131/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Добрынина Татьяна Ростиславовна
Ответчики
ГУ АРО фонда социального страхования РФ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019Дело оформлено
15.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее