Дело № 2-48/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 января 2018 г. г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Гомоновой М. В.,
с участием:
и.о. старшего помощника прокурора Почепского района Брянской области Коберника М. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области о понуждению к совершению действий,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области, в котором, с учетом его уточнения, просил суд обязать ответчика выделить участок под кладбище, расположенное по адресу: <адрес>; принять меры по постановке на учет, как бесхозяйный объект недвижимости, земельный участок с расположенным на нем общественным кладбищем, находящимся по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что непринятие администрацией Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области мер к постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы граждан на благоприятные условия жизни, право на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В иске указано, что прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, на балансе администрации Дмитровского сельского поселения не числится, право собственности на него не зарегистрировано, фактически никто не следит за его состоянием, из чего следует, что указанный земельный участок является бесхозяйным. Вопрос о постановке на учет бесхозяйных земельных участков, занятых общественными кладбищами, относится к компетенции администрации Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области.
В судебном заседании и.о. старшего помощника прокурора Почепского района Брянской области Коберник М. О. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - глава администрации Дмитрвоского сельского поселения Почепского района Брянской области Николаенко Р. Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела уведомлена правильно Рё своевременно. Просила рассмотреть дело РІ ее отсутствие.
Р’ заявлении представитель ответчика - глава администрации Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области Николаенко Р. Рђ. уточненные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° признала полностью, просила предоставить СЃСЂРѕРє для исполнения исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, указав, что последствия признания РёСЃРєР° ей разъяснены Рё понятны.
Представитель 3-его лица межмуниципального отдела по Почепскому, Выгоничскому и Жирятинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил протокол совместного совещания руководителей различных ведомств Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ
Представители 3-их лиц администрации Почепского района Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, причины их неявки суду не известны.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей 3-их лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Р’ судебном заседании установлено Рё подтверждено материалами дела, что прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства Рѕ муниципальной собственности, погребении Рё РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРј деле, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РЅР° территории Дмитровского сельского поселения Почепского района, Брянской области расположены 2 общественных кладбища, РІ том числе кладбище, расположенное РІ <адрес> (справка Рѕ результатах проведенной проверки РЅР° Р».Рґ. 4-5, ответ главы Дмитровского сельского поселения Николаенко Р. Рђ. РЅР° Р».Рґ. 10).
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения (пункт 22 ч. 1 ст. 14).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту Закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание органом местного самоуправления мест погребения (ст. 4).
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона № 8-ФЗ).
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст. 17 Закона № 8-ФЗ).
Согласно информации главы Дмитровского сельского поселения Николаенко Р. Рђ. в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 10) РЅР° территории поселения имеется 2 кладбища, РІ том числе кладбище, расположенное РІ <адрес>; право муниципальной собственности РЅР° земельный участок РїРѕРґ данным кладбищем РЅРµ зарегистрировано.
РР· представленного 3-РёРј лицом - межмуниципальным отделом РїРѕ Почепскому, Выгоничскому Рё Жирятинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области протокола совместного совещания руководителей различных ведомств Брянской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что РЅР° сегодняшний день РЅР° территории Брянской области существуют РґРІРµ категории земельных участков, занятых захоронениями: земельные участки, границы которых установлены Рё соответствуют материалам Государственного фонда данных, Рё земельные участки, которые невозможно поставить РЅР° кадастровый учет РІРІРёРґСѓ отсутствия сведений РѕР± РёС… границах РІ Государственном фонде данных; право собственности муниципального образования РЅР° земельный участок, занятый кладбищем, РЅРµ подлежит государственной регистрации. Участок остается РІ собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ статусе неразграниченного Рё предоставляется РЅР° правах постоянного бессрочного пользования, РІ том числе Рё органам местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный участок под кладбищем в <адрес> в установленном порядке не отведен и не имеет четких границ, что может повлечь нарушения санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы на указанные кладбища отсутствуют. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, не подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйный объект, так как он находится в собственности Российской Федерации в статусе неразграниченного и в соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъят из оборота, в связи с чем, не может быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством (ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации) и в соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйным не является.
Представитель ответчика – глава администрации Дмитровского сельского поселения Николаенко Р. Рђ., уточненные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Почепского района, Брянской области, признала, просила предоставить СЃСЂРѕРє для исполнения исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ
Представить прокуратуры Коберник М. О. не возражал против предоставления указанного выше срока исполнения исковых требований.
В связи с тем, что границы земельного участка под кладбищем не определены на местности, он не поставлен на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность и благоприятную окружающую среду, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Почепского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд также считает целесообразным предоставить ответчику срок для исполнения исковых требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что для выполнения мероприятий по оформлению земельного участка требуются финансовые затраты, которые необходимо предусмотреть в бюджете сельского поселения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Уточненные исковые требования прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области выделить земельный участок под кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию Дмитровского сельского поселения Почепского района Брянской области принять меры по постановке на учет земельного участка с расположенным на нем общественным кладбищем, находящегося по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Почепского районного суда Р. В. Коростелева
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2018 г.