Решение по делу № 2а-1019/2019 от 06.06.2019

дело № 2а-1019/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2019 года                                                               г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием административного истца Ратниковой Е.В.,

представителя административного истца Евстегнеева И.И.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Полигонько Г.И.,

заинтересованных лиц Зуевой Л.М., Лукашовой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ратниковой Е.В. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и межведомственной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

    Изначально Ратникова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества – квартиры № ... и многоквартирного дома № ... по ул. ..., а также в связи с не обращением в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложении на администрацию обязанности в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию по признанию вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Требования мотивированы тем, что на основании ордера на жилое помещение № 519 от 17 ноября 1995 года, выданного в соответствии с постановлением главы администрации Вяземского района Смоленской области № 161 от 07 апреля 1995 года, является нанимателем квартиры № ..., расположенной в многоквартирном доме № ... по ул. .... Вышеуказанное жилое помещение находится в муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Полагает, что жилом дом № ... и квартира № ... не соответствуют требованиям градостроительного, жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства и нормам СНиП, что отражается на состоянии ее здоровья.

Многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1970 году, инвентаризация проводилась 06 июня 1979 года, процент износа составил 15 %, после указанной даты инвентаризация дома не проводилась. В течение всего периода эксплуатации дома капитальный и текущий ремонт не проводились.

06 августа 2018 года она обратилась в межведомственную жилищную комиссию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о признании вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенной в нем квартиры № ... - непригодной для проживания. На данное заявление получила ответ, согласно которому по итогам заседания комиссии было принято решение о необходимости назначения дополнительного обследования.

Полагает, что бездействие административного ответчика по неосуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также в связи с необращением в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции нарушают как ее права, так и неопределенного круга лиц, что может привести к возникновению вреда жизни и здоровью.

Ссылаясь на данные обстоятельства, уточнив заявленные административные исковые требования (л.д.108 том № 1), просит:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества жилых помещений (квартиры № ...) и многоквартирного дома № ... по ул. ..., а также в связи с необращением в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу инициировать процедуру, установленную Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию по признанию вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции дома № ... по ул. ...;

признать незаконным бездействие межведомственной жилищной комиссии администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по не рассмотрению заявления от 06 июня 2018 года и оценки пригодности (непригодности) жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ..., для проживания, а также рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

обязать межведомственную жилищную комиссию администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области рассмотреть ее заявление от 06 августа 2018 года и провести процедуру оценки соответствия жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ..., согласно требованиям постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 05 июля 2019 года (л.д.105-106 том № 1) по настоящему делу в качестве административного ответчика привлечена межведомственная комиссия при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 02 сентября 2019 года (л.д.158 том № 1) по настоящему делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Зуева Л.М., Лукина (в настоящее время Голикова (л.д.166 том № 1) А.И., Горохова Ю.А..

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 26 сентября 2019 года (л.д.190-191 том № 1) по настоящему делу в качестве заинтересованного лица привлечена К.И..

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 24 октября 2019 года (л.д. 243-244 том № 1) по настоящему делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Лоткова О.А., Лукашова Т.Д..

В судебном заседании административный истец Ратникова Е.В. и ее представитель Евстегнеев И.И. уточненные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Полигонько Г.И. административные исковые требования не признала, просит в удовлетворении иска отказать, указав, что администрация не отказывала Ратниковой Е.В. в рассмотрении ее заявления по вопросу проведения обследования жилого помещения - квартиры № ..., жилого дома № ... по ул. ..., а предложено в соответствии с п. 45 постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2016 года представить для принятия решения о пригодности (непригодности) для проживания данных объектов недвижимости заключение проектно-изыскательной организации с результатами инструментального обследования названных объектов, которое в администрацию представлено не было.

Представитель административного ответчика - межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, административные исковые требования не признает, считает их незаконными и необоснованными (л.д.7 том № 2).

Представитель заинтересованного лица – Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.6 том № 2), позиции по существу спора не высказал.

Заинтересованные лица Зуева Л.М., Лукашова Т.Д. не возражали относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованные лица Горохова Ю.А., Голикова (Лукина) А.И. не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 246 том № 1, л.д. 3 том № 2), позиции по существу спора не высказали.

Заинтересованное лицо Лоткова О.А. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом (л.д.1 том № 2), позиции по существу спора не высказала.

Заинтересованное лицо К.И. умерла ** ** ** 2000 года (л.д.231 том № 1).

Представитель Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области не явился, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывая на то, что основания для участия прокурора при рассмотрении настоящего дела отсутствуют (л.д.5 том № 2).

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административный иск, рассматриваемый в порядке главы 22 КАС РФ, подлежат удовлетворению, если установлено, что обжалуемое решение, действия (бездействие) административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. При этом заявитель обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, соблюсти срок обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

    Судом установлено и следует из материалов дела, дом № ... по ул. ... является одноэтажным четырех квартирным (л.д. 101 том № 1).

Квартира № 1, расположенная в доме № ... по ул. ..., значится в реестре объектов муниципальной собственности Вяземского городского поселения Смоленской области (л.д. 116-118, 176 том № 1).

На основании постановления главы администрации Вяземского района Смоленской области от 07 апреля 1995 года № 161 Ратниковой (Лушенковой) Е.В. на состав семьи, состоящей из трех человек, 17 ноября 1995 года выдан ордер № 519 на право занятия жилого помещения площадью 26,4 кв.м., состоящего из квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. ... (л.д. 13 том № 1).

В вышеуказанной квартире Ратникова Е.В. зарегистрирована с 26 января 1996 года по настоящее время (л.д. 12 том № 1).

Согласно справке комитета имущественных отношений администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области квартира № ... в доме № ... по ул. ... приватизирована К.И. на основании договора приватизации, заключенного 17 марта 1999 года (постановление № 185 от 02 апреля 1999 года) (л.д. 176 том № 1).

** ** ** 2000 года К.И. умерла (л.д.231 том № 1), после смерти которой к нотариусу Вяземского нотариального округа с заявлением о принятии наследства – квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. ..., 19 сентября 2000 года обратилась дочь умершей – Лукашова Т.Д. (л.д. 230 том № 1).

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 27 февраля 2015 года, вступившего в законную силу 31 марта 2015 года (л.д.215 том № 1), за А.Г. признано право собственности на квартиру № ..., расположенную в доме № ... по ул. ...

** ** ** 2017 года А.Г. умерла (л.д. 208 том № 1), после смерти которой, нотариусом Вяземского нотариального округа 14 мая 2018 года и 31 мая 2018 года выданы свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру № ..., расположенную в доме № ... по ул. ...: на 2/3 доли - дочери Гороховой Ю.А. (л.д. 219 том № 1); на 1/3 доли - дочери Лотковой О.А. (л.д. 219-оборот том № 1), соответственно.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственниками квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. ..., по 1/2 доли в праве с 07 декабря 2010 года являются Зуева Л.М. и Лукина (в настоящее время Голикова) А.И. (л.д. 127-131 том № 1).

      06 августа 2018 года Ратникова Е.В. обратилась в межведомственную жилищную комиссию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о рассмотрении на межведомственной жилищной комиссии муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области вопроса о признании многоквартирного дома № ... по ул. ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенной в нем квартиры № ... - непригодной для проживания (л.д. 9 том № 1).

    Уведомлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 23 августа 2018 года № 1594/02-57 (л.д.11 том № 1) Ратниковой Е.В. сообщено, что запланирован выезд межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по вопросу проведения межведомственной комиссией обследования жилого помещения (квартиры № ...) и жилого дома № ... по ул. ...; после заседания комиссии будет принято решение о пригодности (непригодности) данного жилого помещения и жилого дома для проживания.

Уведомлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 19 октября 2018 года № 2424/02-57 (л.д.10 том № 1) Ратниковой Е.В. сообщено, что выезд межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по вопросу проведения обследования жилого помещения (квартиры № ...) жилого дома № ... по ул. ... осуществлен. По результатам заседания межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области принято решение о необходимости назначения дополнительного обследования, результаты которого необходимо приобщить к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии, а именно: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов отражающих и несущих конструкций жилого дома. Для принятия решения о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения (квартиры № ...) жилого дома № ... по ул. ... Ратниковой Е.В. в соответствии с п. 45 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предложено представить заключение проектно-изыскательской организации с результатами инструментального обследования данного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (абз. 7 п. 7 Положения).

В соответствии с п. 42 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения в редакции на дату возникновения спорных правоотношений)

Согласно пункту 46 Положения (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 11 августа 2015 года № 1418, с учетом изменений, внесенных постановлением от 14 августа 2019 года № 1460, создана межведомственная комиссия при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по оценке и обследованию жилых помещений и утверждено Положение о межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по оценке и обследованию жилых помещений (далее Положение о межведомственной комиссии) (л.д. 29, 30-32, 33, 34-35 том № 1).

Согласно п. 1.4 указанного Положения комиссия создается для оценки и обследования жилых помещений и распространяет свое действие в отношении оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, находящихся на территории города Вязьмы и Вяземского района.

В соответствии с п. 4.2 Положения о межведомственной комиссии поступившее в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области заявление заинтересованного лица направляется секретарю комиссии для подготовки поступивших материалов. В случае представления документов в неполном объеме подготавливается мотивированный ответ заявителю за подписью председателя комиссии. В случае достаточности документов председателем комиссии назначается дата заседания комиссии.

Как указано в п. 4.12 Положения о межведомственной комиссии, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

На основании п. 4.13 Положения о межведомственной комиссии, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 4.14 Положения о межведомственной комиссии предусмотрено, что на основании полученного заключения в течение 30 дней должно быть принято решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, после чего издается распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества жилых помещений – квартиры № ... и многоквартирного дома № ... по ул. ..., а также в связи с необращением в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложить на администрацию обязанность инициировать процедуру, установленную Положением от 28 января 2006 года № 47, подготовить и предоставить документы на межведомственную комиссию по признанию вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции дома № ... по ул. ....

Также, как следует из уточненного административного искового заявления, административный истец не согласен с действиями межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по нерассмотрению его заявления от 06 августа 2018 года о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указывая на длительность нерассмотрения названного заявления по существу, ссылаясь на допущенные комиссией нарушения требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом административный истец просит обязать межведомственную жилищную комиссию администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области провести процедуру оценки соответствия жилого помещения (квартиры) в многоквартирном дома и многоквартирного дома по адресу: ..., согласно требованиям постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 года № 47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Таким образом, на орган местного самоуправления не возлагается обязанность по принятию решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания, а предоставляется такое право.

В рассматриваемом случае заявителями вправе выступать собственники жилых помещений или наниматели в силу пункта 42 Положения, предусматривающего, что основанием для проведения оценки соответствия помещения для проживания является заявление собственника или нанимателя.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, принимает решение.

Данная комиссия проверяет его фактическое состояние, оценивает техническое состояние строительных конструкций и жилого дома на основании заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

В соответствии с п. 45 Положения обязанность по предоставлению в комиссию по месту нахождения помещения необходимых документов для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, в числе которых заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (пп. «д» п. 45 Положения) возложена на заявителя.

Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года № АКПИ16-355 отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданам, являющимися нанимателями жилых помещений по договору социального найма, о признании недействующим подпункта «д» пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

В означенном решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что Гражданский кодекс Российской Федерации в части 2 статьи 676 предусматривает обязанность наймодателя обеспечить проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома. Положения пп. «д» п. 45 Положения не освобождают наймодателя жилого помещения по договору социального найма от предусмотренной статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности осуществить капитальный ремонт жилого помещения, а также обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку регулируют иные отношения, а именно, определяют перечень документов, представляемых заявителем в комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.

    В силу ст. 84 КАС РФ относимых, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого помещения для проживания, в нарушении ч. 1 ст. 62 КАС РФ административным истцом суду не представлено, как и не представлено доказательств того, административный истец обращался в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с соответствующим заявлением по осуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества жилых помещений (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома № ..., расположенного по ул. ..., и инициировании процедуры, установленной Положением № 47 от 28 января 2006 года, подготовки и представлении документов на межведомственную комиссию по признанию жилого помещения – квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. ..., непригодной для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о признании непригодным указанного дома для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

     При таком положении суд считает, что в рассматриваемом случае Ратникова Е.В. не доказала факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов со стороны административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

При этом нормы действующего законодательства, предоставляя возможность оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если заявитель считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.

Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления может служить пропуск заявителем срока обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 ноября 2004 года № 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

С заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, Ратникова Е.В. обратилась на имя председателя межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области 06 августа 2018 года (л.д.9 том № 1).

Как указывает Ратникова Е.В. в административном иске, ответа от председателя (заместителя) межведомственной жилищной комиссии муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не получила; ответы от 23 августа 2018 года № 1594/02-57, от 19 октября 2018 года № 2424/02-57 получены ею от администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области за подписью первого заместителя главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

На дату подачи административного иска межведомственная жилищная комиссия при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, ограничившись решением о предложении Ратниковой Е.В. представить дополнительные документы, предусмотренные пп. «д» п. 45 Положения, итоговое решение, предусмотренное п. 46 и п. 47 Положения, в установленные п. 46 Положения сроки (30 и 15 дней), по заявлению Ратниковой Е.В. от 06 августа 2018 года не приняла (данное обстоятельство сторонами не оспаривается, доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено), тем самым фактически уклонилась от рассмотрения заявления Ратниковой Е.В. от 06 августа 2018 года по существу и вынесла формальное решение об истребовании документов.

При этом орган местного самоуправления - администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области при отсутствии соответствующего заключения межведомственной жилищной комиссии в соответствии с абз. 2 п. 49 Положения не вправе принимать решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издавать соответствующее распоряжение.

С административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Ратникова Е.В. обратилась в суд 24 января 2019 года (л.д.4-6 том № 1), а с административными исковыми требованиями к межведомственной жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области – 05 июля 2019 года (л.д.108 том № 1), то есть по истечении установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд – со дня нерассмотрения ее заявления от 06 августа 2018 года в установленные Положением от 28 января 2006 года № 47 сроки.

При этом обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, как и доказательств в их подтверждение, административным истцом не представлено.

При вышеназванных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме к административным ответчикам и в связи с пропуском срока обращения в суд в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Ратниковой Е.В. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и межведомственной комиссии отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья                                                                                                                  Т.Н. Красногирь

22.11.2019-объявлена резолютивная часть решения,

28.11.2019 – составлено мотивированное решение,

10.01.2020 – решение вступает в законную силу

2а-1019/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вяземский Межрайонный прокурор Смоленской области
Ратникова Елена Викторовна
Ответчики
Межведомственная комиссии при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Другие
Горохова Юлия Анатольевна
Евстегнеев Игорь Иванович, пред-ль адм. истца
Лоткова Оксана Анатольевна
Лукашова Татьяна Дмитриевна
Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"
Белоусова Ксения Ивановна
Зуева Людмила Михайловна
Голикова (Лукина) Алиса Игоревна
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
vyazma.sml.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее