Решение по делу № 8а-1909/2020 от 16.01.2020

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-1106/2019

88а-5088/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                   25 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.

судей Баранова Г.В., Васляева В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мальцевой Т.С., Мальцева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска от 09 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мальцевой Т.С., Мальцева А.В. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете.

Заслушав доклад судьи Баранова Г. В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Мальцева Т.С. обратилась в суд к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете.

В обосновании требований указала, что 15 апреля 1983 года она с составом семьи из трех человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в последующем на указанном учете она состояла с составом семьи из двух человек, однако постановлением административного ответчика снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ввиду того, что утрачены основания, которые ранее давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Считает, что оспариваемым постановлением нарушены ее права, поскольку в спорном жилом помещении в настоящее время проживает и зарегистрирована в качестве члена семьи также ее сноха и на дату постановки на учет жилищная обеспеченность каждого члена семьи составляла менее учетной нормы.

Мальцева Т.С. просила суд признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 27 декабря 2018 года № 3047 в части снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях и возложить обязанность на административного ответчика восстановить ее с составом семьи из двух человек в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях в прежней очереди за № 200/368 (категория: ветеран боевых действий).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 июля 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной Мальцевой Т.С., Мальцевым А.В. в Первый кассационный суд 16 января 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду нарушения норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. С учетом части 2 статьи            326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Решение и апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Федеральный закон № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», установив предписание, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, названный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие (статья 5), определил, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены поименованным кодексом (часть 1 статьи 6), и одновременно указал, что граждане, принятые на такой учет до 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6).

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Между тем положения приведенной нормы на граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма         до 01 марта 2005 года в силу прямого указания в части 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ не распространяются, эти граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, и жилые помещения по договорам социального найма им предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

По смыслу указанных выше положений закона, Мальцева Т.С., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, могла быть снята с учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Судами установлено, что Мальцева Т.С. с составом семьи из трех человек состояла на учете на улучшение жилищных условий в администрации Ленинского района г. Саранска с 15 апреля 1983 года.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Саранска от 2 февраля 2005 года № 48рг семья Мальцевых с составом из двух человек включена в первоочередную очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по тому основанию, что Мальцев А.В. является ветераном боевых действий, в связи с чем к номеру общей очереди семьи Мальцевых добавлен первоочередный номер.

Постановлением администрации городского округа Саранск                         от 27 декабря 2018 года № 3047 Мальцева Т.С. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи из двух человек, включая ее сына Мальцева А.В., по причине утраты основания, дающего право на получение жилых помещений по договору социального найма, и с общей очереди, и с первоочередной.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 части 1 статьи 51, частей 1, 2 статьи 52, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.2 статьи 23.2 Федерального закона                   от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пришел к обоснованному выводу о том, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что Мальцева Т.С. состояла на учете на улучшение жилищных условий, орган местного самоуправления, определяя уровень обеспеченности семьи Мальцевой Т.С. общей площадью жилого помещения, обоснованно исходил из площади жилого помещения, принадлежащего Мальцевой Т.С. на праве собственности, которая составила 27,9 кв.м., то есть на каждого члена его семьи приходится 13,95 кв.м., что более установленной законом учетной нормы, в связи с чем, Мальцева Т.С. с составом семьи из двух человек, включая ее сына Мальцева А.В., правомерно снята с учета граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий по договору социального найма.

Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 165 учетная норма установлена в размере 12,5 кв.м.

Поскольку суммарная общая площадь квартиры по адресу Республика Мордовия, г.Саранск, пр. 50 лет Октября, д.1, кв.31, более учетной нормы, приходящейся на Мальцеву Т.С. и члена ее семьи, вывод административного ответчика об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Данное обстоятельство в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье             29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации           13 апреля 2016 года, указано, что принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, не может влиять на правильность принятого жилищной комиссией решения о снятии с такого учета в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обеспеченность жилой площадью более учетной нормы в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия с жилищного учета.

Тот факт, что Мальцева Т.С. принята на учет до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого администрацией городского округа Саранск решения, поскольку, как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи составляет более учетной нормы, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия его с жилищного учета.

Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод административного истца о том, что основания для снятия ее и сына с учета отсутствовали потому, что Мальцев А.В. является ветераном боевых действий и в нарушение требований статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которая закрепляет меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, к которым относится и Мальцев А.В., нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет                   до 01 января 2005 года, на него приходится менее 18 квадратных метров общей площади жилья.

Между тем, предметом спора является не обеспечение заявителя жилым помещением, а снятие его с семьей с учета по предусмотренным законом основаниям. Спорные правоотношения Федеральный закон «О ветеранах»       от 12 января 1995 года № 5-ФЗ не регулирует.

Утверждение Мальцевой Т.С. о том, что в спорном случае суду надлежало исходить из того, что положения части 2 статьи 6 вводного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых до 01 марта 2005 года на учет, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учета, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий у Мальцева А.В., с составом семьи из двух человек – он и Мальцева Т.С. (мама), отпала, то они обоснованно исключены из первоочередной очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по тому основанию, что Мальцев А.В. является ветераном боевых действий.

При этом сноха Мальцева А.А. при расчете нуждаемости учитываться не должна, поскольку она не состояла на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях как член семьи Мальцевой Т.С.

Иные доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, как усматривается из их содержания, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой и второй инстанций и ставящих под сомнение законность судебных актов, постановленных по данному делу, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска от 09 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 23 июля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мальцевой Т.С., Мальцева А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8а-1909/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Мальцева Татьяна Сергеевна
Ответчики
Администрация городского округа Саранска
Другие
МАЛЬЦЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Баранов Г.В.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
25.02.2020Судебное заседание
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее