Р Е Ш Е Н И Е
г. Пущино, ул. Грузовая, д.2/1 12 января 2018 года
Судья Пущинского городского суда Московской области Степанова С.И.
с участием защитника А.Ю. Потаповой,
рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора МУП «Тепловодоканал» г. Пущино Р.В. Ярцева на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.Р. от 20 ноября 2017 года о назначении по ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ административного штрафа в размере 200 000 рублей,
у с т а н о в и л :
В отношении МУП «Тепловодоканал» 20.11.2017 главным государственным инспектором межрегионального отдела по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.Р. было вынесено постановление по ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ о наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности, выразившихся в том, что в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» содержится неполная характеристика объекта, а именно: в общем разделе плана мероприятий отсутствуют сведения об используемом оборудовании, работающем под избыточным давлением. Не назначен ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением. Не разработаны инструкции: для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением; инструкция, устанавливающая действия работников в аварийных ситуациях на оборудовании, работающем под давлением. Не утверждён перечень нормативных документов, применяемых в МУП «ТВК г. Пущино» для обеспечения требований промышленной безопасности.
Производственная инструкция для рабочих, обслуживающих трубопровод горячей воды peг. №, не выдана персоналу под расписку.
Должностная инструкция специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, не устанавливает периодичность осмотра ответственным оборудования под давлением.
Производственная инструкция по обслуживанию и безопасной эксплуатации трубопровода горячей воды не предусматривает осуществление контроля за отсутствием защемлений и повышенной вибрации трубопроводов.
Специалист, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, не хранит паспорта оборудования под давлением и руководства организаций изготовителей по монтажу и эксплуатации, а именно: паспорт на котёл peг. № при проведении проверки отсутствовал, при этом иной порядок хранения документации не установлен распорядительными документами эксплуатирующей организации.
Трубопровод горячей воды peг. № ежегодно подвергается гидравлическому испытанию. На исполнительной схеме трубопровода peг. № не указаны расстояния между сварными соединениями.
Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования не проводит гидравлические испытания котлов рабочим давлением, после ремонта котла, когда характер и объём ремонта не вызывает необходимости проведения внеочередного технического освидетельствования.
Для отключения котлов от всех трубопроводов, применяются заглушки, толщина которых не рассчитана на прочность.
Допуск работников специализированных организаций внутрь котла, производится без наряда-допуска.
На арматуре или специальной металлической бирке не нанесены названия и номера арматуры согласно технологической схеме трубопровода горячей воды.
Неисправно аварийное освещение в котельной.
Специалист, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, не проводит с обслуживающим персоналом противоаварийные тренировки.
Не установлен порядок, при котором рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию трубопровода горячей воды peг. №, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путём его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, записывая результаты осмотра и проверок в сменный журнал. В сменном журнале не делается запись о результатах ежедневной проверки манометров, установленных на котлах.
Допускается эксплуатация здания котельной без проведения экспертизы промышленной безопасности.
Не проведена экспертиза промышленной безопасности котлов ДКВР 10/13 peг. №, трубопровода пара peг. №, котла ПТВМ-50 peг. № по истечении срока службы, установленного в заключении ЭПБ.
Отсутствуют сведения о применённых при ремонте котла ПТВМ-50 peг. № материалах и полуфабрикатах, технологии сварки, аттестованной в соответствии с установленными требованиями.
Отсутствуют сведения о том, что к производству работ по сварке элементов котла ПТВМ-50 peг. №, работающих под давлением, были допущены сварщики, имеющие удостоверения на право выполнения данных сварочных работ; о том, что руководство работ по сварке и контролю качества при ремонте котла ПТВМ-50 peг. №, было возложено на специалиста, прошедшего в установленном порядке аттестацию; о применении системы контроля качества сварных соединений, выполненных при ремонте котла ПТВМ-50 per. №. Контроль качества ремонта котла ПТВМ-50 peг. № с применением сварки, не подтверждён итоговой документацией по результатам выполненных работ.
Не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» А02- 52826-0001, III- класса опасности, а именно: допускается эксплуатация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, установленных на наружном газопроводе, в ГРП, на внутреннем газопроводе котельной, без проведения экспертизы промышленной безопасности.
Не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» А02-52826-0001 допускается эксплуатация сооружений на опасном производственном объекте, а именно: здания газорегуляторного пункта, предназначенного для осуществления технологических процессов, по достижении предельных сроков эксплуатации, без проведения экспертизы промышленной безопасности.
При регистрации опасного производственного объекта Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» А02-52826-0001, III- класса опасности, представлена не полная информация, а именно: в сведения, характеризующие опасный производственный объект, не внесены технические устройства, установленные на наружном газопроводе, в ГРП, на внутреннем газопроводе котельной.
Не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» А02- 52826-0001, III- класса опасности, а именно: Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов Сеть газопотребления МУП «Тепловодоканал» А02-52826-0001, III- класса опасности не содержит: порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля. В организации отсутствует проектная и исполнительная документация на систему контроля загазованности помещения котельной окисью углерода. Газовой службой предприятия допускается к эксплуатации переносной газоанализатор ПГФ2М1-И1А «Метан» зав. № без проведения экспертизы промышленной безопасности, находящийся в эксплуатации с 1967 года. В организации не разработан и не утвержден техническим руководителем перечень газоопасных работ, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение . Контроль загазованности за окисью углерода в помещение котельной проводится стационарным сигнализатором УО 305.1.0. Зав.№, который не проходил государственную поверку более года. Согласно паспорту завода изготовителя межповерочный интервал составляет один год. Своими действиями МУП «Тепловодоканал» нарушило требования п.1 ст. 9, п.2 ст.10, п. 1 ст.11, п.1 ст.13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 25 (е), п. 95, п. 114, п. 117, п. 118, п.142, п.192, п. 218(б,г,д,е,ж), п. 226 (б,г,е), п. 274, п. 300, п. 301, п. 331(в),п. 334, п. 337, п. 357, п. 372, п. 397, п.410 (б), п.411(б) ФНиП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», п.12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, п. 6,7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, п. 9, п. 141 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Законный представитель юридического лица МУП «ТВК» и.о. директора Р.В. Ярцев, не согласный с данным постановлением в части назначенного размера штрафа, обжаловал его в суд, просит изменить обжалуемое постановление, снизить размер назначенного административного штрафа. Свою жалобу мотивирует тем, что МУП «ТВК» находится в тяжелом финансовым положении, в настоящее время в отношении МУП «ТВК» рассматривается в арбитражном суде дело о банкротстве. Доводы законного представителя подтверждены документально. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. КоАП РФ, не оспаривает.
Законный представитель МУП «Тепловодоканал» Р.В. Ярцев в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен, направил в суд защитника, который в судебном заседании жалобу поддержал, и показал, что в настоящее время ряд выявленных нарушений устранены, продолжается работа по выполнению нарушений в сроки, установленные предписанием, выявленные нарушения не повлекли никаких негативных последствий, финансовое положение предприятия по состоянию на 11.01.2018 ухудшилось.
Заслушав защитника, изучив материалы дела, судья считает необходимым обжалуемое постановление изменить, жалобу удовлетворить.
Материалами дела установлено, что в результате плановой выездной проверки МУП «Тепловодоканал» г. Пущино, эксплуатирующего опасные производственные объекты, были выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности, которые были отражены в акте проверки Центрального управления Ростехнадзора от 20.11.2017. По факту 35 выявленных нарушений было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности, и составлен 20.11.2017 протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ. По результатам рассмотрения протокола 20.11.2017 было вынесено постановление и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитником в ходе рассмотрения жалобы представлены сведения о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в указанные в предписании сроки и сообщении об этом в орган, вынесший предписание.
Согласно определению арбитражного суда Московской области от 31.07.2017 принято к производству заявление ПАО «Мосэнерго» о признании МУП «Тепловодоканал» несостоятельным (банкротом). Рассмотрение дела 14.11.2017 отложено на 29.01.2018.
Согласно данным МУП «Тепловодоканал» общая задолженность по поставщикам по состоянию на 11.01.2018 составляет 162 726 981 рубль.
В соответствии с ч.1 ст.9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 3.2., 3.3. ст.4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст.4.1. КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
Удовлетворяя жалобу, судья исходит из того, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, не оспаривается МУП «Тепловодоканал», однако при привлечении МУП «Тепловодоканал» органом, вынесшим постановление, не были учтены исключительные обстоятельства, указанные в ч.3.2 ст.4.1. КоАП РФ, а именно: финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в отношении которого на момент выявления нарушений и вынесения постановления было принято к производству арбитражного суда дело о признании несостоятельным (банкротом), и имеющего задолженности перед поставщиками более 162 000 000 рублей. При таких обстоятельствах вынесенное постановление не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит изменению в части назначенного размера административного штрафа.
В соответствии со ст.ст.30.1.-30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Р.Р. от 20 ноября 2017 года о назначении по ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ административного штрафа в размере 200 000 рублей, изменить. Снизить размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Мособлсуд через Пущинский горсуд Московской области.
Судья подпись С.И. Степанова