Дело № 2-227/2021
24RS0028-01-2019-003499-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2021 г. город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Фроленко С.И.,
при секретаре Азориной А.М.,
с участием: помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Шевичк О.Б.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» Арабской А.Н.,
ответчика (истца по встречному иску) Матусина А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Матусина А.Г. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности и по встречному иску Матусина А.Г. к МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Матусина А.Г. с требованиями об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником <адрес> в <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2014 г. указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения – <адрес> для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома истцом была определена его выкупная цена в размере 1 724 674 рублей 50 копеек, однако, ответчик с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласилась.
Просит изъять у Матусина А.Г. жилое помещение - <адрес> путем выкупа за выкупную цену 1 724 674 рублей 50 копеек, прекратить право собственности ответчика на вышеуказанное жилое помещение после выплаты денежной компенсации, признать право собственности на жилое помещение за муниципальным образованием город Красноярск.
Матусина А.Г. обратилась в суд со встречным иском к МО г. Красноярска, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей в собственность равнозначное жилое помещение взамен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Представитель истца МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, а также представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» ФИО6, действующая на основании доверенностей от 30 декабря 2020г., 30 декабря 2020 г., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать, дополнительно пояснила, что предусмотренный положениями п. 9 ст. 32 ЖК РФ трехмесячный срок до обращения и иском в суд не выжидался в связи с тем, что ответчиком выражено решение об отказе в заключении соглашения. Возражая против удовлетворения встречных исковых требований, пояснила, что заключение соглашения о предоставлении в собственность иного жилого помещения взамен изымаемого является правом, а не обязанностью истца, в настоящее время департаментом не может быть заключено соответствующее соглашение в связи с тем, что отсутствует утвержденный правительством порядок и финансирование на приобретение иного жилого помещения. Данная правовая позиция закреплена также в п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса российской Федерации».
Ответчик Матусина А.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что за предложенную истцом цену в г. Красноярске невозможно приобрести жилое помещение, фактически она с мужем и двумя несовершеннолетними детьми проживает в спорном жилом помещении, сохраняет регистрацию в <адрес> данного дома, поскольку была зарегистрирована там с рождения, после смерти бабушки переехала в <адрес>, однако, с регистрационного учета не снялась; в настоящее время жильцы <адрес>, являющейся муниципальной собственностью, переселены из аварийного жилого помещения. Также она и члены ее семьи приобрели на средства материнского капитала комнату в общежитии общей площадью 12 кв.м., ей принадлежит ? доля данного жилого помещения (3 кв.м.), проживать в данной комнате всей семьей не представляется возможным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, находит возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшей исковые требования Матусина А.Г. подлежащими удовлетворению, а первоначально заявленные исковые требования преждевременными, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч.7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом в силу п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
На основании ч.9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии № от 14 февраля 2014 г. многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (степень физического износа 69 %) (л.д. 4).
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ Матусина А.Г. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 39,3 кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13,16).
Ранее данное жилое помещение принадлежало наследодателю ФИО7 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
18 октября 2019 г. департаментом городского хозяйства администрации <адрес> Матусина А.Г. направлено требования о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 1 февраля 2020 г., полученное ответчиком 10 декабря 2019 г. (л.д. 7,8).
Поскольку данное требование оставлено без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от 13 мая 2020 г. № № Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером № по почтовому адресу, в том числе, <адрес>. (л.д.5-6).
ДД.ММ.ГГГГ департаментом направлено в адрес ответчика уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома (л.д. 9,10).
ДД.ММ.ГГГГ Матусина А.Г. вручен проект соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в соответствии с отчетом об оценке № выполненным ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИнвестОценкаАудит», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по <адрес> определена в размере 1 528 588 рублей 60 копеек, убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, включая убытки, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ними, переездом, затратами на аренду недвижимого имущества на период поиска жилого помещения взамен изымаемого, услугами нотариуса и риелтора в сумме - 196 085 рублей 90 копеек (л.д. 17-130).
От заключения вышеуказанного соглашения ответчик отказалась (л.д. 15).
Учитывая, что Матусина А.Г. выражено несогласие со стоимостью имущества, изложенного в представленном истцом экспертном заключении, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценка ПРО».
Как следует из заключения эксперта ООО «Оценка ПРО», стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 1 595 000 рублей, стоимость доли собственника жилого помещения по вышеуказанному адресу в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок – 1 рубль, размер убытков, которые будут причинены его изъятием, включая убытки, которые собственник понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (среднерыночная аренда аналогичной квартиры), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения на праве собственности на него (риэлтерские услуги), оформлением права собственности на другое жилое помещение составляет 167 500 рублей, итого, 1 762 501 рубль (л.д. 163-181).
При этом Матусина А.Г. пояснила, что за данную выкупную центу не намерена заключать соглашение, обратилась в суд с встречным иском.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес>, введенный в эксплуатацию в 1959 г. включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющийся приложением к вышеуказанной программе, под порядковым №.
Положениями п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Разрешая довод представителя истца по встречному иску со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14, суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Между тем, данное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права Матусина А.Г.
Также суд находит несостоятельной ссылку представителя истца на то, что Матусина А.Г., имеющая ? долю в жилом помещении общей площадью 12 кв. м. в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Закон Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» не является лицом, имеющим право на предоставление дополнительной поддержки, поскольку в данном пункте предусматривается наличие в собственности жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, между тем данная доля жилого помещения является незначительной и не может обеспечить соблюдение жилищных прав.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Матусина А.Г., реализуя предоставленное законодательством право выбора, имеет право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, на МО Город Красноярск следует возложить обязанность предоставить Матусиной А.Г. равноценное жилое помещение, расположенное на территории города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на МО Город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Матусина А.Г. на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 39,3 кв.м., расположенное в границах города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащего Матусина А.Г. на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у Матусина А.Г. жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления Матусина А.Г. равнозначного жилого помещения.
Прекратить право собственности Матусина А.Г. на жилое помещение по адресу: <адрес> после предоставления равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск после предоставления Матусина А.Г. равнозначного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Фроленко
Копия верна
С.И. Фроленко
Решение в окончательной форме принято 3 февраля 2021 г.