Решение по делу № 33-7372/2021 от 01.10.2021

Дело № 33-7372/2021 (в суде первой инстанции № 2-3076/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2021 года                        город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Жельнио Е.С.,

судей Галенко В.А., Пестовой Н.В.,

при секретаре Козулине И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васильева К.Ю. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Васильева К.Ю. к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильев К.Ю. обратился в суд с заявлением к ГУ Центр ПФР в Хабаровском крае № 2 об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение страховой пенсии, указав, что в период с 11.03.2002г. до 01.02.2021г. находился на иждивении своего отца Васильева Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ.р. До 29.04.2019г. отец был официально трудоустроен в ООО «Домотехника Комсомольск», после увольнения он продолжал финансово обеспечивать его (истца) являясь учредителем и директором ООО «Энергия Плюс». Данная фирма приносила семье стабильный доход. Получаемое денежное содержание от отца являлось для него постоянным и основным источником средств к существованию. Установление факта нахождения на иждивении необходимо для назначения страховой пенсии по потере кормильца, так как он обучается в 11 классе ЧОУ «Школа-интернат № 30 ОАО «РЖД» по очной форме обучения, по основной образовательной программе, предусмотренной ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 20.08.2019г. по 30.06.2021г., далее планирует продолжить свое образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ. Решением ГУ Центр ПФР в Хабаровском крае № 2 от 05.03.2021г. № 40914/21 ему отказано в назначении пенсии. Считает данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Просит установить факт его нахождения на иждивении отца Васильева Ю.Ю. в период с 29.04.2019г. по 01.02.2021г., признать незаконным и отменить решение ГУ Центр ПФР в Хабаровском крае № 2 от 05.03.2021г. № 40914/21, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию по случаю потери кормильца.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20.07.2021г. в удовлетворении исковых требований Васильева К.Ю. отказано.

В апелляционной жалобе Васильев К.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что заработок отца являлся основным доходом семьи, факт получения матерью ежемесячного дохода, превышающего размер минимального прожиточного минимума на территории Хабаровского края, не свидетельствует о том, что он (истец) не находился на иждивении отца, а отсутствие страховых вносов за последний год жизни Васильева Ю.Ю. не свидетельствует об отсутствии у него доходов.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17.11.2021г. произведена замена ответчика по данному гражданскому делу его правопреемником Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

В письменных возражениях представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения.

Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч.3 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ срок. Ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. Представитель ответчика в возражения на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 19.02.2021г. Васильев К.Ю. обратился с заявлением в ГУ Центр ПФР в Хабаровском крае № 2 о назначении страховой пенсии по случаю потери коримльца.

Решением ГУ Центр ПФР в Хабаровском крае № 2 от 05.03.2021г. № 40914/21 в назначении пенсии Васильеву К.Ю. отказано в связи с неподтверждением факта нахождения на иждивении у умершего кормильца Васильева Ю.Ю.

Родителями Васильева К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Васильев Ю.Ю. и Марьянова Ю.Г. Семья проживала по адресу: <адрес>.

Васильев Ю.Ю., 07.03.1972 г.р., умер 01.02.2021г.

Васильев К.Ю. на момент смерти отца достиг совершеннолетия, обучается в 11 классе школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» на основании приказа о зачислении от 20.08.2019г. №40 и не находится на полном гособеспечении.

Согласно сведениям индивидуального персонифицированного учета страховые взносы за Васильева Ю.Ю. поступали в 2019 году, в 2020 и 2021 годах Васильев Ю.Ю. не был официально трудоустроен, сведений о получаемых им доходов за период 2020-2021 годы не имеется. Согласно записи в трудовой книжке Васильев Ю.Ю. был уволен с последнего места работы 30.04.2019г., иных записей о трудовой деятельности не имеется. С 2017 года Васильев Ю.Ю. являлся учредителем и генеральным директором ООО «Энергия Плюс».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Васильевым К.Ю. надлежащих и допустимых доказательств нахождения на иждивении отца после достижения им 18 лет, получения от отца материальной помощи, которая была бы для него постоянным источником средств к существованию, не представлено.

По мнению суда первой инстанции, оснований полагать, что оказываемая Васильевым Ю.Ю. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Васильева Е.Ю., не имеется, поскольку у Васильева Ю.Ю. отсутствовал постоянный и стабильный заработок, из которого начисляются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также налоги на доходы физических лиц.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях». В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 30.09.2010г. № 1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 05.12.2017г. № 36-П, от 27.11.2019г. № 18-П, определение от 17.12.2001г. № 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Положения приведенных норм права о круге лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, и об условиях назначения данной пенсии судом первой инстанции к спорным правоотношениям применены неправильно, вследствие чего вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить Васильеву К.Ю. страховую пенсию по случаю потери кормильца нельзя признать правомерным.

Обосновывая данный вывод и указывая на то, что факт нахождения Васильева К.Ю. на иждивении отца (Васильева Ю.Ю.) не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции проанализировал имеющиеся в материалах дела доказательства относительно дохода Васильева Ю.Ю. и возможности оказания им помощи Васильеву К.Ю. (сыну). Однако суд первой инстанции не учел, что Васильев К.Ю. в указанный период был несовершеннолетним и достиг 18-летнего возраста 11.03.2020г., после чего продолжал обучаться по очной форме, самостоятельных источников дохода не имел, находился на иждивении родителей, указывает, что материальная помощь отца была для него источником средств к существованию.

Не может судебная коллегия согласиться с указанием суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что оказываемая Васильевым Ю.Ю. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Васильева К.Ю., поскольку у Васильева Ю.Ю. не было стабильного заработка, из которого начисляются и уплачиваются налоги и соответствующие страховые взносы.

Законом способы оказания такой помощи, а также источники и виды доходов умершего кормильца для ее оказания не определены, эта помощь может быть оказана за счет не только заработной платы, но и иных доходов кормильца, и может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме, как-то: в обеспечении продуктами питания, одеждой, лекарственными средствами в целях жизнеобеспечения члена семьи и т.п.

Из представленных в материалы дела договоров подряда, счетов на оплату, актов приемки выполненных работ следует, что в период 2019-202гг. ООО «Энергия Плюс», единственным учредителем и руководителем которого являлся Васильев Ю.Ю., осуществляло экономическую деятельность, в том числе оказывало возмездные услуги.

Опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1, ФИО2 подтвердили оказание Васильевым Ю.Ю. постоянной материальной помощи сыну Васильеву К.Ю., которая являлась основным источником его существования.

Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Васильева К.Ю. нельзя признать соответствующим нормам материального права, в связи чем постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с подпунктом 3 п.5 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 июля 2021 года - отменить, принять по делу новое решение.

Установить факт нахождения Васильева К.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на иждивении отца Васильева Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 01 февраля 2021 года, в период с 29 апреля 2019 года по 01 февраля 2021 года.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 от 05 марта 2021 года № 40914/21 об отказе в установлении пенсии Васильеву К.Ю..

Возложить обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области назначить Васильеву К.Ю. страховую пенсию по случаю потери кормильца с 01 февраля 2021 года до окончания обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                     

Судьи                                

33-7372/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Кирилл Юрьевич
Ответчики
ГУ – ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО
Другие
Фощай Светлана Викторовна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Галенко Владислава Александровна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
04.10.2021Передача дела судье
17.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021Передано в экспедицию
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее