Мировой судья – Шалягина О.В.
Материал №12-161/2020
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2020 года г. Пенза
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Танченко Р.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Одинцовой С.В.,
её защитника Мещановой Ю.А., действующей на основании доверенности 27.04.2020,
заместителя главного государственного инспектора г. Пензы ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда жалобу Одинцовой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от 14.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении заведующей МБДОУ детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцовой С.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от 14.02.2020 заведующая МБДОУ детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Одинцова С.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в здании учреждения 1968 года постройки, не проводился ни капитальный ремонт, ни реконструкция здания после введения в действие СП 1.13130.2009 года. Указывает, что по состоянию на 10.03.2020 года разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес», расположенного по адресу: Адрес , филиал по Адрес А не выдавалось и реконструкция данного объекта не проводилась. Считает, что прямого указания о том, что новые требования пожарной безопасности распространяются на объекты охраны, введенные в эксплуатацию до начала действия таких норм законодательство не содержит, сроков приведения в соответствие таких объектов с новыми требованиями не устанавливает, за исключением случаев, требующих проведения капитального ремонта, реконструкции. Полагает, что МБДОУ детский сад №110 г. Пензы, использующее здание, построенное до введения в действие СП 1.13130.2009 года, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования данных нормативных актов. Ссылается на заключения №161 и №162 о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности от 16.12.2015 выданных МБДОУ детскому саду №110 г. Пензы Главным управлением МЧС России по Пензенской области, что подтверждает отсутствие угрозы возникновения пожара, связанного с указанными в предписании нарушениями требований пожарной безопасности, и также подтверждающих, что дальнейшая эксплуатация здания не приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Обращает внимание, что МБДОУ детский сад №110 г. Пензы является муниципальным бюджетным учреждением, основными документами, регулирующими финансовую деятельность которого являются муниципальное задание и план финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с ч.5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-03 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Управления образования №233 от 28.07.2014 «Об утверждении Методических указаний по порядку обоснований бюджетных ассигнований в муниципальных учреждениях образования города Пензы» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет субсидий из бюджета муниципального образования г. Пензы в части обеспечения содержания зданий и сооружений, обустройства прилегающих к ним территорий муниципальных бюджетных учреждений образования. Функции и полномочия учредителя МБДОУ детского сада №110 г. Пензы осуществляет Управление образования г. Пенза, что подтверждается Уставом учреждения. Устранение нарушений пожарной безопасности в соответствии с предъявленными требованиями государственного инспектора по пожарному надзору к монтажу лестниц по сути своей является реконструкцией эксплуатируемого в настоящее время здания сада. Замена лестниц, в силу ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможно исключительно при проведении капитального ремонта помещений образовательного учреждения или их реконструкции, что требует подготовки соответствующей технической документации и получения соответствующих разрешений, что согласуется с порядком применения новых норм пожарной безопасности к объектам, эксплуатируемым с целью их создания, до введения таких норм в действие. Расходы на проектно-сметную документацию и прохождение государственной строительной экспертизы и саму реконструкцию (капитальный ремонт) здания сада требуют значительных финансовых затрат за счет средств бюджета г. Пензы. В связи с вынесением неоднократных предписаний о нарушении требований пожарной безопасности в части обустройства пожарных лестниц, высоты ограждений лестниц, дверей здания, она неоднократно обращалась к начальнику Управления образования г. Пенза с ходатайством о выделении денежных средств, необходимых для исполнения требований ОГПН (письма от 25.09.2017, 15.06.2018, 16.08.2018, 14.11.2018, 31.01.2019 , 12.02.2019, 23.05.2019, 11.09.2019, 28.11.2019, 10.01.2020, 31.01.2020). Однако денежные средства выделены не были. МБДОУ детским садом №110 г. Пензы предпринимались все меры, для обеспечения пожарной безопасности в пределах лимитов средств, выделяемых из бюджета района на эти цели. Считает, у заведующей МБДОУ детским садом №110 г. Пензы не имелось возможности для выполнения предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти в установленный в предписаниях срок, что вызвано объективными причинами, не зависящими от юридического лица, а именно отсутствием финансирования. Отмечает, что предписание УНД ГУ МЧС России по Пензенской области нарушает права и законные интересы Учреждения на осуществление образовательного процесса, присмотра и ухода за детьми, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья детей и работников учреждения, сохранности движимого и недвижимого имущества учреждения, то есть на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Одинцова С.В. и её защитник Мещанова Ю.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить. Защитник Мещанова Ю.А. также просила прекратить производство по делу на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Заместитель главного государственного инспектора г. Пензы ФИО4 с доводами жалобы не согласился, просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.14 ст.19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора г. Пенза по пожарному надзору ФИО4 составлен протокол в отношении заведующей МБДОУ детский сад №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцовой С.В., согласно которому она не исполнила законное предписание от 11.02.2019 №20/1/1 в установленный срок до 01.12.2019, по устранению нарушений указанных в предписании.
Ранее, постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от 28.02.2018 Одинцова С.В. привлекалась к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства по настоящему делу об административном правонарушении не установлены.
Как следует из материалов дела, МБДОУ детский сад №110 г. Пензы «Страна чудес» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность с учетом целевого поступления денежных средств из бюджета г. Пензы, утверждаемого ежегодно. Учредителем МБДОУ детский сад №110 г. Пензы «Страна чудес» является Управление образования г. Пензы.
После получения предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере пожарной безопасности, директором МБДОУ детский сад №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцовой С.В. предпринимались своевременные меры по его исполнению. В частности, в адрес Управления образования г. Пензы неоднократно направлялись письма с просьбой о выделении денежных средств необходимых для исполнения предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Пензы УНД и ПР ГУ МЧС России по Пензенской области №20/1/1 от 11.02.2019 (исх. №б/н от 12.02.2019, исх. №б/н от 23.05.2019, исх. б/н от 11.09.2019, исх. б/н от 28.11.2019).
Вынося постановление о привлечении Одинцовой О.В. к административной ответственности, мировой судья исходил из того, что заведующая МБДОУ детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцова О.В. не выполнила в установленный срок законное предписание должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере пожарной безопасности.
При этом мировым судьей не принят во внимание довод Одинцовой О.В. о том, что финансирование МБДОУ детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес» осуществляется за счет бюджетных средств, в связи с чем не представляется возможным устранить выявленные нарушения в срок, указанный в предписании.
Между тем, указанные обстоятельства заслуживают внимания.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует об отсутствии у Одинцовой О.В. возможности для выполнения предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства в сфере пожарной безопасности, в установленный в предписании срок, что обусловлено объективными, не зависящими нее обстоятельствами, а именно отсутствием финансирования. Доказательств обратного в материалах дела не содержится, судье апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Таким образом, поскольку заведующей МБДОУ детского сада №110 г. Пензы «Страна чудес» Одинцовой О.В. заблаговременно направлялись сообщения о необходимости выделения бюджетных средств для исполнения предписания №20/1/1 от 11.02.2019, имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Одинцовой С.В. не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Одинцовой С.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г. Пензы от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении Одинцовой С.В. – отменить.
Производство по делу прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья Р.В. Танченко