Дело № 2-2698/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2023 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Карманова К.А.,
при помощнике судьи – Шайдуллиной Е.А.,
с участием:
представителя истца – Питомца И.В.,
представителя ответчика – Лопатниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Терещенко Андрея Леонидовича к государственному унитарному предприятию города Севастополя «Севтеплоэнерго», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное унитарное предприятие города Севастополя «Управляющая компания Нахимовского района», государственное унитарное предприятие города Севастополя «Единый информационно-расчетный центр», Терещенко Борис Леонидович, о признании действий незаконными, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию <адрес> «Севтеплоэнерго» (далее – ГУПС «Севтеплоэнерго»), в котором просит признать незаконными действия ответчика по начислению платы за отопление по лицевому счету на имя истца № и пени за ее неуплату; обязать ответчика произвести перерасчет начислений за услуги централизованного отопления по лицевому счету истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Также просит дать правовую оценку бездействию ГУПС «УК <адрес>» по факту несвоевременного информирования ГУПС «Севтеплоэнерго» об отсутствии в составе общего имущества в доме истца отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес>, которая с 2006 года отключена от сетей централизованного теплоснабжения. Истец считает, что ГУПС «Севтеплоэнерго» необоснованно производит начисление платы за отопление в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает истец, в связи с отсутствием в них отопительных приборов. Причиной необоснованных начислений послужило несвоевременное предоставление ГУПС «УК <адрес>» сведений в ресурсоснабжающую организацию об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов. В добровольном порядке ответчик произвести перерасчет за фактически не оказанные услуги по отоплению отказывается, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» возражала против удовлетворения иска, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме, представила письменные возражения на иск, подтвердила отсутствие у истца задолженности по оплате услуги отопления, указала на то, что с момента предоставления управляющей компанией сведений об отсутствии отопительных приборов в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, плата за отопление истцу не начисляется, что подтверждается сведениями соответствующего расчета.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, явку своих представителей не обеспечили. Представителем ГУПС «ЕИРЦ» в адрес суда направлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав участников процесса, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является собственником 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес>. Иная 1/2 доля квартиры принадлежит ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В квартире ответчика в соответствии с требованиями ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации выполнено переустройство, в результате которого квартира отключена от центрального теплоснабжения и установлено индивидуальное отопление.
Как следует из п.п. 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Из положений ст. 39 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, среди них, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство РФ, реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктом «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пунктами 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией РФ, ее статьями 114 (пункт «ж» части 1) и 115 (часть 1) имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающие, в том числе формулы расчета платы за услугу по отоплению при отсутствии потребления данной услуги в конкретном помещении многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, являясь объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2, 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, освобождение собственников, демонтировавших систему отопления, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
Отсутствие или наличие у собственников помещений в многоквартирном жилом доме собственной системы отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления и не исключает обязанности по внесению платы за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия индивидуального потребления.
Факт наличия централизованного отопления предполагает подачу тепла в дом, пока не доказано иное.
Согласно расчетному листу абонента по лицевому счету № на имя ФИО2 в период с октября 2020 года и по сентябрь 2022 года включительно производилось начисление платы по услуге «отопление».
Из письма ГУПС «ЕИРЦ» за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 усматривается, что начисление платы по услуге «отопление» на лицевом счете по адресу: <адрес>, производится только за потребление тепловой энергии на содержание общего имущества. Со ссылкой на письмо ГУПС «Севтеплоэнерго» за исх. №/УР-IO ДД.ММ.ГГГГ указывается, что плата за названную услугу начисляется с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, указывая на необоснованность начислений за услуги отопления в части оплаты тепловой энергии, потребляемой в помещениях общего пользования, ссылается на нарушение ГУПС «УК <адрес>» требований абзаца 7 пункта 6 Правил №, выразившееся в несвоевременном предоставлении ресурсоснабжающей организацией сведений об отсутствии в составе общедомового имущества теплопотребляющих элементов, что, по мнению истца, является основанием для осуществления перерасчета платы за названную услугу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в порядок расчеты платы за коммунальную услугу по отоплению, которыми предусмотрена обязанность управляющих организаций предоставлять в ресурсоснабжающую организацию подтверждённую технической документацией информацию об отсутствии во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления. Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Так, в абзаце 7 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 настоящих Правил.
В данном пункте указано, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя, в том числе, сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения.
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются, в том числе, проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
В материалы дела представлен ответ ГУПС «Севтеплоэнерго» за исх. №/УР-8 от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца, из которого следует, что на момент ответа ГУПС «Севтеплоэнерго» не располагало официальной информацией от ГУПС «УК <адрес>», подтвержденной технической документацией, об отсутствии в помещениях входящих в состав общего имущества многоквартирного <адрес>, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления.
Как установлено судом, ГУПС «УК <адрес>» такая информация предоставлена ГУПС «Севтеплоэнерго» в октябре 2022 года, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ по лицевым счетам собственников и пользователей помещений многоквартирного <адрес>, в том числе <адрес>, которая принадлежит истцу, изменен порядок расчеты платы за коммунальную услуг по отоплению с применением формулы 3 (2-1) и (4-1), приведенной в приложении 2 к Правилам №. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету истца числилась задолженность за коммунальную услугу по отоплению в сумме 201,45 руб.
Таким образом в соответствии с вышеприведенными положениями закона и нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в отсутствие информации от управляющей компании, подтвержденной технической документацией, об отсутствии отопительных приборов в помещениях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, у ГУПС «Севтеплоэнерго» не имелось оснований для изменения порядка расчеты платы за услугу по отоплению, как и оснований для перерасчета размера платы и пени за предшествующие периоды после предоставления ГУПС «УК <адрес>» такой информации с подтверждающей технической документацией.
В связи с тем, что требования в части признания незаконными действий ответчика по начислению платы за отопление по лицевому счету на имя истца и пени за ее неуплату удовлетворению не подлежат, судом отклоняется и требование об обязании ответчика произвести перерасчет начислений по услуге отопления за спорный период.
Требования ФИО2, в котором он просит дать правовую оценку бездействию ГУПС «УК <адрес>» по факту несвоевременного информирования ГУПС «Севтеплоэнерго» об отсутствии в составе общего имущества в доме истца отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления судом также отклоняются, поскольку такое требование не направлено на восстановление нарушенного права истца и фактически заявлено к ГУПС «УК <адрес>», которая ответчиком по настоящему делу не является.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления ФИО2 к государственному унитарному предприятию <адрес> «Севтеплоэнерго» о признании действий незаконными, понуждении к совершению определенных действий отказать.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов