Решение по делу № 2а-781/2021 от 11.01.2021

    Дело №2а-976/2021

    24RS0016-01-2021-000638-18

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    23 апреля 2021 года                                                г. Железногорск

    Железногорский городской суд Красноярского края

    в составе председательствующего судьи Кызласовой Т.В.,

    при секретаре Первушиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красноярской региональной общественной экологической организации « Природа Сибири», Поляковой Галины Геннадьевны, Елизарьевой Евгении Валерьевны, Марьясова Федора Владимировича, Никифорова Алексея Владимировича, Смаглюк Алены Евгеньевны, Подоляк Наталии Михайловны к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании незаконным постановления Администрации от 10.12.2020,

    УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском, свои требования мотивируя тем, что постановлением Администрации от 10.12.2020 утверждён протокол общественных слушаний на тему: «Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация ОДЦ переработки ОЯТ ФГУП «ГХК» г. Железногорск Красноярский край», проведенных 30.11.2020 в ЗАТО г. Железногорск.

Истцы полагают, что при проведении общественных слушаний допущены нарушения, которые препятствовали истцам принять участие в общественных слушаниях, а именно:

- в нарушение ст. 25 ФЗ от 21.07.2014 № 2120ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» в период проведения слушаний ограничен въезд в ЗАТО г. Железногорск для иногородних граждан, так как с 05.11.2020 приостановлена выдача пропусков в город, таким образом заинтересованные лица ограничены в участии в слушаниях;

-    исходя из Постановления Правительства РФ от 16.03.2020 № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции» с 16.03.2020, Указа Губернатора от 27.03.2020 № 71-уг, о недопущении мероприятий с численностью более 200 человек, основания для проведения массового мероприятия при таких ограничениях отсутствуют;

- Администрацией не обеспечено достаточное освещение публичного мероприятия в СМИ, размещены лишь краткие информационные заметки в газетах;

- в нарушение Положения о порядке организации общественных слушаний, утв. Советом депутатов 13.04.2010 № 2-7Р регламент общественных слушаний до участников не был доведен в полном объеме, а именно в части процедуры голосования и подведения ее итогов, в результате голоса участников, принимавших участие дистанционно не были учтены, однако секретарь слушаний ФИО9 в переписке с участниками сообщала, что голоса лиц, принимавших участие дистанционно будут учтены при голосовании;

- в нарушение ст. 25 ФЗ от 21.07.2014 № 2120ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» на требование Марьясова Ф.В. 17.12.2020 выдать регламент слушаний ему сообщено о необходимости сделать письменный запрос;

- в ходе проведения слушаний администраторы видеоконференции отключали звук участникам, видеозапись конференции запрещена, не отвечали на вопросы, докладчиков не было слышно так как пропадал звук, мнение лиц, принимавших участие дистанционно не учтено.

Указывая на данные нарушения, истцы просят признать незаконным оспариваемое постановление.

    Истцы Полякова Г.Г., Марьясов Ф.В., Смаглюк А.Е., представитель истца Марьясова Ф.В. - ФИО13, действующий по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

    Представитель Администрации ЗАТО Железногорск ФИО10 в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав письменный отзыв на иск, в котором указала, что постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 19.10.2020 № 1962 о назначении общественных слушаний по заявлению ФГУП «ГХК» официально опубликовано на официальном сайте Администрации и в газете «Город и горожане», а также опубликовано информационное сообщение о проведении общественных слушаний. По итогам первого заседания рабочей группы 26.10.2020 организовано выполнение мероприятий по подготовке и проведению слушаний, избран председатель, секретарь, назначен ведущий. 30.11.2020 перед началом слушаний организована регистрация ее участников, по итогам слушаний подготовлен протокол. Въезд в ЗАТО г. Железногорск для иногородний граждан ограничен с 05.11.2020 в связи с распространением коронавирусной инфекции, при желании истцы могли обратиться с заявлением о выдаче пропуска до момента установления правила о прекращении оформления пропусков, однако ни до, ни после этого истцами не сделано. Истцы являлись либо слушателями, либо участниками слушаний, а потому принимали участие в слушаниях. Информация о проведении слушаний опубликована 19.10.2020 на сайте Администрации 19.10.2020, в газете «Городи горожане» 22.10.2020, в газете «Транспорт России» 29.10.2020, «Наш Красноярский край» 30.10.2020. Регламент принят 30.11.2020 протоколом совещания рабочей группы, доведен до сведения участников, им сообщено, что в голосовании могут принимать участие участники слушаний, мнения слушателей будут учтены при подготовке протокола. Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 13.04.2010 № 2-7Р установлен порядок непосредственного участия в слушаниях в очном формате, формат слушаний – очная форма, участники – все заинтересованные зарегистрированные лица, с выдачей регистрационного удостоверения, в подведении итогов голосов учитываются непосредственного участники слушаний. Основываясь на ст. 24,25 ФЗ № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в РФ» дистанционный формат участия в проведении общественных слушаний не предусмотрен. Ссылки истцов, что голосование проведено в спешном порядке, с нарушением процедуры является оценочным суждением, доказательств незаконности принятого решения не предоставлено. Так как истцы Полякова Г.Г., Елизарьева Е.В., Марьясов Ф.В. являлись слушателями, а Никифоров А.В. принимал участие в слушаниях, у них имелась возможность предоставить свои замечания, возражения, доводы, то оснований для удовлетворения иска не имеется.

    Представитель третьего лица ФГУП «ГК» ФИО11 в судебном заседании с иском не согласился, поддержав письменные возражения на иск, в которых указал, что решение о выдаче пропусков может приниматься также руководителем ФГУП «ГХК», однако истцы не обращались с соответствующими заявлениями о выдаче пропусков, решения об отказе в выдаче им попусков не принималось, общественные слушания не являются публичными мероприятиями, а потому довод истцов, что они проведены в условиях запрета на проведение публичных мероприятий несостоятелен, необходимость проведения обсуждения и слушаний на федеральном уровне не усыновлена, предусмотрено только обсуждение объекта экспертизы с общественностью на соответствующей территории, то есть на территории муниципального образования, где планируется хозяйственная деятельность, в связи с чем, отсутствие участников из других городов не свидетельствует о нарушении процедуры. Информация о проведении общественных слушаний достаточно освещена в СМИ, поскольку доведена посредством опубликованы в газетах «Город и горожане», «Наш Красноярский край», «Транспорт России». Регламент оглашен в начале общественных слушаний, процедура голосования по рекомендациям соблюдена, дистанционное участие не предусмотрено Положением и регламентом, организатор не обязан знакомить участников с регламентом.

    Заслушав стороны, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 11 ч. 1,2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право: выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке.

В силу ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 (далее – Положение), разработанное во исполнение Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

Согласно Положению правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии.

Согласно п. 2.5. Положения должно быть обеспечено участие общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

В силу п. 3.1.1 Положения в ходе первого этапа заказчик: подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами; информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения; проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты; проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию: о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам; о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

В силу п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 – 4.9, Положения информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.

Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 3.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1.

Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.

Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).

Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.

Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами местного самоуправления, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания.

Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто.

Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов.

При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Аналогичные нормы данному Положению содержатся в Решении Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 13.04.2010 N 2-7Р (ред. от 23.10.2014) "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края", являющимся общедоступным документом, размещенным в системе «Консультант Плюс».

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 N 211-О).

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

ФГУП «ГХК» в адрес главы ЗАТО г. Железногорск направлено письмо о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край».

Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 19.10.2020 назначено проведение общественных слушаний на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край» по заказу ФГУП «ГХК» на 30.11.2020 в 15.00 часов в помещении зрительного зала МБУК «Центр досуга» по адресу: <адрес>, утвержден состав рабочей группы.

В газете «Город и горожане» за № 43 от 22.10.2020 опубликовано Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 19.10.2020 № 1962, а также Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний.

Из данного информационного сообщения абз. 3 следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 17.03.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" обсуждение проводится с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Согласно протоколу от 26.10.2020 при проведении совещания рабочей группы принято решение об организации мероприятий по подготовке и проведению слушаний, избран председатель, ведущий, секретарь.

Согласно решению от 30.10.2020 № 76 Комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности принято решение о дополнительных мерах по недопущению распространения коронавирусной инфекции с 05.11.2020 в прекратить оформление пропусков по заявкам физических лиц для целей временного пребывания в ЗАТО г. Железногорск, за исключением въезда на похороны и уходу за тяжелобольными (подтверждается справкой КБ -51).

30.11.2020 в зрительном зале МБУК «Центр досуга» по адресу: <адрес>, проведены общественные слушания на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край» по заказу ФГУП «ГХК».

Из протокола от 30.11.2020 следует, что в ходе совещания рабочей группы назначен ведущий слушаний, определены члены президиума (эксперты), утверждён регламент.

Из Регламента проведения общественных слушаний следует, что участники общественных слушаний проходят регистрацию (п. 5.2.1), путем внесения записи в регистрационный лист (п. 5.2.3), при этом выдается регистрационное удостоверение, бланк вопроса, бланк выступления, бланк рекомендации (п. 5.2.5). При подведении итогов общественных слушаний проводится открытое голосование участников общественных слушаний по ряду рекомендаций. Одобренные большинством участников общественных слушаний рекомендации вносятся в протокол.

Согласно протоколу общественных слушаний от 30.11.2020 на общественные слушания зарегистрировалось 64 человека – жители ЗАТО г. Железногорск, других регионов России, представители органов власти, общественных организаций ФГУП «ГХК». Дополнительно заказчиком обеспечена возможность ознакомления с ходом общественных слушаний в режиме видеоконференции, в качестве слушателей зарегистрировались 38 человек, в ходе слушаний зафиксировано подключение входа и выхода 43 слушателя.

Среди участников общественных слушаний зарегистрирован истец Никифоров Алексей Владимирович, среди списка слушателей по видеоконференции истцы Елизарьева Евгения Валерьевна, Марьясов Федор Владимирович, Полякова Галина Геннадьевна, Смаглюк Алена Евгеньевна.

Постановлением Администрации ЗАТО Железногорск № 2333 от 10.12.2020 «Об утверждении протокола общественных слушаний на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край» утвержден протокол общественных слушаний на указанную тему, проведенных 30.11.2020.

Постановление Администрации ЗАТО Железногорск № 2333 от 10.12.2020 опубликовано в газете «Город и горожане» за № 51 от 17.12.2020.

Из представленных суду Материалов обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край» следует, что ФГУП «ГХК» относится к 1 категории радиационной опасности. Для него установлена санитарно-защитная зона и зона наблюдения. Размеры границы санитарной защитной зон утв. Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск -з от 14.07.2000, площадь составляет га. Согласованные с ФМБА России границы зоны наблюдения ФГУП «ГХК» установлены в следующих размерах в границах соответствует окружности радиусом 20 км. с центром в месте расположения основного источника выброса ФГУП «ГХК».

Истцы, обосновывая свою позицию в иске указали о том, что их права были нарушены при проведении общественных слушаний, поскольку организатором не обеспечено участие истцов в общественных слушаниях, истцы были введены в заблуждение относительно формы своего участия, поскольку из переписки через электронную почту им сообщили, что они вправе принимать участие в слушаниях дистанционно, в том числе голосовать по вопросам, поставленным на обсуждение в общественных слушаниях.

Суд исходя из всех установленных обстоятельств дела соглашается с позицией истцов и приходит к выводу о том, что организатором общественных слушаний при проведении слушаний не в полной мере обеспечены требования Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", а также Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372, поскольку информация о порядке проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов, заблаговременно не была обнародована, а именно в части формы участия заинтересованных лиц в общественных слушаниях и порядке одобрения, либо не одобрения участниками слушаний рекомендаций, внесенных на обсуждение на общественных слушаниях.

Так судом установлено, что Регламент общественных слушаний, в котором содержались положения об участниках общественных слушаний, их регистрации, голосовании, принят 30.11.2020 протоколом совещания рабочей группы, доведен до сведения участников, им сообщено, что в голосовании могут принимать участие участники слушаний.

Таким образом, информация о порядке проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов не была заблаговременно обнародована для всех заинтересованных лиц.

Истцы ссылались на то, что организатором они были введены в заблуждение относительно формы своего участия, поскольку они полагали, что принимают участие в общественных слушаниях дистанционно, поскольку они были подключены к видеоконференции, а учитывая, что до них не было доведено о том, что к голосованию будут допущены только участники общественных слушаний, они не реализовали свое право на личное участие в общественных слушаниях.

В подтверждение своих доводов истцом Марьясовым Ф.В. предоставлена переписка с электронной почты рабочей группы - os.ghk@yandex.ru с Федором Марьясовым - espero40@yandex.ru, которая обозревалась судом, согласно которой ему Оргкомитетом сообщено, что его заявка на участие в общественных слушаниях принята, сообщено, что он может принять участие дистанционно и выступить перед участниками слушаний, а также что голоса всех участников будут считаться и тех, кто примет участие очно и тех, кто примет участие дистанционно.

Суд полагает, что поскольку все заинтересованные лица не были заблаговременно уведомлены о порядке определения результатов общественных слушаний, о форме голосования, в том числе поскольку из Информационного сообщения, опубликованного в газете «Город и горожане» от ДД.ММ.ГГГГ содержалась информация о том, что обсуждение проводится с использованием средств дистанционного взаимодействия, суд приходит к выводу о нарушении прав истцов на доступ к участию в общественных слушаниях.

Также суд учитывает, что в силу вышеизложенного Положения порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом ни из данного Положения, ни из Решения Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 13.04.2010 N 2-7Р не следует однозначно форма участия в голосовании участников общественных слушаний, а потому ссылку представителя ответчика о том, что общественные слушания проводятся в форме очного голосования, суд отклоняет.

Организатором в Регламенте определено, что в голосовании могут принимать участие участники слушаний, зарегистрированные до начала слушаний.

Кроме того, об ограничении свободного доступа к участию в общественных слушаниях свидетельствует и тот факт, что решением от 30.10.2020 № 76 Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности с 05.11.2020 прекращено оформление пропусков по заявкам физических лиц для целей временного пребывания в ЗАТО г. Железногорск.

Согласно информации представителя ответчика, указанное решение опубликовано на официальном сайте Администрации.

Таким образом, у заинтересованных лиц, в том числе истцов, не было возможности принять участие в проводимых общественных слушаниях при наличии указанного ограничения.

Между тем административные истцы Полякова Г.Г., Елизарьева Е.В., Подоляк Н.М. проживают в г. Красноярске, и для въезда на территорию ЗАТО необходим пропуск.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что ни один из истцов с заявлением о выдаче пропуска не обращался и соответственно им не было отказано в выдаче пропуска суд признает неубедительными, поскольку исходя из данной информации об ограничении выдачи пропусков четко следует в каких случаях возможна выдача пропуска (похороны, уходя за тяжелобольными), учитывая изложенное именно на организатора общественных слушания возложена обязанность по обеспечению доступа к месту их проведения, что в данном случае не сделано.

Доводы представителя третьего лица о том, что лица, проживающие за пределами ЗАТО г. Железногорск не могут быть отнесены к заинтересованным лицам, в силу требований ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения привлекаются лишь жители муниципального образования, суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае общественные слушания проводятся по иным основаниям, а именно Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об экологической экспертизе", учитывая, что ФГУП «ГХК» относится к 1 категории радиационной опасности и исходя из размеров его санитарно-защитных зон и зон наблюдения, то обстоятельство, что анализируемых судом нормах права не содержится понятия заинтересованного лица, в том числе ограничения по территориальному признаку проживания, суд приходит к выводу, что оспариваемым постановлением непосредственно затрагиваются права и законные интересы граждан проживающих на территории в том числе г. Красноярска, к которым относятся истцы Полякова Г.Г., Елизарьева Е.В., Подоляк Н.М.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению, постановление Администрации ЗАТО Железногорск № 2333 от 10.12.2020 «Об утверждении протокола общественных слушаний на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край надлежит признать незаконным, поскольку при его принятии нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен.

В остальной части процедура проведения общественных слушаний административным ответчиком не нарушена, так заказчиком общественных слушаний и организатором заблаговременно опубликованы сведения о проведении общественных слушаний в средствах массовой информации, а именно в газете «Город и горожане», «Наш Красноярский край», «Транспорт России». Организатор обеспечил видеоконференцию слушателям общественных слушаний, несмотря на технические неполадки, исходя из переписки в чате общественных слушаний, представленной суду истцами, слушатели могли слышать происходящее на общественных обсуждениях, высказывая при этом свое мнение в письменном виде в чате, также суд соглашается с доводами представителя третьего лица о том, что истцы подменяют понятия общественных слушаний и публичного мероприятия, которое в силу Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проводится в иных целях и по иным основаниям. Кроме того, того п. 1.9. Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг (ред. от 24.02.2021) "О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края" об ограничении в месте проведения мероприятия не более 200 человек относится к конгрессной и выставочной деятельности, а не к проведению общественных слушаний. Иные доводы, изложенные в иске, основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, не являются.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Указанный административный иск удовлетворить.

    Признать незаконным Постановление Администрации ЗАТО Железногорск от 10.12.2020 «Об утверждении протокола общественных слушаний на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.

    С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 07.05.2021.

    Председательствующий                                       Кызласова Т.В.

2а-781/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Смаглюк Алена Евгеньевна
Полякова Галина Геннадьевна
Марьясов Федор Владимирович
Елизарьева Евгения Валерьевна
Никифоров Алексей Владимирович
Подоляк Наталья Михайловна
Ответчики
Администрация ЗАТО Железногорск
Другие
Поляков Андрей Викторович
ФГУП ГХК
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Кызласова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
gelgor.krk.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2021Предварительное судебное заседание
23.03.2021Предварительное судебное заседание
02.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее