Дело №11-229/2021 судья Глазкова Д.А.
Р Е Ш Е Н И Е
8 октября 2021 года г.Владимир
Судья Владимирского областного суда Баштрыкова В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы главы администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области Р и и.о.главы администрации Р1 на постановление старшего государственного инспектора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 14 декабря 2020 года и решение судьи Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области (далее – Администрация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 февраля 2021 года, администрация муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобах, поданных во Владимирский областной суд, глава Администрации Р и и.о.главы Администрации Р1 просят постановление и решение отменить. В обоснование доводов жалоб указывают на то, что материалы дела не содержат доказательств осуществления Администрацией деятельности, связанной со собором, складированием, транспортировкой и обращением с отходами производства и потребления, в связи с чем Администрация не является субъектом вмененного ей правонарушения. Кроме того просят восстановить пропущенный срок обжалования судебного решения.
Изучив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования судебного решения, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, копия судебного решения направлена в адрес Администрации по почте и получена 30 марта 2021 года (л.д.166).
В установленный законом срок – 1 апреля 2021 года глава Администрации Р обжаловал решение судьи Вязниковского городского суда от 25 февраля 2021 года, подав жалобу в городской суд (л.д.173-183), приложив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования. Сведений о направлении данной жалобы с ходатайством во Владимирский областной суд материалы дела не содержат.
31 августа 2021 года и.о.главы Администрации Р1 повторно обратился в Вязниковский городской суд Владимирской области с жалобой на указанное решение судьи от 25.02.2021, приложив также ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что первоначальная жалоба подана в суд без пропуска процессуального срока, прихожу к выводу о том, что оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока не усматривается, поскольку такой срок пропущен не был.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав позицию заместителя главы Администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района А, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, возражения заместителя директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области П, указавшей на обоснованности привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Частью 1 статьи 13.4 Закона N89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1 ст.13 Закона N89-ФЗ).
В силу ч.1 ст.7 Закона №7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-200 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение, а если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Как следует из материалов дела, 16 сентября 2020 года в период с 13.05 часов по 14.40 часов должностным лицом МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером ****, расположенного за домом ****, относящегося к категории – «земли населенных пунктов».
В ходе осмотра установлено, что в границах указанного земельного участка имеются множественные свалки строительных отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.116-119), актом обследования от 16.09.2020 с фотоматериалами (л.д.52-59), выпиской из ЕГРН (л.д.108-111) и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, действия Администрации правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с ч.1 ст.33 Устава МО Октябрьское Вязниковского района Владимирской области, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования от 11.01.2006 N7, Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.
Согласно п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с ч.3 ст.14 данного Закона к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В силу положений п.3.1.1 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Октябрьское, надлежащего содержания расположенных на ней объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования Октябрьское сельское поселение от 29.06.2017 №59 физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками, арендаторами зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, аренды, ином вещном праве, обязаны осуществлять уборку территории самостоятельно или посредством привлечения иных лиц за счет собственных средств, в соответствии с действующим законодательством.
Если собственник объекта или земельного участка не определен, не известен либо его установление не представляется возможным, то вышеуказанные обязанности возлагаются на муниципальное образование Октябрьское, от имени которого выступает администрация муниципального образования Октябрьское или уполномоченное ею лицо, на территории которого находится объект, земельный участок.
Как следует из материалов дела, отходы производства располагаются на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, анализ приведенных выше положений с учетом обстоятельств данного дела позволяет прийти к выводу о том, что администрация муниципального образования Октябрьское Вязниковского района, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, не освобождена от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов, а потому является субъектом вмененного ей административного правонарушения.
Таким образом, установленный факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что, Администрация обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере при отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Постановление и решение является законными и обоснованными. Оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
оставить без рассмотрения ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения судьи Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 февраля 2021 года.
Постановление старшего государственного инспектора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 14 декабря 2020 года и решение судьи Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобы главы администрации муниципального образования Октябрьское Вязниковского района Владимирской области Р и и.о.главы администрации Р1 - без удовлетворения.
Судья областного суда В.Л.Баштрыкова