Решение по делу № 33-1714/2022 от 26.01.2022

59RS0042-01-2021-001135-57

Судья Янаева О.Ю.

Дело № 33-1714/2022

2-781/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Басимовой Н.М.

рассмотрела 14 февраля 2022 в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 19 ноября 2021, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» за счет средств, выделяемых Министерством транспорта Пермского края на эти цели, спроектировать и установить светофорный объект на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) до 01.06.2022 года.

Обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» за счет средств, выделяемых Министерством транспорта Пермского края на эти цели, оборудовать стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги регионального значения «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м. в срок до 01.10.2022 года.

Обязать Министерство транспорта Пермского края осуществить финансирование по проектированию и установке светофорного объекта на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка- Ермия» (участок Чернушка-Ананьино), по оборудованию стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги регионального значения «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м. в срок до 01.06.2022 года.

Обязать администрацию Чернушинского городского округа оборудовать стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 участок автомобильной дороги «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) с 0 км. 372 м. до 1 км. 480 м. в срок до 01.10.2022 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение прокурора, представителя ответчика судебная коллегия

установила:

прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации Чернушинского городского округа, краевому государственному бюджетному учреждению «Управлению автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Министерству транспорта Пермского края об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Чернушинского района на территории Чернушинского городского округа проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлены допущенные ответчиками нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно при обследовании пересечения автодорог «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) не обеспечено светофорное регулирование, тем самым нарушены требования п.7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019.Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Участок автомобильной дороги «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м. не оборудована стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просит обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» за счет средств, выделяемых Министерством транспорта Пермского края на эти цели, спроектировать и установить светофорный объект на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) до 01.06.2022 года; обязать краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» за счет средств, выделяемых Министерством транспорта Пермского края на эти цели, оборудовать стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги регионального значения «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м. в срок до 01.10.2022 года; обязать Министерство транспорта Пермского края осуществить финансирование по проектированию и установке светофорного объекта на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка- Ермия» (участок Чернушка-Ананьино), по оборудованию стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги регионального значения «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м. в срок до 01.06.2022 года; обязать администрацию Чернушинского городского округа оборудовать стационарным электрическим освещением в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 участок автомобильной дороги «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) с 0 км. 372 м. до 1 км. 480 м. в срок до 01.10.2022 года.

В судебном заседании прокурор исковые требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в иске, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель ответчика администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании предъявленные к нему требования признал.

Представитель ответчика КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» в судебном заседании против удовлетворения требований в части установления светофорного объекта возражал.

Представитель ответчика Министерства транспорта Пермского края против удовлетворения требований возражал.

Представитель третьего лица ОМВД России по Чернушинскому городскому округу в судебном заседании исковые требования поддержал.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился представитель ответчика КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края в части установки светофорного объекта. Подрядной организацией ООО «СДТ-проект» проведены собственные расчеты интенсивности потока движения транспортных средств в соответствии с методикой учета интенсивности движения транспортного потока предусмотренное ГОСТ 32965-2014, согласно которой показатель интенсивности дорожного движения не требует установки светофора. Данные ОМВД России о показателях интенсивности потока дорожного движения, на спорном участке дороги, представленные суду, не соответствует методике расчета. Просит решение отменить в части установки светофорного объекта, в указанной части в удовлетворении требований отказать.

В возражениях прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), заслушав прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельностью относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 данного Закона).

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р (в редакции распоряжения N 3678-р от 30.12.2020) в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включен ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Пункт 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019 регламентирует условия введения светофорного регулирования транспортных средств и пешеходов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулирования и метрологии от 23.10.2007 №270-ст утвержден Национальный стандарт РС ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт также устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог регионального значения при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возложена на КГБУ «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края».

Учредителем КГБУ «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края» является Министерство транспорта Пермского края, которое в силу действующего Положения выполняет функции главного распорядителя средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры.

Согласно Уставу КГБУ «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края», утвержденное приказом Министерства транспорта Пермского края от 03.12.2014 №СЭД-44-01-02-190, целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Пермского края в сфере дорожной деятельности.

Судом установлено, что прокуратурой Чернушинского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлены допущенные ответчиками нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выразившиеся в отсутствие стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги регионального значения «Обход г.Чернушка» с 0 км.000 м. до 0 км.391 м., который находится введении КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и автомобильной дороги «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) с 0 км. 372 м. до 1 км. 480 м., обязанность по содержанию которой возложена на муниципальное образование «Чернушинский городской округ».

Данные обстоятельства подтверждены актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги, составленным должностным лицом ГИБДД ОВМД России по Чернушинскому городскому округу, с участием представителя прокуратуры и фотоматериалом, информацией, предоставленными ответчиками, выпиской из ЕГРН, техническим паспортом на автомобильную дорогу Чернушка-Ермия (участок Чернушка-Ананьино) 0 км.000 м.- 11 км.166 м. (л.д.11, 18-22, 23-25, 30-31, 32-38).

Отсутствие стационарного электрического освещения на спорных участках автодороги ответчиками не оспаривается.

Удовлетворяя исковое заявление в указанной части, суд исходил из того, что КГБУ «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края», Министерство транспорта Пермского края ненадлежащем образом выполняют свои обязанности по содержанию и ремонту автомобильной дороги, чем нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу. Поскольку Министерство транспорта Пермского края является главным распорядителем средств краевого бюджета по направлениям деятельности Министерства, в том числе расходов бюджета Пермского края в сфере дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры, то именно на него возлагается обязанность осуществить финансирование работ по устранению нарушений ГОСТ Р 52766-2007 в виде отсутствия стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) с 0 км. 372 м. до 1 км. 480 м., находящемся в ведении муниципального образования «Чернушинский городской округ».

В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, судебной коллегией не проверяется.

Кроме того прокуратурой выявлено нарушение в сфере безопасности дорожного движения ответчиками КГБУ «Управления автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и Министерством транспорта Пермского края, выразившееся в отсутствие светофорного регулирования на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино).

Министерством транспорта Пермского края запрос администрации Чернушинского городского округа о возможности обустройства светофорного объекта на спорном участке автодороги оставлен без удовлетворения, поскольку данный участок не является аварийно-опасным (участком концентрации ДТП), интенсивность транспортных средств не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2019 (л.д.26-29).

Согласно сведений управления образования администрации Чернушинского городского округа по состоянию на 11.08.2021 129 человек обучаются в образовательных учреждениях в г.Чернушка и проживающие в с.Сульмаш, с.Ананьино, с.Маланичи, с.Ермия, то есть непосредственно данные граждане регулярно каким-либо способом пересекают спорный участок автодороги (л.д.81).

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части установки светофорного объекта, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком допущены нарушения требований законодательства в части содержания автомобильных дорог, поскольку на территории Чернушинского городского округа имеются нарушения в содержании дороги, а именно: в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 не установлен светофорный объект на пересечении автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино).

Не состоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанный участок автомобильной дороги не является аварийно-опасным, в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) - участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Предоставленными материалами КУСП, рапортами, спецсообщениями подтверждены произошедшие за последние 12 месяцев на спорном участке автодороги ДТП в количестве более 3.

Главным управлением МВД РФ по Пермскому краю 20.10.2021 обращено внимание КГБУ «УАДиТ» о произошедших в 2021 году на 1 км+650 м. автодороги Обход г.Чернушка 2 столкновений транспортных средств, в результате чего 1 человек погиб и 3 человека получили травмы различной степени тяжести. На 5 км+360 м. зарегистрировано 2 столкновения, в результате которых 3 человека погибло и 2 получили ранения. Все ДТП связаны с непредставлением преимущества в движении при проезде перекрестков. Указано, что не принятие своевременных мер инженерного характера может привести к формированию двух мест концентрации ДТП по итогам 2021 года (л.д.163).

Из пояснений третьего лица ОМВД России по Чернушинскому городскому округу следует, что пересечение автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) является аварийно-опасным участком. В подтверждение предоставлены сведения из ОМВД России по Чернушинскому городскому округу о том, что за период с 01.01.2018 по 25.06.2021 на автодороге Обход г.Чернушка произошло 61 ДТП, в которых пострадало 20 человек, погибло 7 человек, получили механические повреждения 116 транспортных средств, материалы КУСП по фактам ДТП (л.д.43-61, 92-123).

Участок пересечения «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) как следует из материалов дела, является аварийно-опасным участком дороги.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточной интенсивности автомобильного потока для установки светофорного объекта опровергается материалами дела.

Согласно пункту 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019 светофорное регулирование транспортных средств и пешеходов вводят при наличии нижеперечисленных условий одновременно.

Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 11.

Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.

В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 человек значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.

Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.

Условие 4. На перекрестке или пешеходном переходе совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.

Согласно предоставленной видеозаписи 17.06.2021 должностным лицом ГИБДД ОМВД России по Чернушинскому городскому округу посредством видеосъемки определена интенсивность транспортных средств на пересекающихся направлениях автодорог и составила по основной автодороге «Обход г.Чернушка» 455 единиц, по второстепенной автодороге «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка- Ананьино) в одном направлении 268 единиц.

Данное обстоятельство подтверждено актом выявленных недостатков от 17.06.2021, составленным должностным лицом ГИБДД ОМВД России по Чернушинскому городскому округу с участием представителя прокуратуры, фотоматериалом, видеозаписью (л.д.12-17, 42).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что пересечение автомобильных дорог общего пользования «Обход г.Чернушка» и «Чернушка-Ермия» (участок Чернушка-Ананьино) является аварийно-опасным участком. Условия введения светофорного регулирования, установленные в разделе 7.2 ГОСТ Р 52289-2019 соблюдены. Оснований сомневаться в предоставленном истцом расчетом интенсивности транспортных средств коллегия не усматривает.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые обстоятельства для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чернушинского районного суда Пермского края от 19 ноября 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1714/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокуратура Чернушинского района
Ответчики
КГБУ Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края
Министерство транспорта Пермского края
Администрация Чернушинского городского округа
Другие
ОМВД России по Чернушинскому городскому округу
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Казанцева Елена Станиславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.01.2022Передача дела судье
14.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022Передано в экспедицию
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее