Решение по делу № 2-2120/2021 от 25.03.2021

Дело № 2-2120/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                    17 июня 2021 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Морозовой А.В.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора г. Хабаровска Стицкой И.М.,

представителя ответчика Даниленко Е.С.,

представителя третьего лица Балабаевой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска об обязании провести инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме,

установил:

    Прокурор г. Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Хабаровска об обязании провести инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме. В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения (17.06.2021 года) указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что по информации администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в ответе на представление и.о. прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ. органом местного самоуправления проведена инвентаризация зеленых насаждений общего пользования на 69 улицах города, в т.ч. <адрес> и других на особо охраняемых природных территориях местного значения <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска будет выполнена инвентаризация скверов по <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ инвентаризация парков <адрес>. Таким образом, как установлено проведенной проверкой, всех мер, к устранению выявленных нарушений законодательства, администрацией г.Хабаровска не принято, поскольку при имеющихся 1698 улицах города Хабаровска инвентаризация городских зеленых насаждений проведена на 69, при имеющихся 24 особо охраняемых природных территориях местного значения инвентаризация городских зеленых насаждений проведена в двух. Зеленый фонд городского округа «Город Хабаровск» представляет совокупность территории на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Отсутствие инвентаризации зеленого фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния. На основании изложенного, просит обязать администрацию г. Хабаровска в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку состояния и инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, правилами благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской думы от 17.10.2017 года № 677.

    Определением суда от 14.04.2021 года по данному делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено МБУ «Горзеленстрой».

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Хабаровска Стицкая И.М., исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на основания изложенные ими в исковом заявлении и уточнении оснований исковых требований. настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

    В судебном заседании представитель ответчика Даниленко Е.С., исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним, пояснила, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, администрацией города ведется работа в соответствии с утвержденными правилами по инвентаризации зеленых насаждений, полагает, что данный иск направлен на вмешательство в полномочия органа местного самоуправления. Кроме этого установленный прокурором срок считают неразумным, так как фонд зеленых насаждений города Хабаровска очень велик. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

    В судебном заседании представитель третьего лица Балабаева О.Г., исковые требования не признала и пояснила, что МБУ «Горзенстрой» на основании муниципального контракта, проводит работы по текущему мониторингу и оценке состояния зеленых насаждений территорий общего пользования и составляются отчеты в виде перечетных ведомостей и формированием ежегодных планов работ по содержанию и посадке зеленых насаждений.

    Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

    Пунктом 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

    В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.

    Охрана зеленого фонда городских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

    На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

    Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских округов осуществляется в соответствии с законодательством.

    Статья 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 № 509, относит к вопросам местного значения города, в том числе, организацию благоустройства, мероприятий по охране окружающей среды в границах города Хабаровска.

    Пунктом 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 (далее - Правила), предусмотрена необходимость оценки состояния озелененных территорий. Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

    Основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).

    Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

    Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению

    Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.

    На основании п. 6.2 Правил, все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории.

    В соответствии с п. 4.4.4 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677, инвентаризация зеленых насаждений общего пользования проводится администрацией города Хабаровска в соответствии с Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений.

    Инвентаризация зеленых насаждений проводится для получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений общего пользования, их состоянию, установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа зеленых насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), площадей газонов и цветников, своевременной регистрации происшедших изменений.

    В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки Прокуратурой г. Хабаровска исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среда выявлено, не принятие администрацией г. Хабаровска всех мер, к устранению выявленных нарушений законодательства, поскольку при имеющихся 1698 улицах города Хабаровска инвентаризация городских зеленых насаждений проведена на 69, при имеющихся 24 особо охраняемых природных территориях местного значения инвентаризация городских зеленых насаждений проведена в двух.

    Из представленных ответчиком доказательств, следует, что мероприятиями по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения, предусмотренных Долгосрочной целевой программой «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 21.10.2010 № 3379 и муниципальной программой «Улучшение экологического состояния горда Хабаровска на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 01.11.2013 № 4440, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: в период с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ. органом местного самоуправления проведена инвентаризация зеленых насаждений общего пользования на 69 улицах города, в том числе <адрес> и других на особо охраняемых природных территориях местного значения <адрес>». В ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска будет выполнена инвентаризация скверов по <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ инвентаризация парков <адрес>; выполнена оценка (определение площадей) зеленых насаждений городского округа «Город Хабаровск» с использованием материалов космической съемки города; разработаны методика «Оценка стоимости зеленых насаждений и исчисление ущерба, вызванного повреждением и (или) уничтожением их на территории города», и концепция озеленения Хабаровска.

    Для оценки зеленых насаждений в масштабах всей территории города, в том числе получения данных о фактической площади зеленых насаждений на территории города, анализа произошедших изменений, анализа соответствия площадей озелененных территорий установленным строительным нормам, выработки мероприятий по дальнейшему развитию зеленой зоны города в целом и на отдельных территориях, уже выполнила работы по инвентаризации зеленых насаждений города Хабаровска с использованием данных дистанционного зондирования земли высокого пространственного разрешения с последующей их обработкой с применением современных ГИС - технологий. В результате проведенных научно-исследовательских технологических работ получена базовая информационная система, содержащая картографические слои зеленых насаждений, адаптированная к материалам генерального плана города Хабаровска, позволяющая проводить комплексный анализ баланса территории города на предмет наличия зеленых насаждений и осуществлять текущие и перспективные оценки изменения площади озеленения при планировании строительства. Анализ распределения зеленой массы по территории города позволил определить участки растительности, которым 2014-2019 годах, в целях сохранения, присвоен статус особо охраняемых природных территорий местного значения, для использования в рекреационных целях и обеспечения экологического благополучия населения. Данные проведенной инвентаризации и результаты научно- исследовательских работ использованы для выполнения работ по реконструкции зеленых насаждений, проведенной на <адрес> и других, на особо охраняемой природной территории <адрес>», для разработки мероприятий по укреплению материально- технической базы специализированного муниципального бюджетного учреждения «Горзеленстрой», предусматривающих, в том числе, расширение видового (породного) состава и увеличение количества собственно выращиваемого посадочного материала, для создания трех новых ООПТ (постановления администрации города Хабаровска от 27.03.2015 №1101), позволившего увеличить площадь существующих ООПТ на 104 га.

    ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР» (г. Москва) был подготовлен проект внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Хабаровск» в котором был отражен перечень зеленых насаждений общего пользования городского округа «Города Хабаровск» на 01.01.2016г. (таблица 4). Для сохранения зеленого фонда города были разработаны концептуальные документы (Таблица 5), направленные на сохранение и воспроизводство зеленого фонда г. Хабаровска и совершенствование зеленого строительства.

    Доводы истца о том, что отсутствие оценки и инвентаризации зеленного фонда города приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов, сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния не могут быть приняты судом, так как в соответствии с п. 4.4.5. Правил благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17 октября 2017 г. № 677, в случае сноса, уничтожения или повреждения зеленых насаждений на территории города Хабаровска проводится компенсационное озеленение. В случае уничтожения или повреждения зеленых насаждений компенсационное озеленение проводится виновным лицом самостоятельно или по договору со специализированной организацией.

    Также при сносе зеленых насаждений возмещается их восстановительная стоимость. Ущерб, нанесенный повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений, возмещается лицом, причинившим ущерб. На территории городского округа «Город Хабаровск» действует Порядок расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба, нанесенного повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений, утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2010 № 234.

    Кроме этого истец, заявляя данные требования, не предусмотрел финансовую составляющую данных работ.

    По данным КГБУ «Хабкрайкадастр» стоимость работ по инвентаризации городских зеленых насаждений, расположенных на площади до 1 га, ориентировочно составляет, с учетом НДС, 94 368,81 руб. Таким образом, общая стоимость работ по инвентаризации городских зеленых насаждений общего пользования на площади 9 127 га будет составлять 861,3 млн. руб.

    В соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 22.12.2020 № 328 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» дефицит городского бюджета составляет 830,9 млн. руб.

    Исполнение администрацией города Хабаровска, выполняющей исполнительно-распорядительную деятельность, полномочий по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, предусмотренных с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2020 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» на соответствующие цели. Перераспределение бюджетных расходов в связи с проведением инвентаризации может повлечь ущемление имущественных интересов граждан, что в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации недопустимо.

    Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства необходимости проведения оценки и инвентаризации городских зеленых насаждений общего пользования (при наличии у администрации информации о количестве зеленых насаждений на территории города, полученной с использованием данных дистанционного зондирования земли высокого пространственного разрешения с последующей их обработкой с применением современных ГИС-технологий (а не путем пересчета с выходом на местность), а также при наличии правовых норм об ответственности за незаконный снос зеленых насаждений, в том числе, путем проведения компенсационного озеленения).

    Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска об обязании провести инвентаризацию городских зеленых насаждений общего пользования в полном объеме - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

    Мотивированное решение суда составлено 24 июня 2021 года.

    Председательствующий (подпись)

    Копия верна: судья                            Королева И.А.

Секретарь             Морозова А.В.

Решение суда не вступило в законную силу.

Уникальный идентификатор дела

Подлинник решения подшит в дело № 2-2120/2021 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска

2-2120/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Хабаровска
Ответчики
администрация г. Хабарвоска
Другие
МБУ "Горзеленстрой"
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Королева Ирина Александровна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
25.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Подготовка дела (собеседование)
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее