Дело № 2а-203/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саров | 12 января 2021 года |
Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области административное дело по административному иску Государственного учреждения – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Ларюшиной Н. И. о восстановлении срока и взыскании страховых взносов и пени,
УСТАНОВИЛ:
ГУ-НРО ФСС РФ обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ларюшиной Н.И. о восстановлении пропущенного срока и взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за расчетный период 2018 года в размере 4105,50 руб. и пени в размере 953,83 руб. В обоснование иска административный истец ссылался на то, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве страхователя в филиале № 27 ГУ-НРО ФСС РФ и на основании Федерального закона от 24.07.1998 № 125 ФЗ обязана была правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Административный ответчик **** прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. По результатам камеральных проверок за 2018 год за Ларюшиной Н.И. числится задолженность по уплате страховых взносов в указанном выше размере. В связи с наличием задолженность были начислены пени. В связи с подготовкой документов, свидетельствующих о наличии задолженности административный истец пропустил установленный законом срок для обращения в суд. Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания недоимки и пени.
Представитель административного истца ГУ-НРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Ларюшина Н.И. извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования не признает, просит отказать в восстановлении пропущенного срока.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, суд, признавая извещение сторон о дате и времени судебного разбирательства надлежащим, рассматривает дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", пунктом 2 статьи 4 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Одновременно в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 3 следующего содержания: "К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется".
Спорные отношения регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), положениями которого устанавливаются категории плательщиков, размеры страхового тарифа, правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 3).
В данный Закон были внесены изменения статьей 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". В частности пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ дополнен подпунктом 8.4, в соответствии с которым страховщик имеет право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, из содержания приведенных норм права следует, что полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации и регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Исходя из ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
В соответствии со ст. 26.6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях).
Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика о взыскании страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк (иную кредитную организацию), в котором открыты счета страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 26.9 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 3000 рублей, решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В случае пропуска сроков, установленных пунктами 5 и 7 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, территориальный орган страховщика может обратиться в суд с заявлением о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, установленный пунктами 10 и 11 статьи 26.6, может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Ларюшина Н.И. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и 14.01.2019 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
10.12.2018 административный истец направил Ларюшиной Н.И. требование № 9372 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4105,50 рублей и пени в сумме 953,83 рублей.
Требование ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения 21.08.2020 в суд с административным исковым заявлением.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации к мировому судье за выдачей судебного приказа не обращался.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" административный истец с заявлением о взыскании задолженности по штрафам с Д. обратился уже по истечении срока, установленного п. п. 10, 11 ст. 26.6 Федерального закона № 125-ФЗ.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации является юридическим лицом, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию страховых взносов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих Государственному учреждению - Нижегородское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности в пределах установленного Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" срока, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного административным истцом срока предъявления требований о взыскании задолженности по штрафам.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Государственного учреждения – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока для взыскания обязательных платежей и санкций отказать.
В удовлетворении иска Государственного учреждения – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Ларюшиной Н. И. о взыскании задолженности по страховым взносам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2021 года.
Судья Саровского городского суда Э.В. Ковалев