Дело № 33-15849/2022
(№ 2-372/2022)
УИД № 66RS0020-01-2021-001177-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 02.11.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Ильиной О.В., |
судей |
Кайгородовой Е.В., |
Ильясовой Е.Р., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Малярик А.М., рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Крымовой Елены Александровны к Администрации городского округа Заречный о признании незаконным постановления, возложения обязанности
по апелляционной жалобе истца на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 20.04.2022.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения сторон, судебная коллегия
установила:
Крымова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Заречный (далее – Администрация ГО Заречный), в котором с учетом уточнения (л.д.3-4, 80, 100) просила:
- признать незаконным постановление Администрации ГО Заречный от 14.12.2020 № 969-П о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении;
- обязать Администрацию ГО Заречный восстановить Крымову Е.А. и несовершеннолетних детей К. Л. С. и К.В. С. в списке принятых на учет, как нуждающихся в улучшении жилых условий и вставших на учет до 01.01.2005, как членов семьи ветерана боевых действий с правом на получение единовременной денежной выплаты;
- обязать Администрацию ГО Заречный включить КрымовуЕ.А. и несовершеннолетних детей К. Л. С. и К.В. С. в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 на территории городского округа Заречный, по форме, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП.
В обоснование иска указано, что Крымова Е.А. является инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет 12.08.2003. Администрацией ГО Заречный была включена в список лиц, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Супруг истца – К. С. С. был поставлен на учет до 01.01.2005, Администрацией ГО Заречный был включен в список лиц, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. В апреле 2020 г. супруг истца – К. С. С. получил уведомление на единовременную денежную выплату в размере 927702руб., однако Крымовой Е.А. в получении единовременной выплаты ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» было отказано, поскольку она не была включена в утвержденный список получателей, направляемых Администрацией ГО Заречный в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Постановлением Администрации ГО Заречный от 14.12.2020 № 969-П Крымова Е.А. была снята с очереди как не нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, с указанных постановлением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку оспариваемое постановление носит дискриминационный характер, так как оно лишает ее социальной поддержки гарантированной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определением суда от 08.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»).
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 20.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
С таким решением не согласилась истец, ею подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции при составлении мотивированного решения допущены ошибки при изложении фактических обстоятельств дела: неверно указана дата принятия Крымовой Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, неверно указан адрес жилого помещения, принадлежащего Крымовой Е.А. на праве собственности. Судом первой инстанции не привлечены к участию в деле несовершеннолетние дети Крымовой Е.А., а также не привлечено Управление федерального казначейства по Свердловской области, Министерство финансов Российской Федерации, ходатайство о привлечении указанных лиц было заявлено в судебном заседании 08.02.2022. В жалобе указано на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что истец утратил право на улучшение жилищных условий, истец встала на учет до 2005 г., соответственно право за истцом сохраняется и не может быть ущемлено. Право на единовременную денежную выплату возникло до утраты оснований дающих право на получение выплаты, истец полагает, что выплата должна быть выплачена единовременно супругу истца и истцу. Судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, судом необоснованно отказано в принятии доказательств письма ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 11.12.2017 № Ф/06-7558, ответа прокуратуры от 08.06.2020 № 396Ж20202. Содержание решения суда не соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является немотивированным.
Представителем ответчика Администрации городского округа Заречный представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. В возражениях указано, что Администрацией городского округа Заречный Крымова Е.А. и супруг К. С. С. включены в список ветеранов, инвалидов, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С 2020 г. ГКУ СО «ФЖС» сформировано два списка: 1) список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (инвалиды боевых действий, ветераны боевых действий, члены семей, погибших (умерших) ветеранов боевых действий); 2) список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (инвалиды и семьи, имеющие ребенка-инвалида). В связи с получением К. С. С. единовременной денежной выплаты в размере 927702 руб. постановлением администрации городского округа Заречный от 26.08.2020 № 637-П К. С. С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. На момент предоставления единовременной выплаты в 2020 году супругу К. С. С. очередь Крымовой Е.А. не подошла. Учитывая, что К. С. С. была получена единовременная денежная выплата, было приобретено в собственность жилое помещение, то семья Крымовых в составе 4 человек, перестала быть нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем семья Крымовых была снята с такого учета (пункт 2 часть 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Представителем третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда от 20.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В возражениях указано, что Крымова Е.А. в 2003 г. была принята на учет в качестве инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, без права на предоставление жилого помещения вне очереди. На 01.02.2020 числилась в сводном списке по Свердловской области инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером 282. На момент предоставления единовременной выплаты в 2020 г. супругу Крымовой Е.А. – К. С. С. очередь истца не подошла. Крымова Е.А., являясь инвалидом, подлежала обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в то время как ее супруг К. С. С. в 2020 г. получил единовременную денежную выплату как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Предоставить единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий Крымовой Е.А. вне ее очереди, без нарушения прав других граждан, признанных нуждающимися в жилье, не представлялось возможным. Предоставить единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий Крымовой Е.А. в 2020 г. вместе с супругом К. С. С. за счет средств федеральной субвенции, выделенной на ветеранов боевых действий невозможно, так как такие действия Фонда противоречат действующему законодательству Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614. На сегодняшний день Крымова Е.А. в областном списке граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 01.01.2005 не числится. Согласно данным Фонда Крымова Е.А. снята с учета нуждающихся на основании распоряжения Администрации городского округа Заречный.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции истец, ее представитель Катаев К.И., действующий на основании доверенности от 19.08.2022, доводы и требования апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика Исакова О.С., действующая на основании доверенности от <дата>, возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Валова О.С., действующая на основании доверенности от <дата>, возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Крымова Е.А. является инвалидом (л.д. 23, 24, 96-97).
Крымова Е.А. состоит в браке с К. С. С. с <дата> (л.д. 31), от брака имеют детей К.В. С. , <дата> года рождения (л.д. 94), и К. Л. С. , <дата> года рождения (л.д. 95).
Из копии уведомления главы муниципального образования от <дата> <№> следует, что Крымова Е.А. решением жилищной комиссии от <дата> включена в список на получение жилой площади из муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов (л.д. 59).
11.07.2003 истец обратилась в Администрацию муниципального образования «город Заречный» с заявлением, в котором просила принять ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения, указывая, что ее семья состоит из двух человек: сама истец и супруг К. С. С. , жилье отсутствует, так как дом сгорел 15.12.2002 (л.д. 27).
Постановлением Администрации муниципального образования «город Заречный» от 12.08.2003 № 755-П Крымова Е.А., проживавшая в неблагоустроенном деревянном доме, находящемся по адресу: <адрес>, который в результате пожара, произошедшего в 2002 г., стал непригодным для проживания, с составом семьи 2 человека, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список (л.д. 28).
Крымовой Е.А. на праве собственности принадлежит комната <№> площадью 11,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, право собственности истца на комнату зарегистрировано <дата> на основании договора безвозмездной передачи одной комнаты в собственность от <дата> (л.д. 25-26, 65-68), а также квартира общей площадью 44,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано <дата> на основании договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от <дата> (л.д. 25-26, 64).
Впоследствии истец, учитывая, что она является инвалидом, и ее супруг К. С. С. , учитывая, что он является ветераном боевых действий, обратились с заявлениями, в которых просили предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения: истец - в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; К. С. С. – в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Истец и ее супруг К. С. С. были включены в соответствующие списки.
Как следует из уведомления № 320-В от 23.03.2020 К. С. С. рассчитана единовременная денежная выплата из федерального бюджета для строительства или приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в сумме 927702 руб. (л.д. 39).
К. С. С. на основании договора купли-продажи от <дата> приобрел в собственность жилое помещение – однокомнатную квартиру <№> общей площадью 33,3 кв.м в доме <адрес> <адрес>, указанная квартира была приобретена в том числе и за счет единовременной денежной выплаты (л.д. 60-63).
Постановлением Администрации ГО Заречный от 14.12.2020 № 969-П Крымова Е.А. и члены ее семьи: сын К.В. С. , К. Л. С. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи по адресам: <адрес>, <адрес>) были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма; Крымова Е.А. исключена из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставших на учет до 01.01.2005 (л.д. 45).
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Советом Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335, решением городской Думы муниципального образования «город Заречный» от 26.08.2005 № 109-Р «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», статьями 5, 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьями 51, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что на дату принятия оспариваемого постановления суммарная общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности истца и ее супруга, составляла более учетной нормы, приходящейся на Крымову Е.А. и членов ее семьи (по 22,35 кв.м на каждого члена семьи), суд первой инстанции пришел к выводам о том, что истец утратила основания для нахождения на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы апелляционной жалобы оставляет без удовлетворения.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 части 1 которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу указанных выше положений закона, Крымова Е.А., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, могла быть снята с указанного учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01.03.2005 давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно подпункту «а» пункта 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Советом Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пунктом «а» статьи 9 Областного закона от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», действовавшего на момент принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 15 кв.м общей площади.
Суммарная общая площадь жилых помещений, которые находились в собственности у семьи Крымовых на момент принятия ответчиком решения о снятии Крымовой Е.А. с учета в качестве нуждающейся, составляла 89,4 кв.м (11,9 + 44,2 + 33,3), то есть на каждого члена семьи Крымовой Е.А. приходилось по 22,35 кв.м, что более установленной законом учетной нормы.
Таким образом, постановление Администрации ГО Заречный № 969-П от 14.12.2020 является законным, основания для снятия семьи истца с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма имелись, поскольку истец перестала быть нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Поскольку истец перестала быть нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, то ответчик обоснованно исключил ее из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку мерой социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов могут воспользоваться лишь граждане-инвалиды в установленном законом порядке признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право на единовременную денежную выплату возникло до утраты оснований дающих право на получение выплаты, основанием для отмены решения суда не является, поскольку ответчик, как орган, ведущий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, обязан снять с такого учета гражданина, который перестал быть нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что единовременная социальная выплата должна быть выплачена единовременно супругу истца и истцу, поскольку в соответствии частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом спора является нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, а ответчиком по иску является орган, осуществляющий такой учет, - Администрация ГО Заречный, которая не участвует в распределении единовременной денежной выплаты.
Как правильно указано судом первой инстанции, предметом рассмотрения по настоящему делу не является проверка законности и обоснованности принятого ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» решения о предоставлении К. С. С. единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения исходя из стоимости 18 кв.м общей площади жилого помещения, в связи с чем доводы истца о том, что она как член семьи ветерана боевых действий наравне со своим супругом имела право на получение единовременной выплаты, правового значения не имеют. Предметом спора является проверка факта нуждаемости истца на дату снятия ее с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости привлечения к участию в деле несовершеннолетних К. Л. С. и К.В. С. , а также Управления федерального казначейства по Свердловской области Министерства финансов Российской Федерации, судебная коллегия оставляет без удовлетворения, поскольку основания для привлечения указанных лиц в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствовали, учитывая предмет и основания иска. Правом на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения обладает только истец, как инвалид, размер такой выплаты определяется только исходя из права истца на получение указанной выплаты. Права и интересы Управления федерального казначейства по Свердловской области при определении факта нуждаемости истца в жилом помещении по договору социального найма на дату принятия ответчиком оспариваемого постановления вообще никак не затрагиваются.
Являются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были исследованы такие доказательства, как письмо ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 11.12.2017 № Ф/06-7558, ответа прокуратуры от 08.06.2020 № 396Ж2020, так как копия письма ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 11.12.2017 № Ф/06-7558 имеется в материалах дела (л.д. 54-55), оно было приобщено судом в судебном заседании от 08.02.2022 (л.д. 73-75), исследовано, как доказательство в судебном заседании от 20.04.2022 при исследовании судом всех доказательств по делу (л.д. 115-117). Ходатайств о приобщении в качестве доказательства ответа прокуратуры от 08.06.2020 № 396Ж2020 в суде первой инстанции не заявлялось.
Принятые судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств ответ ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 16.10.2015 № Ф/06-5813, жалоба Крымовой Е.А. в ГКУ «Фонд жилищного строительства», ответ ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 13.05.2020 № Ф/05-2721, ответ ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» от 27.05.2021 № Ф/05-6611, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку действия ГКУ «Фонд жилищного строительства» по формированию списков, по выплате единовременной денежной выплаты предметом спора не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в вводной части решения указано, кто присутствовал в судебном заседании, а также все иные данные, в части 2 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в описательной части решения указано, с каким иском истец обратилась в суд, кто был привлечен к участию в деле, а также объяснения лиц, участвующих в судебном заседании при принятии решения по делу. Мотивировочная часть решения также соответствует требованиям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции подробно мотивировал основания со ссылкой на соответствующие законы и иные нормативные акты, по которым суд отказала в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей свое отражение и оценку в принятом судом по делу решении. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 20.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Ильина
Судья Е.В. Кайгородова
Судья Е.Р. Ильясова