Решение по делу № 8Г-5484/2024 [88-5952/2024] от 31.05.2024

88-5952/2024 (2-2867/2023)

27MS0066-01-2023-004668-53

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 июля 2024 года                                                                       г.Владивосток

Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бузьской Е.В., рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Хабаровского края» на заочное решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 66 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» мирового судьи судебного участка № 67 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» от 21 августа 2023 года и апелляционное определение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению КГКУ «Центр занятости населения Хабаровского края» к Беляловой Анастасии Владимировне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице

у с т а н о в и л:

КГКУ «Центр занятости населения Хабаровского края» обратилось в суд с иском к Беляловой А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.

В обоснование требований указано, что Белялова А.В. с 4 июня 2020 года по 3 сентября 2020 года была зарегистрирована в качестве безработного с назначением пособия по безработице на 3 месяца в размере 5 400 рублей с 4 июня 2020 года по 31 августа 2020 года, в размере 1800 рублей с 1 сентября 2020 года по 3 сентября 2020 года. Вместе с тем, с 13 июля 2020 года ответчик была трудоустроена в УФПС Хабаровского края, таким образом, с 13 июля 2020 года осуществляла трудовую деятельность, однако о факте осуществления трудовой деятельности в ЦЗН не сообщила, в связи с чем ответчику излишне выплачено пособие по безработице.

Истец просил суд взыскать с Беляловой А.В. денежные средства в виде незаконно полученного пособия по безработице в размере 4 180,65 рублей.

Заочным решением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 66 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» мирового судьи судебного участка № 67 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» от 21 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе КГКУ «Центр занятости населения Хабаровского края» просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить как несоответствующие нормам материального права.

В установленный срок возражения на кассационную жалобу от взыскателя не поступили.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Девятый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по делу не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Белялова А.В. 4 июня 2020 года путем заполнения электронной формы, утвержденной Минтруда и соцзащиты РФ, обратилась с заявлением в ЦЗН о содействии в поиске работы.

Приказом инспектора ЦЗН от 11 июня 2020 года Белялова А.В. признана безработным гражданином, ей назначено пособие по безработице на период 3 месяца в размере 5 400 рублей с 4 июня 2020 года по 31 августа 2020 года, в размере 1 800 рублей с 1 сентября 2020 года по 3 сентября 2020 года.

2 сентября 2020 года в рамках межведомственного взаимодействия в ЦЗН поступила информация о том, что Белялова А.В. с 13 июля 2020 года трудоустроена в УФПС Хабаровского края оператором связи 1 класса, в связи с чем 29 сентября 2020 года ЦЗН вынесен приказ о снятии с регистрационного учета Беляловой А.В. в связи с признанием гражданина занятым. Одновременно с указанным приказом инспектором ЦЗН 29 сентября 2020 года вынесен приказ о прекращении выплаты Беляловой А.В. пособия по безработице с 12 июля 2020 года.

Разрешая спор, мировой судья руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 (далее – Временных правил), оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, в связи с недоказанностью стороной истца факта недобросовестного поведения ответчика в целях получения мер социальной поддержки обманным путем. Кроме того, мировой судья отметил, что при постановке на учет в качестве безработного ответчик, не предупреждался о необходимости и сроках уведомления центра занятости о трудоустройстве и об ответственности за не предоставление данных сведений; электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги не содержит информацию о предоставлении гражданином сведений о том, что он осуществляет какую-либо оплачиваемую деятельность.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку судами нижестоящих инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее также - Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 названной статьи).

Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе (пункт 4 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункты 1 - 3 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В пункте 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» приведены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. В их числе - признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона (абзац первый пункта 2 названной статьи).

На дату обращения Беляловой А.В. в Центр занятости населения города Хабаровска с заявлением о содействии в поиске подходящей работы – 4 июня 2020 года и в период получения ею пособия по безработице - с 4 июня 2020 года по 5 августа 2020 года действовали Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 (утратили силу с 1 января 2023 года в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа.

Пунктом 2 Временных правил установлено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзацы первый - второй пункта 2).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, (абзац первый пункта 3 Временных правил).

Пунктом 4 Временных правил определено, что центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац первый пункта 4).

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).

Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац первый пункта 17 Временных правил).

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы (пункт 19 Временных правил).

Судами первой и апелляционной инстанций названные выше нормативные положения, регулирующие порядок назначения и выплаты пособия по безработице, в том числе определяющие необходимые действия центра занятости населения при назначении и выплате названного пособия, а также нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применены правильно.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется и бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пособий по безработице.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на пособия по безработице, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому было назначено пособие по безработице. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Соответственно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому назначено пособие по безработице, взыскание выплаченных ему денежных средств может быть произведено при установлении факта недобросовестности в его действиях при получении пособия по безработице, то есть в том случае, когда ущерб, причиненный центру занятости населения перерасходом средств на выплату гражданину пособия по безработице, явился следствием противоправных действий (бездействия) и недобросовестного поведения гражданина. Бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им пособия по безработице лежит на центре занятости населения, обратившемся с требованиями в суд о взыскании в качестве неосновательного обогащения полученных гражданином сумм пособия по безработице.

Учитывая приведенное правовое регулирование, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что истцом не представлено доказательств совершения ответчиком каких-либо действий по сокрытию сведений о трудоустройстве, в отсутствие доказательств уведомления ответчика о наличии у нее обязанности уведомлять центр занятости об отнесении ее к категории занятых лиц (о самостоятельном трудоустройстве), выплата денежных средств не является счетной ошибкой истца, доказательств противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении спорных денежных средств материалы дела не содержат, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения денежных средств, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, и как следствие отсутствие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.

В целом доводы кассационной жалобы истца повторяют его позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.

Оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

заочное решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 66 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» мирового судьи судебного участка № 67 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» от 21 августа 2023 года и апелляционное определение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Хабаровского края» – без удовлетворения.

Судья                                                                                              Е.В. Бузьская

8Г-5484/2024 [88-5952/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ ЦЗН Хабаровского края
Ответчики
Белялова Анастасия Владимировна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
25.07.2024Единоличное рассмотрение дела судьей
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее