Дело № 3-66/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2012 года г. Ярославль
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Виктория» о признании недействующим п/п 162 Приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда»,
установил:
26 ноября 2008 года Правительством Ярославской области принято постановление «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с Приложением «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда».
Подпунктом 162 названного Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п (в ред. постановления Правительства Ярославской области от 10.06.2009 г. № 574-п) (далее - «Постановление № 619-п») разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Пошехонский район, Князевский сельский округ, межселенная территория, кадастровый номер земельного участка 76:12:000000:170, площадь земельного участка 26 070 000 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.
Постановление официально опубликовано в газете «Губернские вести» № 110 от 10.12.2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Виктория» (далее – ООО «Виктория») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным п/п 162 Приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению №619-п со дня его принятия, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:12:000000:170, площадью 26 070 000 кв. м предоставлен ООО «Виктория» ( как правопреемнику СПК (колхоз) «Победа») в безвозмездное пользование на 49 лет на основании договора от 13.08.1998 года, зарегистрированного 11.02.1999 года (регистрационный номер 76:12:01-1999:11), оспариваемый пункт постановления противоречит нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - «Федеральный закон от 21.12.2004 года №172-ФЗ») и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда произведен без согласия ООО «Виктория» и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Коляда О.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Ярославской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, к судебному заседанию Правительством ЯО представлено письменное объяснение на заявление ООО «Виктория» с приложенным к нему пакетом документов по переводу земельного участка. В объяснении Правительства ЯО содержится ходатайство о рассмотрении настоящего дела без участия представителя Правительства ЯО.
Как видно из представленных объяснений, Правительство ЯО заявленные требования ООО «Виктория» не признает, ссылаясь на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством и действующим Земельным кодексом РФ, земли, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, незаконно учтены в составе земель сельскохозяйственного назначения, так как они входили в единый лесной фонд и не передавались сельскохозяйственным организациям в собственность. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования для обеспечения потребности в древесине и других природных ресурсах. Несоответствие сложившейся практике учета земель лесного фонда требованиям законодательства РФ имеет негативные последствия и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства. Кроме того, договор пользования был заключен заявителем с участком лесного фонда и таким образом, правоотношения с заявителем с самого начала складывались исходя из функционального определения участка в составе лесного фонда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ (далее – «ЗК РФ») перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на такой перевод.
Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п.5 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что вопрос о разграничении государственной собственности на земельный участок, указанный в п/п 162 Приложения к постановлению №619-п, не разрешался. Поэтому Правительство Ярославской области было правомочно рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую в силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» и ст.8 ЗК РФ, ст.15 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области правомочно было обратиться с таким ходатайством в соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ.
Постановлением Главы Первомайского муниципального района от 15.12.2008 года №681 «О внесении изменений в постановлении главы администрации Первомайского района № 70 от 15.04.1996 г. «Об утверждении проектов землеустройства (перераспределения земель) ТОО «Виктория» за ООО «Виктория» для целей сельскохозяйственного производства на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 3702 га.
Из представленной в судебное заседание договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций от 13.08.1998 года видно, что спорный земельный участок был передан в безвозмездное пользование сельскохозяйственному кооперативу (колхозу) «Победа» на 49 лет.
В соответствии п.1.3 Устава ООО «Виктория» Общество является единственным правопреемником колхоза «Победа» в отношении всех прав и обязательств последнего.
Таким образом, из вышеперечисленных документов следует, что ООО «Виктория» является правообладателем спорного земельного участка.
В связи с принятием Постановления № 619-п земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, что свидетельствует о том, что на момент перевода, земельный участок не был зарегистрирован, как участок земель лесного фонда, поэтому именование участка в договоре пользования, как участка лесного фонда правового значения, для отнесения его к той или иной категории земель, не имеет.
Как видно из материалов дела, право пользования ООО «Виктория» на указанный земельный участок никем в установленном законом порядке на момент принятия постановления оспорено не было.
Понятие «правообладатель», приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.
Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст.ст.216, 305 ГК РФ).
Из объяснений представителя заявителя, а также текста ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области о переводе земельного участка и приложенных к нему документов, следует, что в нарушение части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ к ходатайству не приложено согласие ООО «Виктория» на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; такое согласие у ООО «Виктория» получено не было.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка – ООО «Виктория», Правительство Ярославской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
В соответствии с п.3 ст.8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст.253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание то, что нарушения были допущены при принятии правового акта и считает с учетом заявленных требований необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
На основании ч.3 ст. 253 ГПК РФ, ст.35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 года № 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете «Документ-Регион».
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующим п/п 162 Приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 года № 619-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Игнатов К.Н.