Решение по делу № 2-437/2021 от 28.06.2021

Дело № 2-437/2021

УИД: 21RS0003-01-2021-000540-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 сентября 2021 года с. Батырево

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., с участием пом. прокурора Батыревского района Чувашской Республики Андреева М.С., представителя ответчика - администрации Батыревского района Чувашской Республики Каргиной Н.В., при секретаре судебного заседания Сухановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» и администрации Батыревского района Чувашской Республики об обязании обеспечить осуществление физической охраны объектов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» и администрации Батыревского района Чувашской Республики об обязании обеспечить осуществление физической охраны объектов мотивируя тем, что прокуратурой Батыревского района проведена проверка исполнения МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

Согласно утвержденному паспорту безопасности административному зданию МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» определена 3 категория опасности.

В соответствии п.п. б п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в отношении объектов третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия: обеспечение охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований охрана здания МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» обеспечивается штатными сторожами и техническим персоналом.

Просит обязать администрацию Батыревского района Чувашской Республики и МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» в течение 1 года после вступления в законную силу решения суда, обеспечить осуществление физической охраны объектов (территории): здания МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании пом. прокурора Батыревского района Чувашской Республики Андреев М.С. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Батыревского района Чувашской Республики Каргина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении иска в связи с отсутствием финансирования для обеспечения осуществления физической охраны образовательного учреждения.

В судебное заседание представитель ответчика – МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, директор МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики Абейдуллова Г.Г. просила рассмотреть дело без ее участия.

Третьи лица – Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направили. Первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Так, Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 4 и пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального Закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма (далее – Закон № 35-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 Закона № 35-ФЗ).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ определено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно утвержденному паспорту безопасности административному зданию МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» определена 3 категория опасности.

В соответствии п.п. б п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в отношении объектов третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия: обеспечение охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований охрана здания МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» обеспечивается штатными сторожами и техническим персоналом.

По данному факту старшим помощником прокурора Батыревского района Чувашской Республики составлена справка о выявленных нарушениях требований законодательства о противодействии терроризму и об образовании.

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019№1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Таким образом, судом установлено, что в МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» отсутствует профессиональная физическая охрана, что является нарушением указанных выше норм действующего законодательства, и может создать угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, которое в период образовательного процесса является объектом, подлежащим первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровью учащихся и сотрудников учреждения.

При этом суд приходит к выводу, что предпринимаемые действия по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, не позволяют обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как штатный сторож и технический персонал, состоящие в штате МБОУ не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Доводы представителя ответчика Каргиной Н.В. на отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении иска.

С учетом изложенного, суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, учитывая, что учредителем и собственником имущества МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» является администрация Батыревского района Чувашской Республики, при этом финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств в том числе местного бюджета, а также учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, считает исковые требования прокурора Батыревского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» и администрации Батыревского района Чувашской Республики об обязании совершить действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений – для ответчиков в течение года с момента вступления в решения суда в законную силу, соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Батыревского района Чувашской Республики - удовлетворить.

Обязать Администрацию Батыревского района Чувашской Республики и МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» в течение 1 года с момента вступления в решения суда в законную силу обеспечить осуществление физической охраны объектов (территории): здания МБОУ «Шыгырданская СОШ №1», расположенного по адресу: улица Наримана, д.78 с. Шыгырдан Батыревского района Чувашской Республики, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Батыревский районный суд.

Председательствующий: Т.Г. Чукмаева

Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года.

2-437/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Батыревского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Батыревского района Чувашской республики
МБОУ "Шыгырданская СОШ №1"
Суд
Батыревский районный суд Чувашии
Судья
Чукмаева Т.Г.
Дело на странице суда
batirevsky.chv.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
29.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Подготовка дела (собеседование)
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее