УИД № Дело №
Строка отчета №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года город Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Ворониной Т.И., при секретаре Суглобовой Е.Н., с участием помощника прокурора Суражского района Брянской области Цыганок И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действий по обязании провести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> протяженностью 0,500 км.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суражского района Брянской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Суражского района Брянской области о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> протяженностью 0,500 км.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Суражского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что согласно реестру объектов муниципальной собственности МО «Суражское городское поселение Суражского муниципального района Брянской области» в муниципальной собственности находится автомобильная дорога по <адрес> протяженностью 0,500 км., паспортизация автомобильной дороги не проведена. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление. Необеспечение администрацией Суражского района организации паспортизации дороги общего пользования создает угрозу дезорганизации нормативно-установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также неопределённого круга лиц, которые могут использовать автомобильную дорогу.
В соответствии с положениями ст. 3, ч.ч. 4, 8 ст. 6, ст. 13, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.4.2.2 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» просил обязать администрацию Суражского района Брянской области провести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> протяженностью 0,500 км.
В судебном заседании представитель истца Цыганок И.В. исковые требования уточнила просила, провести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015, в обоснование указала, что по итогам проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в нарушение изложенных требований законодательства паспортизация автомобильной дороги по <адрес> не проведена. Представленный представителем ответчика технический паспорт на автомобильную дорогу не соответствует требованиям ГОСТ 33388-2015 и требованиям, указанным в описании объекта закупки, Приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора, с учетом их уточнения, признал в полном объеме, указал, что последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МУП «Архитектурно-планировочное бюро» г. Брянска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Прокуратурой Суражского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Суражского муниципального района Брянской области.
По результатам проведенной проверки установлено, что в муниципальной собственности находятся автомобильные дороги Суражского городского поселения, в том числе по <адрес> в отношении которой паспортизация не проводилась.
Из ответа на требование прокурора Суражского района глава администрации Суражского муниципального района указал, что ведется работа по поиску подрядной организации для проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исходя из того, что в обязанности ответчика входит содержание автомобильных дорог местного значения, в том числе и их паспортизация, которая не исполнена, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, проживающих в пределах муниципального образования, поскольку паспорт дороги является единственным документом технического учета, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и его отсутствие, с учетом информации которая должна быть отражена в паспорте, влияет на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных прокурором исковых требований в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Дорожная деятельность в соответствии с п.6 Закона № 257-ФЗ представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из п.7 Закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с п.12 Закона № 257-ФЗ.
Согласно ч.9 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Часть 10 ст. 6 Закона N 257-ФЗ предусматривает, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии подп. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Устава Суражского района Брянской области, исполнение полномочий администрации Суражского городского поселения Суражского муниципального района Брянской области - Суражской городской администрации, исполнительно - распорядительного органа Суражского городского поселения, указанных в настоящем Уставе, в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на администрацию Суражского района.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава Суражского района Брянской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Автомобильная дорога местного значения по <адрес> протяженностью 0,500 км. включена в реестр объектов дорожного хозяйства, принимаемых в муниципальную собственность Суражского района.
В судебном заседании установлено, что ответчик во исполнение предписания прокурора Суражского района провел паспортизацию дороги по <адрес>, в обоснование представил технический паспорт на дорогу по <адрес>.
Для выполнения работ по паспортизации автомобильной дороги общего пользования по <адрес> между администрацией Суражского района Брянской области и МУП «Архитектурно-планировочное бюро» <адрес> был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. предмет договора взятие на себя обязательств по выполнению работ по проведении паспортизации автомобильных дорог <адрес> в соответствии описанием объекта закупки (Приложение № к Договору).
Как следует из описания объекта закупки технический паспорт разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего законодательства и должен содержать сведения указанные в требованиях к разработке технического паспорта и в соответствии с руководящими нормативными документами, перечень которых указан в описании объекта.
Из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, следует, что собственником дороги является Суражский муниципальный район Брянской области протяженность дороги не указана, процент износа 30%. В паспорте имеется схема автодороги. Технический паспорт содержит информацию о стоимости строений и сооружений в ценах ДД.ММ.ГГГГ., общую стоимость и балансовую стоимость дороги, линейный график дороги.
Представленный ответчиком технический паспорт на дорогу по <адрес> не соответствует требованиям, указанным в описании объекта закупки Приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно составлен в нарушение требований указанных к разработке технических паспортов, а именно не указаны общие сведения об автомобильной дороги, технические характеристики дороги, дорожных сооружений, камер инженерных сетей, элементы благоустройства дороги (уличное освещение, остановочные павильоны, озеленение и др.), ведомости наличия и состояние основных элементов дорог, графические материалы, линейный график, идентификационный код дороги, сведения о категории дороги, площади конструктивных элементов автомобильной дороги, проезжая часть, в том числе отдельные съезды на прилегающую территорию, остановочные площадки, тротуары, обочины, сведения об элементах благоустройства, ведомость бортового камня, водоотведение.
Одновременно как следует из требований по проведению работ по паспортизации автомобильных дорог при проведении работ подрядчик должен руководствоваться нормативными документами в том числе «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», который распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог.
Так, в соответствии с п. 3.8 ГОСТ 33388-2015 под паспортизацией автомобильных дорог понимается учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных.
При этом технический паспорт автомобильной дороги представляет собой технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги (п. 3.9 ГОСТ 33388-2015).
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
В силу п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
Согласно п. 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Вновь построенные, реконструированные и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги подлежат техническому учету и паспортизации после утверждения Государственной комиссией актов приемки дороги в эксплуатацию. Технический учет в этом случае должен проводиться не позднее, чем через шесть месяцев после приемки дороги в эксплуатацию.
Первичное заполнение паспорта производят на основании обследования дороги с подробным описанием, обмером, визуальным или инструментальным определением технического состояния элементов дороги и дорожных сооружений. При первичной паспортизации дорог используется вся имеющаяся исполнительная и проектно-сметная документация по обследуемой дороге или ее участку. Использование этих материалов, являющихся вспомогательными, не исключают необходимости производства полевых работ (п. 4.2.4 ГОСТ 33388-2015).
Как установлено п. 9.1 ГОСТ 33388-2015, результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
При изучения представленного технического паспорта суд приходит к выводу, что он не содержит следующие сведения: категория дороги, протяженность, ширина проезжей части, топографические условия, краткая историческая справка с указанием года постройки, выполненных ремонтных работах, не указано экономическое и административное значение дороги, среднесуточная интенсивность и состав движения, а также отсутствует раздел «Технические характеристики дороги» который является основным разделом паспорта и должен содержать данные о наличии и техническом состоянии отдельных конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, при этом отражается соответствие фактических транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям нормативных документов. В данном разделе указывают: сведения о параметрах геометрических элементов автомобильной дороги; данные о конструкции дорожной одежды и типах покрытия; сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др., отсутствует раздел «Сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ». Представленный линейный график дороги не соответствует требованиям, указанным в п.9.9 ГОСТ 33388-2015.
Учитывая, что технический паспорт на сооружение <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изготовлен с нарушениями требований к разработке технических паспортов, указанных в описании объекта закупки, Приложение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ и в нарушение требованиям ГОСТ 33388-2015, то суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Суражского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Суражского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Администрации Суражского района Брянской области произвести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> протяженностью 0,500 км. в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.И.Воронина