Дело № 2-864/2024
УИД 33RS0014-01-2024-000663-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием истца Синева В.Г.,
представителя ответчиков администрации о. Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Амосовой Л.В.,
представителя ответчика ИП Карасева Н.С. - Баранова М.А.,
представителя третьего лица ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е.,
представителя третьего лица Синева М.В. - Синева В.Г.,
рассматривая в открытом судебном заседании исковое заявление Синева В.Г. к администрации округа Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района, ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района, ИП Карасеву Н.С. о признании незаконным приказа, об обязании предоставить земельный участок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, об обязании снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок,
установил:
Синев В.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Муромского района, Управлению социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления.
Определением Муромского городского суда от 18.03.2024 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
С учетом уточненных исковых требований истец Синев В.Г. просит:
- признать незаконным приказ Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 07.12.2021 № 643 об отказе Сеневу В.Г. в предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения огородничества земельного участка с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м.;
- признатьнезаконным приказ Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 17.07.2024 № 273«О предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения животноводства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенного по адресу: ....;
- обязать предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ....
- обязать снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью68814 кв. м., расположенный по адресу: .... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство;
- обязать внести в ЕГРН запись о прекращении государственной регистрации права собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в видеисключения из ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды от 14.09.2023 № 2819 земельного участка с кадастровым номером (номер),категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенного по адресу: ...., заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области, дата государственной регистрации: 25.09.2023, номер государственной регистрации: (номер),
- обязать исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды от 14.09.2023 № 2819 земельного участка с кадастровым номером (номер), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенного по адресу: ...., заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений, администрации Муромского района Владимирской области, дата государственной регистрации: 25.09.2023, номер государственной регистрации (номер).
В обоснование исковых требований указано, что на сельскохозяйственных землях не разграниченной государственной собственности ответчиком был образован новый земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ..... По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с кадастровым номером (номер) является многоконтурным земельным участком и относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство. Контурами земельного участка с кадастровым номером (номер) являются два объекта, не имеющие общих границ с выделенными площадями для животноводства, расположенные в противоположных направлениях населенного пункта ..... Первый объект площадью 32334,67 кв.м., составляет первый контур земельного участка, второй объект площадью 26479,31 кв.м. составляет второй контур земельного участка с кадастровым номером (номер). Истец считает, что при образовании многоконтурного земельного участка нарушены требования законодательства и права истца на предоставление ему в аренду (пользование) для ведения огородничества земельного участка на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: ..... Спорный земельный участок является разрозненным (многоконтурным), не имеет общих границ, его формирование не предусмотрено действующим законодательством. Первый контур указанного выше земельного участка полностью накладывается на земельный участок, сформированный истцом в порядке пп.19 п.2 ст. 39.6, ст.ст. 39.15, 38.17 Земельного кодекса РФ, по заявлению от 30.11.2023. Спорный земельный участок незаконно поставлен ответчиком на кадастровый учет, права зарегистрированы ответчиком в ЕГРН как на объект недвижимости. При формировании земельного участка образование его границ не согласованно в установленном законом порядке. Кроме того, передача в аренду ИП Карасеву Н.С. спорного земельного участка без проведения аукциона (торгов) является нарушением требований закона. Фактически администрацией муниципального образования предоставлены в аренду Карасеву Н.С. два земельных участка без проведения торгов, что влечет ничтожность договора аренды земельного участка и свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны администрации муниципального образования.
Определением суда от 10 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ИП Карасев Н.С.
В связи с вступлением в законную силу Закона Владимирской области №37-ОЗ от 26.04.2024 «О преобразовании муниципальных образований Владимирской области путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального образования Муромский район, с муниципальным образованием округ Муром и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области», согласно которому преобразованы муниципальные образования Владимирской области путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального образования Муромский район: сельского поселения Борисоглебское, сельского поселения Ковардицкое с муниципальным образованием округ Муром (ст.1), сельские поселения, объединенные с муниципальным образованием округ Муром, муниципальное образование Муромский район утратили статус муниципальных образований (ст.2), полномочия органов местного самоуправления, глав администраций сельских поселений, органов местного самоуправления, главы администрации муниципального образования Муромский район прекращены досрочно (ч.1 ст.4), органы местного самоуправления муниципального образования округ Муром являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений, муниципального образования Муромский район (ч.2 ст.4), Определением суда от 06 июня 2024 года произведена замена ответчиков администрации Муромского района и Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений на надлежащих ответчиков - администрацию о. Муром и КУМИ администрации о. Муром.
Определением суда от 05 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - ликвидационная комиссия по ликвидации администрации Муромского района и ликвидационная комиссия по ликвидации Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района, а также ИП Карасев Н.С., ИП Карасев Н.С. исключен из числа третьих лиц.
Определением суда от 28 августа 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «БТИ и Кадастр», Синев М.В.
Истец Синев В.Г., являющийся представителем третьего лица Синева М.В., поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по указанным выше основаниям.
Представитель ответчиков администрации о. Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Амосова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований Синева В.Г. В письменных возражениях и в пояснениях, данных суду, указала, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м. был образован и предоставлен в аренду Карасеву Н.С. в соответствии с требованиями ст.ст. 11.2, 11.3, 39.1, 39.14 Земельного кодекса РФ на основании обращения Карасева Н.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Поскольку земельный участок, испрашиваемый Синевым В.Г., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который представлен на праве аренды Карасеву Н.С., истцу обоснованно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества. Кроме того, требования истца об обязании предоставить земельный участок в аренду не может быть удовлетворено, поскольку суд не может вмешиваться в исключительную компетенцию органов местного самоуправления.
Ответчик ИП Карасев Н.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ИП Карасева Н.С. - адвокат Баранов М.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что администрацией муниципального образования не допущено нарушения требований закона при формировании и предоставлении в аренду земельного участка ИП Карасеву Н.С.
Представитель ответчика Ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е. возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что подготовленный межевой план земельного участка с кадастровым номером (номер) не содержит акт согласования местоположения границ вновь образуемого земельного участка, поскольку участок образован из земель, находящихся в ведении муниципального образования до разграничения государственной собственности на землю, тогда как согласованию подлежит местоположение границ земельных участков, а не земель.
Третье лицо Синев М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Процедура образования земельных участков предусмотрена ст. 11.2 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу требований подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу требований п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что 30 ноября 2023 года Синев В.Г. обратился в Управление социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером (номер) по основаниям п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с целью использования для огородничества, площадью 1376 кв.м., расположенного по адресу: ...., приложив к нему копию паспорта и схему расположения земельного участка.
Приказом Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района № 643 от 07.12.2023 Синеву В.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), площадью 1376 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: ...., поскольку земельный участок, который предстоит образовать, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который предоставлен на праве аренды третьему лицу.
22 января 2024 года Синев В.Г. обратился в администрацию Муромского района с жалобой на отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества и просил отменить незаконный приказ № 643 от 07.12.2023.
06 февраля 2024 года заместителем главы администрации района, начальником управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Маркиной Н.А. Синеву В.Г. направлен ответ УСЭР-156-04-07, согласно которому по результатам проведенной работы было установлено, что вновь формируемый земельный участок (согласно схеме расположения) полностью расположен в границах первого контура ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером (номер). Указанный земельный участок, имеющий категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство 14.09.2023 был передан во временное пользование (аренду) иному лицу. На момент поступления заявления Синева В.Г. (30.11.2023 № УСЭР-1409-01-12) о предварительном согласовании предоставления земельного участка на данной территории уже имелся сформированный и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости. Также в ответе указано, что согласование направленной схемы расположения участка приведет к образованию внутри земельного участка одного землепользователя другого земельного участка, не принадлежащего данному землепользователю (вкрапливание), что противоречит п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ. На данном основании Синеву В.Г. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно пп.1 п.8 ст.39 Земельного кодекса РФ.
11.07.2023 заявитель Карасев Н.С. обратился в Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для использования земельного участка для животноводства.
Приказом Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений № 273 от 17.07.2023 удовлетворено заявление ИП Карасева Н.С. и предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка для животноводства на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер), государственная собственность на который не разграничена, площадью 68814 кв.м., расположенного по адресу: ..... Участок находится в территориальной зоне: СХ-2 «Зона сельскохозяйственных угодий». Вид разрешенного использования участка: согласно коду 1.7 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков» животноводство. Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер). ИП Карасеву Н.С. поручено обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер).
ИП Карасевым Н.С. обеспечено выполнение кадастровых работ. В этих целях кадастровым инженером ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е. подготовлен межевой план земельного участка, дата подготовки межевого плана - 16.08.2023. Межевой план выполнен без проведения геодезических измерений. Образование земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, проводилось на основании схемы расположения земельного участка, которая утверждена органом местного самоуправления, кадастрового плана территории. Площадь земельного участка образуемого из земель муниципальной собственности (номер) - 68814 кв.м. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственных угодий». Категория земель - сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: животноводство. Земельный участок (номер) свободен от застройки.
Подготовленный кадастровым инженером межевой план не содержит акт согласования местоположения границ вновь образуемого земельного участка, что отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», поскольку спорный земельный участок образован из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на земельные участки в ведении муниципального образования Муромский район, а согласование местоположения границ земельного участка обязательно в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, согласованию подлежит местоположения границ земельных участков, а не земель.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412, вид разрешенного использования земельного участка животноводство подразумевает использование участка для осуществленияхозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
29 августа 2023 года земельный участок, площадью 68814 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер (номер), место расположения: ....
05 сентября 2023 года ИП Карасев Н.С. обратился в Управление социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер) в аренду.
14 сентября 2023 года между Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области и ИП Карасевым Н.С. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер), находящегося по адресу: ...., общей площадью 68814 кв.м. (п.1.1 договора). Разрешенное использование: животноводство (п.1.2 договора). Срок договора аренды установлен с 14.09.2023 по 13.09.2028 (п. 2.1. договора).
25 сентября 2023 года произведена государственная регистрация договора аренды в Управлении Росреестра по Владимирской области.
Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером (номер): вид земельного участка: многоконтурный участок; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: животноводство. Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Граница земельного участка состоит из 2 контуров. Учетные номера контуров и их площади: 1 - 32334,67 кв.м., 2 - 36479,31 кв.м., сведения о частях земельного участка отсутствуют.
Поскольку данный участок состоит из двух контуров, он является многоконтурным.
Под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров (земельных участков), отделенных друг от друга другими земельными участками или землями.
В п. 24 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, дается определение многоконтурного земельного участка: если граница земельного участка представляет собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок), то описание местоположения границ такого земельного участка дополняется обозначением контура земельного участка, состоящего из кадастрового номера земельного участка и порядкового номера соответствующего контура земельного участка, указываемого после кадастрового номера в скобках арабскими цифрами, и площадью такого контура в квадратных метрах с округлением до 0,01 квадратного метра с указанием погрешности вычисления.
В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями (абз. 5 п. 1 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
Действующим законодательством не предусмотрена возможность установления границ отдельного контура многоконтурного земельного участка без установления границ всего многоконтурного земельного участка.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).
В соответствии со ст. ст. 11.6 и 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок (абз. 7, 8 п. 1 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы) (п. п. 32 - 35 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер), площадью 68814 кв.м. образован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, предоставлен в аренду ИП Карасеву Н.С. без проведения торгов на основанииподп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, злоупотребление правом со стороны администрации муниципального образования Муромский район судом не установлено.
Согласно п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2.19 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации Муромского района Владимирской области № 268 от 10.03.2023, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением обратился обладатель данных прав или подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях его последующего предоставления в безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет.
Исходя из указанных правовых норм, уполномоченный орган отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если ранее данный земельный участок был предоставлен иному лицу.
Поскольку земельный участок, испрашиваемый Синевым В.Г., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который ранее представлен на праве аренды Карасеву Н.С., истцу обоснованно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том числе совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, который на дату подачи заявления истца был предоставлен по договору аренды ИП Карасеву Н.С., отсутствия нарушений процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Кроме того, исковые требования Синева В.Г. об обязании предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ...., не подлежат удовлетворению, в том числе по следующим основаниям.
Статьями 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду решается органом местного самоуправления самостоятельно.
Руководствуясь названными положениями законов, а также ст. 10 и ст. 12 Конституции РФ, приходит к выводу о том, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Синева В.Г. (паспорт (номер)) к администрации округа Муром (ОГРН 10333002400120), КУМИ администрации о. Муром (ОГРН 10233002157526), ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района (ОГРН 12133000054401), ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района (ОГРН 1053302138460), ИП Карасеву Н.С. (ОГРН (номер)) признании незаконным приказа Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 07.12.2021 № 643 об отказе Синеву В.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенного по адресу: ...., о признании незаконным приказа Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 17.07.2024 № 273 опредварительном согласовании предоставления в аренду для ведения животноводства земельного участка, государственная собственность не разграничена, с кадастровым номером (номер), площадью 68814 кв.м., расположеннного по адресу: ...., об обязании предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ....; об обязании снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство; об обязании внести в ЕГРН запись о прекращении государственной регистрации права собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в видеисключения из ЕГРН записи о государственной регистрации договора от 14.09.2023 № 2819 аренды земельного участка с кадастровым номером (номер),расположенного по адресу: ....,категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области с датой государственной регистрации: 25.09.2023, номером государственной регистрации: (номер), об обязанииисключить из ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.09.2023 № 2819 аренды земельного участка с кадастровым номером. (номер), расположенного по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрация Муромского района с датой государственной регистрации 25.09.2023, номером государственной (номер), оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Председательствующий судья С.М.Филатова
Мотивированное решением изготовлено 16 октября 2024 года.
УИД 33RS0014-01-2024-000663-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием истца Синева В.Г.,
представителя ответчиков администрации о. Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Амосовой Л.В.,
представителя ответчика ИП Карасева Н.С. - Баранова М.А.,
представителя третьего лица ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е.,
представителя третьего лица Синева М.В. - Синева В.Г.,
рассматривая в открытом судебном заседании исковое заявление Синева В.Г. к администрации округа Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района, ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района, ИП Карасеву Н.С. о признании незаконным приказа, об обязании предоставить земельный участок, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, об обязании снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок,
установил:
Синев В.Г. обратился в суд с административным иском к администрации Муромского района, Управлению социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района об оспаривании решений и действий органа местного самоуправления.
Определением Муромского городского суда от 18.03.2024 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
С учетом уточненных исковых требований истец Синев В.Г. просит:
- признать незаконным приказ Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 07.12.2021 № 643 об отказе Сеневу В.Г. в предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения огородничества земельного участка с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м.;
- признатьнезаконным приказ Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 17.07.2024 № 273«О предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения животноводства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенного по адресу: ....;
- обязать предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ....
- обязать снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью68814 кв. м., расположенный по адресу: .... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство;
- обязать внести в ЕГРН запись о прекращении государственной регистрации права собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в видеисключения из ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды от 14.09.2023 № 2819 земельного участка с кадастровым номером (номер),категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенного по адресу: ...., заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области, дата государственной регистрации: 25.09.2023, номер государственной регистрации: (номер),
- обязать исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды от 14.09.2023 № 2819 земельного участка с кадастровым номером (номер), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенного по адресу: ...., заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений, администрации Муромского района Владимирской области, дата государственной регистрации: 25.09.2023, номер государственной регистрации (номер).
В обоснование исковых требований указано, что на сельскохозяйственных землях не разграниченной государственной собственности ответчиком был образован новый земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ..... По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с кадастровым номером (номер) является многоконтурным земельным участком и относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство. Контурами земельного участка с кадастровым номером (номер) являются два объекта, не имеющие общих границ с выделенными площадями для животноводства, расположенные в противоположных направлениях населенного пункта ..... Первый объект площадью 32334,67 кв.м., составляет первый контур земельного участка, второй объект площадью 26479,31 кв.м. составляет второй контур земельного участка с кадастровым номером (номер). Истец считает, что при образовании многоконтурного земельного участка нарушены требования законодательства и права истца на предоставление ему в аренду (пользование) для ведения огородничества земельного участка на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: ..... Спорный земельный участок является разрозненным (многоконтурным), не имеет общих границ, его формирование не предусмотрено действующим законодательством. Первый контур указанного выше земельного участка полностью накладывается на земельный участок, сформированный истцом в порядке пп.19 п.2 ст. 39.6, ст.ст. 39.15, 38.17 Земельного кодекса РФ, по заявлению от 30.11.2023. Спорный земельный участок незаконно поставлен ответчиком на кадастровый учет, права зарегистрированы ответчиком в ЕГРН как на объект недвижимости. При формировании земельного участка образование его границ не согласованно в установленном законом порядке. Кроме того, передача в аренду ИП Карасеву Н.С. спорного земельного участка без проведения аукциона (торгов) является нарушением требований закона. Фактически администрацией муниципального образования предоставлены в аренду Карасеву Н.С. два земельных участка без проведения торгов, что влечет ничтожность договора аренды земельного участка и свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны администрации муниципального образования.
Определением суда от 10 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ИП Карасев Н.С.
В связи с вступлением в законную силу Закона Владимирской области №37-ОЗ от 26.04.2024 «О преобразовании муниципальных образований Владимирской области путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального образования Муромский район, с муниципальным образованием округ Муром и признании утратившими силу отдельных законов Владимирской области», согласно которому преобразованы муниципальные образования Владимирской области путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального образования Муромский район: сельского поселения Борисоглебское, сельского поселения Ковардицкое с муниципальным образованием округ Муром (ст.1), сельские поселения, объединенные с муниципальным образованием округ Муром, муниципальное образование Муромский район утратили статус муниципальных образований (ст.2), полномочия органов местного самоуправления, глав администраций сельских поселений, органов местного самоуправления, главы администрации муниципального образования Муромский район прекращены досрочно (ч.1 ст.4), органы местного самоуправления муниципального образования округ Муром являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений, муниципального образования Муромский район (ч.2 ст.4), Определением суда от 06 июня 2024 года произведена замена ответчиков администрации Муромского района и Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений на надлежащих ответчиков - администрацию о. Муром и КУМИ администрации о. Муром.
Определением суда от 05 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - ликвидационная комиссия по ликвидации администрации Муромского района и ликвидационная комиссия по ликвидации Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района, а также ИП Карасев Н.С., ИП Карасев Н.С. исключен из числа третьих лиц.
Определением суда от 28 августа 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «БТИ и Кадастр», Синев М.В.
Истец Синев В.Г., являющийся представителем третьего лица Синева М.В., поддержал исковые требования и просил их удовлетворить по указанным выше основаниям.
Представитель ответчиков администрации о. Муром, КУМИ администрации о. Муром, ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Амосова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований Синева В.Г. В письменных возражениях и в пояснениях, данных суду, указала, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м. был образован и предоставлен в аренду Карасеву Н.С. в соответствии с требованиями ст.ст. 11.2, 11.3, 39.1, 39.14 Земельного кодекса РФ на основании обращения Карасева Н.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Поскольку земельный участок, испрашиваемый Синевым В.Г., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который представлен на праве аренды Карасеву Н.С., истцу обоснованно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества. Кроме того, требования истца об обязании предоставить земельный участок в аренду не может быть удовлетворено, поскольку суд не может вмешиваться в исключительную компетенцию органов местного самоуправления.
Ответчик ИП Карасев Н.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ИП Карасева Н.С. - адвокат Баранов М.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что администрацией муниципального образования не допущено нарушения требований закона при формировании и предоставлении в аренду земельного участка ИП Карасеву Н.С.
Представитель ответчика Ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е. возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что подготовленный межевой план земельного участка с кадастровым номером (номер) не содержит акт согласования местоположения границ вновь образуемого земельного участка, поскольку участок образован из земель, находящихся в ведении муниципального образования до разграничения государственной собственности на землю, тогда как согласованию подлежит местоположение границ земельных участков, а не земель.
Третье лицо Синев М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрены п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Процедура образования земельных участков предусмотрена ст. 11.2 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу требований подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу требований п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что 30 ноября 2023 года Синев В.Г. обратился в Управление социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером (номер) по основаниям п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ с целью использования для огородничества, площадью 1376 кв.м., расположенного по адресу: ...., приложив к нему копию паспорта и схему расположения земельного участка.
Приказом Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района № 643 от 07.12.2023 Синеву В.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества на кадастровом плане территории кадастрового квартала (номер), площадью 1376 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: ...., поскольку земельный участок, который предстоит образовать, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который предоставлен на праве аренды третьему лицу.
22 января 2024 года Синев В.Г. обратился в администрацию Муромского района с жалобой на отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества и просил отменить незаконный приказ № 643 от 07.12.2023.
06 февраля 2024 года заместителем главы администрации района, начальником управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Маркиной Н.А. Синеву В.Г. направлен ответ УСЭР-156-04-07, согласно которому по результатам проведенной работы было установлено, что вновь формируемый земельный участок (согласно схеме расположения) полностью расположен в границах первого контура ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером (номер). Указанный земельный участок, имеющий категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - животноводство 14.09.2023 был передан во временное пользование (аренду) иному лицу. На момент поступления заявления Синева В.Г. (30.11.2023 № УСЭР-1409-01-12) о предварительном согласовании предоставления земельного участка на данной территории уже имелся сформированный и поставленный на кадастровый учет объект недвижимости. Также в ответе указано, что согласование направленной схемы расположения участка приведет к образованию внутри земельного участка одного землепользователя другого земельного участка, не принадлежащего данному землепользователю (вкрапливание), что противоречит п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ. На данном основании Синеву В.Г. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно пп.1 п.8 ст.39 Земельного кодекса РФ.
11.07.2023 заявитель Карасев Н.С. обратился в Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для использования земельного участка для животноводства.
Приказом Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений № 273 от 17.07.2023 удовлетворено заявление ИП Карасева Н.С. и предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка для животноводства на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер), государственная собственность на который не разграничена, площадью 68814 кв.м., расположенного по адресу: ..... Участок находится в территориальной зоне: СХ-2 «Зона сельскохозяйственных угодий». Вид разрешенного использования участка: согласно коду 1.7 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков» животноводство. Участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер). ИП Карасеву Н.С. поручено обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № (номер).
ИП Карасевым Н.С. обеспечено выполнение кадастровых работ. В этих целях кадастровым инженером ООО «БТИ и Кадастр» Думенко Е.Е. подготовлен межевой план земельного участка, дата подготовки межевого плана - 16.08.2023. Межевой план выполнен без проведения геодезических измерений. Образование земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, проводилось на основании схемы расположения земельного участка, которая утверждена органом местного самоуправления, кадастрового плана территории. Площадь земельного участка образуемого из земель муниципальной собственности (номер) - 68814 кв.м. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2 «Зона сельскохозяйственных угодий». Категория земель - сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование: животноводство. Земельный участок (номер) свободен от застройки.
Подготовленный кадастровым инженером межевой план не содержит акт согласования местоположения границ вновь образуемого земельного участка, что отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», поскольку спорный земельный участок образован из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на земельные участки в ведении муниципального образования Муромский район, а согласование местоположения границ земельного участка обязательно в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, согласованию подлежит местоположения границ земельных участков, а не земель.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412, вид разрешенного использования земельного участка животноводство подразумевает использование участка для осуществленияхозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
29 августа 2023 года земельный участок, площадью 68814 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер (номер), место расположения: ....
05 сентября 2023 года ИП Карасев Н.С. обратился в Управление социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (номер) в аренду.
14 сентября 2023 года между Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области и ИП Карасевым Н.С. заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер), находящегося по адресу: ...., общей площадью 68814 кв.м. (п.1.1 договора). Разрешенное использование: животноводство (п.1.2 договора). Срок договора аренды установлен с 14.09.2023 по 13.09.2028 (п. 2.1. договора).
25 сентября 2023 года произведена государственная регистрация договора аренды в Управлении Росреестра по Владимирской области.
Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером (номер): вид земельного участка: многоконтурный участок; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: животноводство. Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Граница земельного участка состоит из 2 контуров. Учетные номера контуров и их площади: 1 - 32334,67 кв.м., 2 - 36479,31 кв.м., сведения о частях земельного участка отсутствуют.
Поскольку данный участок состоит из двух контуров, он является многоконтурным.
Под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров (земельных участков), отделенных друг от друга другими земельными участками или землями.
В п. 24 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 07.12.2023 N П/0514, дается определение многоконтурного земельного участка: если граница земельного участка представляет собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок), то описание местоположения границ такого земельного участка дополняется обозначением контура земельного участка, состоящего из кадастрового номера земельного участка и порядкового номера соответствующего контура земельного участка, указываемого после кадастрового номера в скобках арабскими цифрами, и площадью такого контура в квадратных метрах с округлением до 0,01 квадратного метра с указанием погрешности вычисления.
В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями (абз. 5 п. 1 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
Действующим законодательством не предусмотрена возможность установления границ отдельного контура многоконтурного земельного участка без установления границ всего многоконтурного земельного участка.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).
В соответствии со ст. ст. 11.6 и 11.7 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок (абз. 7, 8 п. 1 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы) (п. п. 32 - 35 Письма Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер), площадью 68814 кв.м. образован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, предоставлен в аренду ИП Карасеву Н.С. без проведения торгов на основанииподп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, злоупотребление правом со стороны администрации муниципального образования Муромский район судом не установлено.
Согласно п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2.19 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением администрации Муромского района Владимирской области № 268 от 10.03.2023, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением обратился обладатель данных прав или подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в целях его последующего предоставления в безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет.
Исходя из указанных правовых норм, уполномоченный орган отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если ранее данный земельный участок был предоставлен иному лицу.
Поскольку земельный участок, испрашиваемый Синевым В.Г., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером (номер), который ранее представлен на праве аренды Карасеву Н.С., истцу обоснованно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для огородничества.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том числе совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, который на дату подачи заявления истца был предоставлен по договору аренды ИП Карасеву Н.С., отсутствия нарушений процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Кроме того, исковые требования Синева В.Г. об обязании предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ...., не подлежат удовлетворению, в том числе по следующим основаниям.
Статьями 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду решается органом местного самоуправления самостоятельно.
Руководствуясь названными положениями законов, а также ст. 10 и ст. 12 Конституции РФ, приходит к выводу о том, что в силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Синева В.Г. (паспорт (номер)) к администрации округа Муром (ОГРН 10333002400120), КУМИ администрации о. Муром (ОГРН 10233002157526), ликвидационной комиссии Управления социально-экономического развития имущественных и земельных отношений администрации Муромского района (ОГРН 12133000054401), ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Муромского района (ОГРН 1053302138460), ИП Карасеву Н.С. (ОГРН (номер)) признании незаконным приказа Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 07.12.2021 № 643 об отказе Синеву В.Г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенного по адресу: ...., о признании незаконным приказа Управления социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района от 17.07.2024 № 273 опредварительном согласовании предоставления в аренду для ведения животноводства земельного участка, государственная собственность не разграничена, с кадастровым номером (номер), площадью 68814 кв.м., расположеннного по адресу: ...., об обязании предоставить по заявлению Синева В.Г. от 30 ноября 2023 года в аренду земельный участок для ведения огородничества с условным номером (номер), площадью 1376 кв.м., расположенный по адресу: ....; об обязании снять с кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство; об обязании внести в ЕГРН запись о прекращении государственной регистрации права собственности на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером (номер) площадью 68814 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в видеисключения из ЕГРН записи о государственной регистрации договора от 14.09.2023 № 2819 аренды земельного участка с кадастровым номером (номер),расположенного по адресу: ....,категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрации Муромского района Владимирской области с датой государственной регистрации: 25.09.2023, номером государственной регистрации: (номер), об обязанииисключить из ЕГРН записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.09.2023 № 2819 аренды земельного участка с кадастровым номером. (номер), расположенного по адресу: ...., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, заключенного между ИП Карасевым Н.С. и Управлением социально-экономического развития, имущественных и земельных отношений администрация Муромского района с датой государственной регистрации 25.09.2023, номером государственной (номер), оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Председательствующий судья С.М.Филатова
Мотивированное решением изготовлено 16 октября 2024 года.