Судья Савельева Е.В. дело № 33-566/2020
№ 2-879/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 13 августа 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.
судей Андреевой А.В. и Цакировой О.В.
при секретаре Акшибаевой В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Д<…> Евгения Владимировича в интересах несовершеннолетней Д<…> С<…> Е<…> к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия об обеспечении ребенка-инвалида ступенькоходной инвалидной коляской, взыскании компенсации материального и морального вреда по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2020 г.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения истца Д<…> С.А., возражения представителя Администрации г. Элисты Республики Калмыкия Ожередова В.С., представителя Министерства социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия Додгаева Д.Л., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Д<…> Е.В. в интересах несовершеннолетней Д<…> С.Е. обратился в суд с иском к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия об обеспечении ребенка-инвалида ступенькоходной инвалидной коляской, взыскании компенсации материального и морального вреда.
Требования мотивировал тем, что согласно Индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) № <…> в главе «Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого ребенком-инвалидом, социальными средствами и приспособлениями» дано заключение о нуждаемости ребенка Д<…> С.Е. в оборудовании жилого помещения специальными средствами и приспособлениями.
Д<…> Е.В. на личном приеме Главы г. Элисты Т<…> Д.В. попросил оборудовать подъезд откидными пандусами (до квартиры) для беспрепятственного подъема его дочери в квартиру, находящуюся на 5 этаже. Для этого была создана комиссия по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Согласно акту № <…> техническая установка откидного пандуса невозможна, установка откидного пандуса не будет соответствовать своду правил СП 59.1330.2012, комиссией предложено оборудовать тамбур при входе в подъезд дома для хранения детской коляски.
В соответствии с ИПРА ребенка-инвалида № <…> Д<…> С.Е. имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, нуждается в кресле - коляске с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных <…> прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов), исполнитель — ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Калмыкия.
Истец с данным основанием не согласен, указывая на то, что в прогулочной коляске нет устройства для подъема по ступенькам как у коляски-ступенькохода. Считает, что Администрация г. Элисты должна обеспечить ребенка-инвалида коляской – ступенькоходом в рамках Государственной программы «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363.
Просил суд обязать Администрацию г. Элисты РК предоставить Д<…> С.Е., <…> года рождения, кресло-коляску вездеход- ступенькоход «…» (в комплекте с абдуктором, боковыми поддержками, пультом для сопровождающего и четырех-точечными ремнями безопасности) или субсидию в размере <…> руб. на его приобретение, взыскать с ответчика в пользу Д<…> С.Е. и ее семьи компенсацию морального и материального вреда (амортизация специализированной инвалидной кресло-коляски марки «…») в размере <…>руб.
Истец Д<…> Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Администрации г. Элисты РК Хонинов И.В. исковые требования не признал, указав, что истец не обращался в Администрацию г. Элисты с заявлением о предоставлении вездехода-ступенькохода для ребенка-инвалида. Кроме того, Администрация г. Элисты не предоставляет технические средства инвалидам в рамках программы «Доступная среда».
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости населения РК в судебное заседание не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Д<…> Е.В. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Ссылаясь на Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статью 2 ЖК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», указывает, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к жилому помещению и общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. Полагает, что указанные Правила рассчитаны также на «старый» жилой фонд, который возводился без учета требований доступности для инвалидов. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд инвалида при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами. Ответчик, отказывая в предоставлении ступенькохода, должен был рассмотреть другие возможности оборудования подъезда приспособлениями и устройствами подъема. Ссылка суда на возможность обеспечения прогулочной коляски посредством обращения в Фонд Социального Страхования по Республике Калмыкия необоснованна, поскольку прогулочная коляска не имеет устройства подъема. Кроме того, согласно постановлению Администрации г. Элисты от 31 декабря 2019 г. № 2449 в муниципальную программу «Социальная поддержка и охрана труда в городе Элисте на 2019-2024 годы» включена программа «Доступная среда». Одной из целей программы является создание условий, способствующих интеграции инвалидов в обществе и повышение уровня жизни, а одной из задач – формирование безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственным лицом по обеспечению беспрепятственного доступа, в том числе коляской-ступенькоходом, является орган местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г. Элисты Республики Калмыкия Ожередов В.С. указывает на несостоятельность доводов жалобы, ссылаясь на то, что предоставление технического средства реабилитации инвалидов, к которому относится коляска – ступенькоход, возложена на Фонд Социального Страхования по Республике Калмыкия в рамках Индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Данные меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, но не органов местного самоуправления, в виду чего исковые требования не могут быть адресованы к Администрации города Элисты.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством Российской Федерации в рамках Государственной программы «Доступная среда» не предусмотрено обеспечение детей-инвалидов техническими средствами передвижения для беспрепятственного подъема и спуска по лестничным маршам подъезда жилого дома, а также приобретение данных технических средств за счет средств органа местного самоуправления.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Согласно положениям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», одной из задач которой является создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» предусматривает типовые проектные решения для объектов жилого фонда с учетом особых потребностей инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (рекомендовано федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления для применения в целях обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к жилым зданиям, а также адаптации помещений жилых домов для указанных групп населения).
На реализацию мероприятий, включенных в региональные программы, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации, в 2019 и 2020 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии.
Таким образом, целевое финансирование мероприятий по приведению состояния зданий и сооружений в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий осуществляется путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила).
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).
Из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида.
При этом законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Судом установлено, что Д<…> С<…> Е<…>, <…>года рождения, является ребёнком-инвалидом, её родителями являются Д<…> Е.В. и Д<…> С.А. Семья Д<…> проживает по адресу: <…>.
Д<…> Е.В. на личном приеме Главы г. Элисты Т<…> Д.В. попросил оборудовать подъезд откидными пандусами (до квартиры) для беспрепятственного подъема его дочери в квартиру, находящуюся на 5 этаже.
В связи с его обращением комиссия, созданная постановлением Администрации г. Элисты № 2534 от 2 октября 2017 г., провела обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в указанном жилом доме.
Из акта № <…> от 29 ноября 2019 г. усматривается, что по результатам проведенного обследования комиссия пришла к выводу об отсутствии технической возможности оборудовать общее имущество многоквартирного дома с учетом потребности инвалида в связи с конструктивными особенностями здания и элементами самого здания (лестничный марш, лестничная площадка).
Многоквартирный жилой дом № <…>, расположенный по адресу: г. Элиста, <…>, построен в 1993 году.
Таким образом, реконструкцией лестничных маршей будут нарушены действующие нормативно-технические документы по технической эксплуатации жилищного фонда.
Истец Д<…> Е.В. нашел в сети «Интернет» техническое средство для возможности транспортировки ребенка-инвалида в подъезде на 5 этаж. ООО «Катервил» представило ему счет на оплату № 28 от 20 февраля 2020 г. коляски-трансформера (вездеход-ступенькоход) «…» (в комплекте с пультом LCD-дисплеем, с абдуктором, боковыми поддержками, пультом для сопровождающего и четырёх-точечным ремнем безопасности) на сумму <…> руб.
Ссылаясь на Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда», истец просил суд возложить на ответчика обязанность по приобретению указанного технического средства или предоставить компенсацию на его приобретение.
Вместе с тем, как указал суд, Государственная программа «Доступная среда» не предусматривает обеспечение детей-инвалидов техническими средствами передвижения для беспрепятственного подъема и спуска по лестничным маршам подъезда жилого дома, а также приобретение данных технических средств за счет средств органа местного самоуправления.
Следовательно, правовые основания для возложения обязанности на ответчика приобрести вездеход-ступенькоход либо предоставить денежную компенсацию на приобретение данного технического средства отсутствуют.
Ссылка в жалобе на постановление Администрации г. Элисты от 31 декабря 2019 г. № 2449 необоснованна, поскольку указанный нормативно-правовой акт предусматривает установку пандусов-съездов на улицах г. Элисты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе взыскании компенсации материального и морального вреда, являющихся производными требованиями.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июня 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи А.В. Андреева
О.В. Цакирова