Дело №2-1961/2020 (2-9292/2019;)
24RS0041-01-2019-007525-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 г. Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего Майко П.А.
при секретаре Кистанова А.С.
рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Винокурова С.С. о восстановлении срока для вступления в наследство
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, по смерти Винокурова Т.С., умершей 13.1.2015 года.
В обоснование своих требований истица указала, что в связи со смертью матери, она находится в настоящий момент, до совершеннолетия, под опекой иного лица. Отца она не знает, он записан слов матери. Она является наследником по завещанию к имуществу бабушки, которой, на момент смерти, принадлежала квартира и иное имущество. На момент смерти бабушки она была несовершеннолетней, а ее законный представитель – мама, не приняла мер к принятию наследства установленным способом.
В судебном заседании законный представитель истца Ермакович Н. А., истица, представитель истца - Кравченко И.В., поддержали исковые требования в полном объеме.
Согласно материалам дела, а также установлено судом, согласно представленного нотариального дела, Винокурова Т.С. умерла 13.1.2015 года.
На момент смерти, ей принадлежала, в том числе, и квартира по адресу – Красноярск, Х, что видно из свидетельства о праве собственности.
При своей жизни Винокурова Т.С. составила завещание на имя истца от 3.8.2009 года.
Согласно нотариального дела, по смерти Винокуровой Т.С., к нотариусу обратилась от своего имени, только Винокурова К.Ю., мать истца и дочь покойной наследодателя – Винокуровой С.Ю.
Винокурова К.Ю. получила свидетельство о праве собственности на наследство по закону в виде автомобиля. В отношении квартиры, права не оформлены, ввиду наличия завещания на имя истца, приложенного в наследственное дело.
Т.е. мать истца, реализовала свои наследственные права и не реализовала, как законный представитель, права своей дочери – истца по делу.
Статья 1111 ГК РФ предусматривает, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследство в соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
К моменту смерти наследодателя истец была несовершеннолетней. Возраста 18 лет не достигла до настоящего времени. В настоящий момент истцу 16 лет. Ее интересы представляет законный представитель - Ермакович Н.А., ввиду смерти матери – Винокуровой К.Ю. 4.10.2019 года. Данное суд установил из Распоряжения администрации Октябрьского района Красноярска №10-21-р от 23.10.2019 года.
В силу ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Из содержания абзаца первого п. 1 ст. 1155 ГК РФ следует, что суду, рассматривающему требования о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему ребенку, необходимо оценивать реальную возможность заявить о своих правах на наследственное имущество самого несовершеннолетнего, а не его законного представителя, то есть причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.
Судом учитывается, что на момент открытия наследства, истец в силу малолетнего возраста не могла в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а также не была правомочна самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поскольку за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), эти действия согласно ст. 28 ГК РФ должны осуществлять их законные представители.
Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (ст. 64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.
В связи с этим субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства малолетним ребенком, не могут в силу норм ст. 28 и п. 1 ст. 1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследнику, являющемуся малолетним на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация несовершеннолетней истицей права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу ее возраста.
Суд находит, что применительно к личности истца, уважительные причины пропуска срока для принятия наследства и основания для восстановления названного срока имелись, так как истица на момент открытия наследства совершеннолетия не достигла, а потому заявить о принятии наследства в установленный срок она не могла.
Совершеннолетия истица не достигла в настоящий момент, а потому обращение ее нового опекуна, в течении 6 месяцев, по смерти предыдущего законного представителя истца – матери истца – Винокуровой К.Ю., является, по мнению суда, основанием для восстановления процессуального срока истцу на вступление в наследство по смерти бабушки.
Поскольку дееспособностью в вопросе о принятии наследства на дату смерти наследодателя, истица не обладала, постольку установленный ст. 1155 ГК РФ пресекательный шестимесячный срок на обращение в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства после того, как отпали причины пропуска этого срока, признается судом соблюденным, а соответственно, причины пропуска срока для принятия наследства - уважительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Восстановить Винокурова С.С. процессуальный срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства по смерти Винокурова Т.С., последовавшей 13.1.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Майко П.А. :
Мотивированное решение изготовлено 13.2.2020 года