Судья Хазиева С.М. Дело № 21-271/2022
(№ 12-99/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев 04 мая 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Щербакова Александра Васильевича на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ... ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Щербакова Александра Васильевича,
установил:
постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 24 декабря 2021 года № 04-121/2021 должностное лицо – ... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в ....
Не согласившись с указанным постановлением, Щербаков А.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью вмененного административного правонарушения.
Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2022 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Щербакова А.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Щербаков В.А., не оспаривая факт совершения им вмененного правонарушения, просит решение суда отменить, освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.
Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражения на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Приведенная норма является бланкетной и отсылает к иным требованиям в области охраны окружающей среды, установленным законодательством Российской Федерации.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно пункту 1 которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии частью 1 статьи 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Пунктами 1 и 2 статьи 13.4 данного Федерального закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу выездной плановой проверки в рамках государственного федерального экологического надзора в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» установлено, что в нарушение статей 34, 39, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории цеха № 4 Общества, около организованного места накопления металлолома на прилегающем земельном участке, обнаружены отходы стеклянной тары, отходы ветвей кустарников, отходы металлических труб, задвижек, крепежных частей, отходы резиновых изделий (камеры от автотранспорта, шланги и т.д.), отходы полиэтиленовой пленки; при заезде на установку 35-11/300-95 с БИБФ обнаружены твердые коммунальные отходы (в том числе: бумажные фантики, картонные пачки из под сока, полиэтиленовые пакеты и т.д.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 10 декабря 2021 года должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в отношении должностного лица - ... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В. протокола № 04-121/2021 об административной правонарушении и вынесения 24 декабря 2021 года постановления о привлечении должностного лица - ... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В., ответственного в силу своих трудовых обязанностей за правонарушения, совершенный в процессе осуществления своей деятельности, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об отходах производства и потребления», разъяснениями Постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», проверяя законность постановления должностного лица от 24 декабря 2021 года, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях должностного лица - ... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В. события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами, так как факт совершения должностным лицом - ... ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» Щербакова А.В. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом выездной плановой проверки № 04-05/21-33 от 18 ноября 2021 года; протоколом об административной правонарушении № 04-121/2021 от 10 декабря 2021 года; ответом и.о. генерального директора Общества Кислых А.В. от 22 декабря 2021 года № 126-7353, в котором события административного правонарушения не оспаривались, должностной инструкцией ... «Оперативное обслуживание производства» ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела достоверно подтвержден факт несоблюдения Щербаковым А.В. требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инициируя пересмотр состоявшегося судебного акта, заявитель указывает на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
Между тем, довод заявителя о малозначительности вмененного правонарушения не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в целях защиты конституционных ценностей, предусмотренных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности должностным лицом в материалах дела отсутствуют).
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, с очевидностью создает риск наступления неблагоприятных обстоятельств как для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так и угрозу возникновения ситуации, создающих повышенный риск наступления неблагоприятных и невосполнимых обстоятельств в виде вреда, причиненному окружающей сред.
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения Щербакова А.В. от административной ответственности отсутствуют.
Назначенная мера ответственности соразмерна целям административного наказания – целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок и срок давности привлечения Щербакова А.В. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекли отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ... ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Щербакова Александра Васильевича оставить без изменения, жалобу Щербакова Александра Васильевича - без удовлетворения.
Судья Е.В. Щенникова