Дело №2а-1509/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2019 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Сычевой Т.В.,
при секретаре Селезневой А.Ю.,
с участием:
прокурора Иванцовой Е.В.,
административного истца – представителя ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» - Шемякиной Л.В.,
административного ответчика Муратова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1509/2019 по административному исковому заявлению ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» об установлении административного надзора в отношении Муратова Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Муратова Е.В.
Заявление мотивировано тем, что приговором <***> районного суда УР от <дата> Муратов Е.В. осужден по <***> УК РФ к <***> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Преступление совершено при особо опасном рецидиве преступлений.
Постановлением <***> районного суда <***> от <дата> переведен в исправительную колонию строгого режима.
Постановлением <***> районного суда <***> от <дата> Муратов Е.В.<дата> освобожден условно-досрочно, на не отбытый срок <***>.
В связи с изложенным, и на основании п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона №64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» просит установить в отношении Муратова Е.В. административный надзор на срок до погашения судимости, и административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22-00 час. до 06-00 час.;
- запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» Шемякина Л.В. исковое заявление поддержала.
Административный ответчик Муратов Е.В. с заявленными требованиями согласился в части. Пояснил, что его супруга работает директором отделения <***>, куда он ее практически каждый день отвозит, и не сможет обеспечить в связи с этим исполнение ограничения в виде запрета нахождения в жилом помещении в ночное время, а так же явку два раза в месяц для регистрации. ВЧ период отбытия условно-досрочного освобождения нарушений порядка не допускал, встал на путь исправления.
Прокурор в судебном заседании полагала необходимым административное исковое заявление удовлетворить в части.
Заслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6.04. 2011 г. N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 и п. 2 ч.1 ст.5 ФЗ РФ № 64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном либо особо опасном рецидиве преступлений, устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 указанного закона на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Статьей 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. При этом в соответствии с ч. 2 ст.4 этого Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, приговором <***> районного суда УР от <дата> Муратов Е.В. осужден по <***> УК РФ к <***> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Преступление совершено при особо опасном рецидиве преступлений.
Постановлением <***> районного суда <***> от <дата> Муратов Е.В. переведен в колонию строгого режима.
<дата> по постановлению <***> районного суда <***> от <дата> Муратов Е.В. освобожден условно-досрочно, на не отбытый срок <***>, который в настоящее время истек.
Муратов Е.В. осужден за совершение особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 15 УК РФ), судимость за которое в соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции на день совершения преступления) погашается по истечению 8 лет после отбытия наказания, то есть <дата>.
Таким образом, Муратов Е.В. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве преступлений, в связи с чем имеются основания для установления Муратову Е.В. административного надзора.
Часть 1 ст. 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При выборе административных ограничений, установленных статьей 4 указанного выше Федерального закона, суд принимает во внимания все конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение при отбывании наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
С учетом фактических обстоятельств, личности Муратова Е.В., который совершил особо тяжкое преступление при особо опасном рецидиве, конкретных обстоятельств дела, установление судом в отношении него административных ограничений, представляется обоснованным, сформулированных в действующей редакции Федерального закона N 64-ФЗ.
При этом, установление ограничения в виде обязательной явки на регистрацию два раза в месяц, суд считает необоснованным, и излишним, учитывая, что ранее Муратов Е.В. не допускал нарушения порядка отбытия условно-досрочного наказания. Кроме того, суд полагает излишним установление ограничения в виде запрета пребывания в жилом помещении в ночное время, учитывая при этом сведения об образе жизни Муратова Е.В., предпринятые им меры к исправлению.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания.
Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления Муратову Е.В. административного надзора на срок до погашения судимости, то есть до <дата> с установлением административных ограничений, сформулированных, в редакции ФЗ от 28.05.2017 года № 102-ФЗ, которые позволят воспрепятствовать уклонению Муратова Е.В. от административного надзора, контролировать его поведение и местонахождение, а также предупредить совершение им других преступлений и правонарушений, окажет на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» об установлении административного надзора в отношении Муратова Е.В. удовлетворить частично.
Установить в отношении Муратова Е.В., <дата> года рождения, уроженца <***>, административный надзор на срок до погашения судимости по приговору <***> районного суда УР от <дата>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до <дата>.
Установить Муратову Е.В. административные ограничения:
- в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на розлив.
В остальном исковые требования оставить без удовлетворения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Воткинский районный суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Т.В. Сычева