24ОS0000-01-2021-000172-58
Дело № 3А-330/2021
010а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 июня 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» Чертковой Е.В., прокурора Дмитриева И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-330/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» о признании не действующими в части Решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска» (далее – Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС) утверждены Правила землепользования и застройки города Дивногорска.
Данное решение опубликовано 06 декабря 2012 года в печатном издании «Независимое Телевизионное Слово» № 40 (272), а также на официальном сайте администрации города Дивногорска - divnogorsk-adm.ru. В соответствии с пунктом 3 указанного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации г. Дивногорска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Дивногорск, являющиеся приложением к Правилам землепользования и застройки, были дополнительно опубликованы 26 сентября 2014 года в газете «Огни Енисея» № 40.
Общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» (далее – ООО «ГАРАНТ») обратилось с административным иском о признании не действующим Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номерами 24:46:№:330 двух территориальных зон – зоны «Административно-деловая» (ОД-1) и зоны «Рекреационная городская» (Р-1).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330, расположенного по адресу: г. Дивногорск, <адрес>. Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении указанного земельного участка установлено две территориальные зоны: зона «Административно-деловая» (ОД-1) и зона «Рекреационная городская» (Р-1).
Считает, что территориальное зонирование земельного участка противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не отвечает требованиям принадлежности указанного земельного участка только к одной территориальной зоне, а установление двух территориальных зон, предусматривающие различные виды разрешенного использования создает правовую неопределенность его режима и препятствует административному истцу использовать земельный участок по назначению – для эксплуатации расположенного на нем нежилого здания.
Представитель административного истца ООО «ГАРАНТ» Черткова Е.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В письменных пояснениях председатель Дивногорского городского Совета депутатов Мурашов Ю.И., действующий на основании Устава, заявил о признании административного иска по тем основаниям, что принадлежность земельного участка к двум территориальным зонам возникла в связи с тем, что не были учтены границы существующего земельного участка, сформированного до принятия Правил землепользования и застройки. До конца 2021 года планируется утверждение нового Генерального плана и Правил землепользования и застройки, в которых предполагается устранить имеющиеся нарушения градостроительного законодательства. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Дивногорского городского Совета депутатов.
Глава города Дивногорска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Дивногорского городского Совета депутатов, Главы города Дивногорска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного процесса не возражали.
Прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процессах прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Красноярского края от 28 января 2005 года № 13-2928 «Об установлении границ муниципального образования город Дивногорск и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город Дивногорск наделен статусом городского округа.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Как следует из материалов дела, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Дивногорск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано Главой города Дивногорска, официально опубликовано для всеобщего сведения и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Кроме того, вступившими в законную силу решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 28 мая 2015 года, решениями Красноярского краевого суда от 12 февраля 2019 года (№ 3а-62/2019), от 30 июля 2019 года (№ 3а-480/2019), от 2 августа 2019 года (№ 3А-407/2019), от 11 февраля 2021 года (№ 3а-246/2021) проверена и признана законной процедура принятия и опубликования Решения 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС.
Судом установлено, что ООО «ГАРАНТ» является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330, площадью 4211 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для эксплуатации административного здания Дивногорского отделения № 7864 СБ РФ, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Дивногорск, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 1 декабря 2020 года.
Право собственности административного истца в отношении земельного участка зарегистрировано 23 марта 2018 года.
Из вышеуказанной выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также межевого плана следует, что названный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с определением его границ 12 августа 2016 года.
ООО «ГАРАНТ» также является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:46:№:13059, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:46:№:330, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 1 декабря 2020 года и 18 февраля 2018 года.
Межевым планом и другими материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 24:46:№:330 (4211 кв.м) был образован в результате разделения на два земельных участка земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:2 площадью 4709 кв.м, который ранее состоял на государственном кадастровом учете с 19 мая 2006 года.
Согласно сведениям из ГИСОГД муниципального образования город Дивногорск от 22 марта 2021 года, Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 установлены следующие территориальные зоны: зона «Административно-деловая» (ОД-1) и зона «Рекреационная городская» (Р-1).
При этом из материалов делу следует, что такое же территориальное зонирование было установлено в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:2 до его разделения, который на момент принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки состоял на кадастровом учете. После выделения из земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:2 земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 территориальное зонирование последнего не изменилось.
Градостроительный регламент территориальной зоны «Административно-деловая» (ОД-1) определен в статье 48 Правил землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 93 указанных Правил территориальная зона «Рекреационная городская» (Р-1) представляет собой земельные участки озелененных городских территорий общего пользования с соответствующими объектами для кратковременного отдыха: парками, скверами, выполняющими активные рекреационные функции, с допустимой рекреационной нагрузкой до 50 чел/га с площадью свободных территорий для озеленения не менее 70%.
Представленные в данной статье градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны Р-1 только в случае, когда части территорий общего пользования - парков, скверов переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
В иных случаях - применительно к частям территории в пределах данной зоны Р-1, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами Города в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
В письменных пояснениях председателя Дивногорского городского Совета депутатов указано на то, что принадлежность земельного участка к двум территориальным зонам возникла в связи с тем, что не были учтены границы существующего земельного участка, сформированного до принятия Правил землепользования и застройки. До конца 2021 года планируется утверждение нового Генерального плана и Правил землепользования и застройки, в которых предполагается устранить имеющиеся нарушения градостроительного законодательства.
Из материалов дела усматривается, что проходящая по земельному участку с кадастровым номером 24:46:№:330 линия территориальной зоны «Рекреационная городская» (Р-1), не является фактическим отображением границы территории общего пользования.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено, что территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 установлено ошибочно без учета фактического землепользования и фактических границ территорий общего пользования, Правила землепользования и застройки в части установления двух территориальных зон - «Административно-деловая» (ОД-1) и «Рекреационная городская» (Р-1) в границах земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 противоречит предписаниям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В результате установления оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 двух территориальных зон, был определен правовой режим использования этого земельного участка, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на использование земельного участка, в связи с чем, нарушаются права административного истца, как собственника вышеуказанного земельного участка. Кроме того, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, что также ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему земельного участка.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает признать не действующим со дня вступления в законную силу судебного решения Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 к двум территориальным зонам, а также обязать Дивногорский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» – удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Дивногорского городского Совета депутатов Красноярского края от 29 ноября 2012 года № 28-176-ГС «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Дивногорска» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 24:46:№:330 двух территориальных зон.
Обязать Дивногорский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 07 июня 2021 года.