24RS0056-01-2023-004505-06
2-599/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 г. г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Балюта И.Г.,
при ведении протокола секретарем ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности,
установил:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности, просил обязать ОАО «Российские железные дороги» учесть железнодорожные переезды, образованные при пересечении железнодорожных путей необщего пользования железнодорожных станций Курагино, Большая Ирба, Канзыба Красноярской железной дороги в одном уровне с автомобильными дорогами на 18-м пути 7 км (рядом с Щебзаводом), на 27-м пути 10 км (рядом с Гостиничным двором, ООО ОПХ «Курагинское») <адрес>, на 13 км ПК 1 пути 1 перегона Ирба - Большая Ирба, 12-м км <адрес> и определить их категории в соответствии с пунктом 13 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №;
обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» привести железнодорожные переезды, образованные при пересечении железнодорожных путей необщего пользования железнодорожных станций Курагино, Большая Ирба, Канзыба Красноярской железной дороги в одном уровне с автомобильными дорогами на 18-м пути 7 км (рядом с Щебзаводом), на 27-м пути 10 км (рядом с Гостиничным двором, ООО ОПХ «Курагинское») <адрес>, на 13 км ПК 1 пути 1 перегона Ирба-Болыиая Ирба, 12-м км <адрес>, в соответствие с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В последующем прокурор требования уточнил, просит обязать ОАО «РЖД» составить карточки на железнодорожные переезды, образованные при пересечении железнодорожных путей необщего пользования железнодорожных станций Курагино, Большая Ирба, Канзыба Красноярской железной дороги в одном уровне с автомобильными дорогами на 18-м пути 7 км (рядом с Щебзаводом), на 27-м пути 10 км (рядом с гостиничным двором, ООО ОПХ «Курагинское») <адрес> и определить их категории;
обязать ОАО «РЖД» обустроить железнодорожные переезды, образованные при пересечении железнодорожных путей необщего пользования железнодорожной станции Курагино Красноярской железной дороги в одном уровне с автомобильными дорогами на 18-м пути 7 км (рядом с Щебзаводом), на 27-м пути 10 км рядом с гостиничным двором, ООО ОПХ «Курагинское»:
-на расстоянии не менее 10 м. от ближайшего рельса по пути следования автомобильного транспорта выполнить твердое покрытие;
- на подходах по пути следования железнодорожного транспорта установить постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка;
- по пути следования автомобильного транспорта на подходах выполнить разметку 1.12 «Стоп-линия» в одном створе со знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
- установить направляющие (сигнальные) столбики.
В обоснование иска указал, что в результате надзорной деятельности было установлено, что на балансе Кошурниковской дистанции пути находятся железнодорожного пути необщего пользования железнодорожных станций Курагино, Большая Ирба, Канзыба Красноярской железной дороги, пересекаемые в одном уровне с автомобильными дорогами как общего, так и не общего пользования. Тем самым, как указывает в иске прокурор, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта балансовой принадлежности дистанции образованы железнодорожные переезды. Однако указанные переезды не отвечают требованиям безопасности дорожного движения: по пути следования автомобильного транспорта отсутствует твердое покрытие на расстоянии не менее 10 м. от ближайшего рельса; на подходах по пути следования железнодорожного транспорта не установлены постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка; по пути следования автомобильного транспорта на подходах отсутствует разметка 1.12 «Стоп-линия» в одном створе со знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено». Ни на одном из перечисленных пересечений железной дороги с автомобильными дорогами в <адрес> в Кошурниковской дистанции пути не составлена карточка переезда.
В связи с изложенным Абаканский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ОАО «РЖД».
Истец помощник транспортного прокурора Красноярской транспортной прокуратуры ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО4 против удовлетворения требований возражал, суду пояснил, что заявленные в иске пересечения путей являются стихийными, железнодорожными переездами не являются, в связи с чем у общества отсутствуют основания для составления карточки переездов и выполнение требований к ним. В настоящее время ведется работа по блокировке стихийных проездов в целях предотвращения аварий, травматизации и причинения ущерба.
Представители третьих лиц в судебное заседание представителей не направили, были уведомлены надлежащим образом.
Представитель ГУ МВД России по <адрес> ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления и об удовлетворении требований прокурора.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из свидетельств о праве собственности и технических паспортов ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности принадлежит железнодорожный путь необщего пользования №, протяженностью 4516 м., расположенный в <адрес> рп. Курагино, от с.п. 909 до нежилого здания гаража, с.п. 920; железнодорожный путь необщего пользования №, протяженностью 7840 м., расположенный в <адрес> рп. Курагино, от с.п. 900 до упора; Комплекс Главный путь Кошурниковской дистанции пути, общей застроенной площади 5581,10 кв.м., общей протяженностью 197,9 км., расположенный в <адрес>, Манский, <адрес>ы С 483 км пикет «0» по 640 км пикет «10» направление железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет; железнодорожный путь общего пользования, протяженностью 4165 м., расположенный в <адрес> Краснокаменск, <адрес>, от с.п. 2 до с.п 3, с.п.9. упора.
ДД.ММ.ГГГГ Абаканским транспортным прокурором в адрес начальника Кошурниковской дистанции пути вынесено представление, в том числе, об устранении указанных в исковом заявлении нарушений.
ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ прокурору направлен ответ о том, что пересечения пути к железнодорожным переездам Кошурниковской дистанции пути не относятся и на балансе не числятся. В администрацию <адрес> направлено письмо об определении собственника данных пересечений и устранения выявленных замечаний, в случае невыполнения данные пересечения будут ликвидированы Кошурниковуской дистанцией пути как несанкционированные переезды.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте (часть 2).
Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта (часть 3).
Пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утв. Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46 (далее - Порядок), инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) органы местного самоуправления; 4) владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 5) владельцы железнодорожных путей необщего пользования; 6) владельцы автомобильных дорог; 7) иные заинтересованные организации.
Согласно пункту 3 Порядка открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования.
Указанные в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии (закрытии) железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования.
К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды.
Если инициаторами открытия или закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования.
При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
Пунктом 6 Порядка установлено, что решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка.
Как следует из пункта 7 Приказа, решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования доводится до сведения заявителя и всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка.
Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об открытии железнодорожного переезда формирует карточку, содержащую сведения о железнодорожном переезде согласно приложению N 2 к Условиям эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденным приказом Минтранса России от 31.07.2015 N 237 (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2015, регистрационный N 38792).
Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования представляют в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об открытии железнодорожного переезда карточку для включения сведений о железнодорожном переезде, содержащихся в карточке, в информационный ресурс Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Таким образом, Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденных Приказом Минтранса России от 26.03.2009 N 46, предусмотрено, что решение об открытии железнодорожного переезда может быть принято при установлении технической возможности с соблюдением установленного порядка принятия решения, предусматривающего наличие технико-экономического обоснования, необходимость получения положительных заключений ряда органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, при этом инициатором открытия железнодорожного переезда может являться не только исключительно владелец железнодорожных путей, но и иные заинтересованные лица, названные в пункте 2 Порядка.
Таким образом, суд исходит из того, что согласно установленным нормативным требованиям процедура открытия железнодорожного переезда содержит ряд этапов и ограничений, требования прокурора предъявлены без учета существующего Порядка открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами, затрагивают деятельность иных государственных органов и органов местного самоуправления, подменяя их, поскольку наличие пересечения железнодорожными путями автомобильной дороги не влечет его автоматическое признание железнодорожным переездом, а требует соблюдения определенного порядка, учет экономической целесообразности, проведение экспертиз, выполнение соответствующих нормативно закреплённых этапов.
При таких обстоятельствах требования прокурора заявлены не обоснованно, а ходатайство о назначении экспертизы - нецелесообразно, поскольку даже при положительном заключении и возможности оборудования переезда в указанных прокурором местах, процедура открытия железнодорожного переезда должна быть соблюдена.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Абаканского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2024.