к делу № 2-4814/2023
УИД 61RS0023-01-2023-002092-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сотниковой Е.В., при секретаре Луганцевой О.С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ольховской И.В. к Администрации г.Шахты, третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Ольховская И.В. обратилась в Шахтинский городской суд с иском к Администрации г.Шахты, третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры № по <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ. В 2018 году многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации г.Шахты от ДД.ММ.ГГГГ № и включен в муниципальную программу <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан». Жилой дом находится в непригодном для проживания состоянии, процент износа всех элементов конструкции дома составляет более 72%. Проживание в данном доме и в её квартире опасно для жизни, что подтверждается заключением ООО «Бюро деловых услуг». Согласно ответу Администрации г.Шахты переселение граждан из указанного дома будет происходить только после переселения граждан из аварийного жилого фонда, признанного аварийным в период до ДД.ММ.ГГГГ, по мере подхода очередности.
На основании изложенного, просила суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с ней, Ольховской И.В., соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выплатой денежной компенсации за изымаемое жилое помещение в размере 2 500 000 руб.
Истец - Ольховская И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась судом надлежащим образом, предоставила ходатайство, в котором просила дело рассмотреть без её участия.
Представитель истца – Галота Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась судом надлежащим образом, предоставила суду в порядке ст. 39 ГПК РФ с учетом проведенной по делу судебной экспертизы уточненное исковое заявление, в котором просила суд: обязать Администрацию г.Шахты заключить с ней, Ольховской И.В., соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выплатой денежной компенсации за изымаемое жилое помещение в размере 3 202 174 руб.
Представитель ответчика - Администрации г. Шахты Карелина Ю.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы не поддержала.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно п. 2 данного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе. В случае если собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из разъяснений, данных в п. 22 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
Частью 7 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Как указано в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Судом установлено, что Ольховская И.В. является собственником квартиры, общей площадью 44,7 расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации г.Шахты № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный жилой дом № по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении от ДД.ММ.ГГГГ. №, протокола заседания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решения о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах от ДД.ММ.ГГГГ. №, Акта МВК № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2.2 указанного постановления Администрации г. Шахты, многоквартирный жилой дом № по <адрес> в <адрес> включен в муниципальную программу <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отельным категориям граждан» утвержденную постановлением Администрации г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Задачами указанной муниципальной программы являются, в том числе обеспечение расселения граждан из многоквартирного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Срок реализации муниципальной программы – 2015-2020 годы.
Администрация г.Шахты предъявила к собственникам многоквартирного жилого дома № по <адрес> в <адрес> требование о сносе дома за счет собственных средств до ДД.ММ.ГГГГ, уведомив собственников об осуществлении предъявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.2.2.2 указанного постановления, после истечения установленного срока для сноса домов, в случае, если собственники не осуществят снос собственными силами, подготовить муниципальный правовой акт об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, указанных в приложении к постановлению жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Однако снос многоквартирного жилого дома № по <адрес> в <адрес> в установленный срок не осуществлен, срок для выполнения указанного требования истек, ответчиком обязательства, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, по определению выкупной цены и заключению с истцом соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья, не исполнены, в связи с чем, жилищные права последнего нарушены, поскольку имеется опасность для жизни и здоровья истца.
Поскольку в ходе судебного разбирательства сторонами оспаривалась выкупная цена за изымаемое жилое помещение, в целях устранения разногласий, по вопросам рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости, а также размера убытков, обусловленных его изъятием, судом по настоящему гражданскому делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Южный Центр Экспертизы «Верум».
Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключении ООО «Южный Центр Экспертизы «Верум» № от ДД.ММ.ГГГГ, выкупная цена изымаемого жилого помещения – квартиры №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу составляет 3 202 174 руб., величина всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения, связанных с его изъятием, составляет 243 348 руб., величина компенсации за не произведенный капитальный ремонт на дату изъятия жилого помещения составляет 608 009 руб.
Оценивая заключение эксперта ООО «Южный Центр Экспертизы «Верум» № от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами, оно достоверно, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и вследствие изложенного, содержит доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания.
Данное заключение эксперта сомнений у суда не вызывает, оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», поскольку экспертиза проведена уполномоченной организацией на основании определения суда, с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных вопросов.
Доказательств, указывающих на некомпетентность экспертов, недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, материалы дела не содержат.
Заключение эксперта составлено в письменной форме, содержит подробные описания проведенных исследований, его результаты с указанием примененных методов, ссылки на использованные нормативные правовые акты и литературу. В заключении приведены выводы эксперта обо всех обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, приведены расчетные формулы, по которым экспертом производился расчет, неоднозначного толкования указанное заключение не допускает, является достоверным и допустимым доказательством.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что предварительная процедура, состоящая из направления органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование в установленный срок о его сносе или реконструкции, соблюдена. Задержка в реализации процедуры вызвана обстоятельствами, за которые собственники жилого помещения, нести ответственность не должны.
В соответствии с подп. «л» п. 20 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Изъятие жилого помещения у собственников путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за истцом и возникновения права на помещение у иного лица.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу ч. ч. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что собственники аварийной квартиры выбрал способ обеспечения жилищных прав – выкуп аварийного жилого помещения.
Согласно выводам, проведенной по делу судебной экспертизы, выкупная цена изымаемого жилого помещения – квартиры №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу с учетом всех убытков и компенсации за не произведенный капитальный ремонт на дату изъятия жилого помещения составляет 4 053 531 руб.
Однако истец, с учетом уточненных исковых требований, просила суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с ней соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выплатой денежной компенсации за изымаемое жилое помещение в размере 3 202 174 руб.
Поскольку суд не вправе выйти за пределы исковых требований, то требования истца Ольховской И.В. об изъятии жилого помещения с выплатой денежной компенсации за изымаемое жилое помещение в размере 3 202 174 руб. подлежат удовлетворению в указанном размере.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░: ░░░░░ 6009 №) - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░ №, ░░░░ №, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░: ░░░░░ 6009 №) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 202 174 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.