Дело № 12-1076/12
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 ноября 2012 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Н.Е. Колосова,
С участием представителя И.И. Попова,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ... Общества с ограниченной ответственностью «...» Бутрим Г.А., на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. от 10.05.2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. от 10.05.2012г. по делу об административном правонарушении Г.А. Бутрим, являющийся должностным лицом Общества с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...»), признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Также указанным постановлением Г.А. Бутрим освобожден от административной ответственности, ему вынесено устное замечание.
Г.А. Бутрим обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указав на допущенные нарушения в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 03.05.2015г. Г.А. Бутрим, являющийся должностным лицом ООО «...» (...), 27.04.2012г. в 10 часов 00 мин. по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ... в помещениях ООО «...» нарушил следующие требования пожарной безопасности:
- не оборудовал помещения звуковой системой оповещения людей при пожаре, что является нарушением требований п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, табл. 2 п. 15 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее – НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003г. № 323;
- не оборудовал выход в лестничную клетку дверью 2-го типа (2-й этаж), что является нарушением требований п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее – СНиП 21-01-97*), принятых и введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. № 18-7.
В силу ст. ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом согласно примечанию к указанной норме следует также понимать руководителей и других работников организаций, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
На основании приказа Г.А. Бутрим является ... ООО «...». Кроме того, согласно сведениям, имеющимся в ЕГРЮЛ, Г.А. Бутрим является единственным участником ООО «...».
Таким образом, Г.А. Бутрим является должностным лицом ООО «...».
Нежилые помещения (литер А), в том числе помещения 1-го этажа площадью 350,8 кв.м по плану БТИ №№ 1-18, 18а, 19-28, 28а, лестничная клетка № 1, помещения 2-го этажа площадью 180,6 кв.м по плану БТИ №№ 1-12, лестничная клетка № 1, назначение: нежилые помещения, общей площадью 531,4 кв.м, этаж 1, 2, расположенные по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... ..., принадлежат на праве собственности ООО «...».
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд соглашается с доводами жалобы Г.А. Бутрим о необоснованности постановления в части отсутствия в составе СОУЭ звукового оповещения по следующим основаниям. Согласно представленным Г.А. Бутрим при рассмотрении дела заместителем главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору фотографиям, СОУЭ в помещениях по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ... имеет звуковое оповещение. Должностным лицом, рассмотревшим дело, не дана оценка указанному доводу, доказательств отсутствия звукового оповещения суду не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из постановления от 27 апреля от 10 мая 2012 года, вынесенного на основании акта проверки от 27 апреля 2012 года и протокола об административном правонарушении от 03 мая 2012 года, все выявленные в здании 1948 года постройки нарушении связаны с несоблюдением требований СНиП 21 – 01-97, введенных в действие с 1 января 1998 года.
Пунктом 1.7 СНИП 21-01-97 предусмотрено, что необходимость приведения существующих зданий в соответствии с настоящими нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 (утратил силу с 1 октября 2003 года), в соответствии с которым на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разработанные документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация этих зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей; в таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий сооружений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Кроме того, статья 7 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184 – ФЗ предусматривает, что минимально необходимые требования, обеспечивающие, в числе прочего, пожарную безопасность, устанавливают технические регламенты.
В соответствии с п.4 статьи 4 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 10 июля 2012 года №117-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара; в таких случаях собственник объекта или лицо или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружения и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьей 151 указанного Федерального закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 69 статьи 3 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года 3384-ФЗ минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно – технического обеспечения и системам инженерно – технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности, устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Статьей 42 указанного Федерального закона предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р в соответствии с частью 3 статьи 42 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Данный перечень содержит иные СНиПы, подлежащие применению при решении вопроса о соответствии зданий и сооружений, в том числе требованиям пожарной безопасности, чем указано в протоколе об административном правонарушении; СНиП 21-01-97 в утвержденном распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года №1074-р перечне национальных стандартов и сводов правил не приведен.
Также следует отметить, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Федерального закона № 69-ФЗ).
На основании Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Исходя из анализа приведенных выше норм, суд приходит к выводу о том, что, разрешая вопрос о привлечении к ответственности ... ООО «...» А.Г. Бутрим за нарушение требований пожарной безопасности административный орган должен был указать, какие нормы Федерального закона № 123-ФЗ были нарушены заявителем, поскольку фактическая эксплуатация здания, запроектированного и построенного в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, может быть расценена как административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, лишь в том случае, когда дальнейшая эксплуатация указанного здания приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
В данном случае административным органом не представлено доказательств того, что спорное здание запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, но его дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Административным органом не опровергнуты доводы заявителя о соответствии величины пожарного риска нормативной. Доказательства того, что на момент проверки эти условия не соблюдались, материалы административного дела также не содержат.
На основании изложенного, суд считает, что в действиях А.Г. Бутрим отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина должностного лица не доказана, оснований для привлечения к ответственности не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. от 10 мая 2012 года подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Бутрим Г.А. удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору В.Н. от 10.05.2012 года о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.4 КоАП РФ в отношении Бутрим Г.А. – прекратить, на основании ст. 24.5 ч.1 КоАП РФ в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быт обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней с момента вручения.
Судья - Н.Е. Колосова