дело № 2а-308/2018 | ||
22 января 2018 года |
г. Евпатория |
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Евпаторийский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Республики Крым РІ составе председательствующего – СЃСѓРґСЊРё Каменьковой Р.Рђ. РїСЂРё секретаре Цихончук Р.Рђ., СЃ участием представителя административного истца – Дегтярёвой Людмилы Федоровны – Гульченко Сергея Григорьевича, заинтересованного лица – Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅРѕР№ Виктории Владиславовны, рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Дегтяревой Людмилы Федоровны Рє судебному приставу Отдела судебных приставов РїРѕ Рі.Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республики Крым Терешонок Дмитрию Вадимовичу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов РїРѕ Рі.Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё Лепешкиной Татьяне Витальевне, Рё.Рѕ. начальника Отдела судебных приставов РїРѕ Рі.Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РњРѕСЂРѕР· Валентине Николаевне, Отделу судебных приставов РїРѕ Рі. Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республики Крым, заинтересованные лица – Акционерное общество «Севастопольский РјРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» Рё Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Виктория Владиславовна, РѕР± оспаривании действий Рё бездействия судебного пристава исполнителя Терешонок Дмитрия Вадимовича,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
В июне 2017 года Дегтярёва Л.Ф. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России по Республики Крым Терешонок Д.В., начальнику Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России по Республике Крым Крупичко Е.В., Отделу судебных приставов по г.Евпатории УФССП России по Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Крым об оспаривании действий и бездействия судебного пристава исполнителя Терешонок Д.В.
Административный РёСЃРє мотивирован тем, что РІ производстве судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Р Рљ находится: исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении административного истца, возбужденного РЅР° основании исполнительного листа РѕР± обращении взыскания РЅР° предмет ипотеки – жилой РґРѕРј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес> исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении административного истца Рѕ взыскании РІ пользу РђРћ «Севастопольский РјРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» задолженности РІ размере 7133,19СЂСѓР±.; исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении административного истца Рѕ взыскании РІ пользу РћРћРћ «Центр судебных экспертиз РёРј. Р¤РРћ12В» расходов РїРѕ проведению судебной экспертизы РІ размере 4300,00 СЂСѓР±.
Поскольку административный истец РЅРµ является заёмщиком, Рё следовательно РЅРµ является должником РїРѕ кредитным обязательствам перед РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк», согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° ипотеки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ является имущественным поручителем РїРѕ кредитным обязательствам третьего лица перед РћРђРћ «Банк РњРѕСЂСЃРєРѕР№В», то ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° РёРјСЏ судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории ТерешонкаД.Р’. административным истцом подано ходатайство Рѕ внесении РІ постановления Рѕ возбуждении исполнительных производств изменений, связанных СЃ необходимостью правильного указания предмета исполнения, так как указанные судебным приставом-исполнителем РІ качестве исполнения: «задолженность РїРѕ кредитным обязательствам РІ пользу РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 1 064 769,72 рублей», «задолженность РІ пользу «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 7 133,19 рублей», Р° также «расходы судебной экспертизе РІ размере 4300 рублей РІ пользу РћРћРћ Центр судебных эксперт РёРј. Р¤РРћ12В» без указания номера СЃРІРѕРґРЅРѕРіРѕ исполнительного производства даёт неправомерную возможность судебному приставу-исполнителю обратить взыскание РЅР° РґСЂСѓРіРѕРµ её имущество, отличное РѕС‚ предмета ипотеки, Р° также принадлежащие ей денежные средства, Р° именно пенсионные выплаты, поскольку содержащиеся РІ обжалуемых постановлениях Рѕ возбуждении исполнительных производств требования Рѕ перечислении взыскиваемых СЃСѓРјРј РЅР° указанный расчётный счёт РїРѕ исполнительным производствам, касающимся взыскания кредитной задолженности Р·Р° счёт продажи предмета ипотеки СЃ публичных торгов Рё взыскания судебных расходов, является незаконным Рё РЅРµ может стать основанием для обращения взыскания РЅР° денежные средства административного истца или какое-либо РґСЂСѓРіРѕРµ имущество, РєСЂРѕРјРµ предмета ипотеки, так как административный истец является пенсионером, инвалидом, имеющим СЂСЏРґ заболеваний, лечение которых требует больших затрат, поэтому считает оставление указанных РІ постановлениях Рѕ возбуждении исполнительных производств сведений нанесет ей значительный ущерб.
Кроме того в постановлениях о возбуждении исполнительного производства административному истцу установлен срок добровольного исполнения – 5 дней, считает установление указанного срока незаконным, так как реализация предмета ипотеки должна производиться торгующей организацией, назначенной судебным приставом-исполнителем, в связи с чем исполнение не является её обязанностью и не находится в её компетенции, следовательно, за неисполнение указанных требований судебного пристава-исполнителя она не может подвергаться каким-либо санкциям, включая взыскание исполнительского сбора.
ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ почте административным истцом получена РєРѕРїРёСЏ постановления судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории Терешонка Р”.Р’. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ внесении изменений РІ ранее вынесенное постановление РїРѕ исполнительному производству в„–\в„–, согласно которого РІ постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства были внесены изменения Рё текст внесён согласно исполнительного документа, однако РІ СЃСѓРјРјРµ взыскания была опять сделана ошибка Рё вместо СЃСѓРјРјС‹ 1 064 769, 72 рублей, была указана – 1 064 796, 72 рублей. РџРѕРјРёРјРѕ этого, РІ постановлении Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– осталось указание РЅР° предоставление ей пятидневного СЃСЂРѕРєР° РЅР° добровольное исполнение требований, содержащихся РІ исполнительном документе СЃ перечислением денежных средств РЅР° указанный судебным приставом-исполнителем расчётный счёт, что является незаконным Рё противоречит самому исполнительному документу, поскольку РѕРЅР° РЅРµ является должником РїРѕ денежному обязательству, РЅРµ имеет полномочий РїРѕ реализации предмета ипотеки Рё, следовательно, РЅРµ имеет возможности Рё РЅРµ должна перечислять какие-либо денежные средства РЅР° расчётный счёт РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории. РљСЂРѕРјРµ этого, судебный пристав-исполнитель никак РЅРµ отреагировал РЅР° ходатайство Рѕ внесении изменений РІ РґРІР° РґСЂСѓРіРёС… исполнительных производства – в„–-в„– Рё в„–-РРџ, что свидетельствует Рѕ нарушении её прав Рё законных интересов, Р° также Рѕ незаконности действий Рё бездействия судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории ТерешонкаД.Р’. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным внесение РІ постановление судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории ТерешонкаД.Р’. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ внесении изменений РІ ранее вынесенное постановление РїРѕ исполнительному производству в„–- в„–, СЃСѓРјРјС‹ взыскания РІ размере 1064796,72 рублей вместо 1064769,72 рублей, обязав внести исправления; признать незаконным РЅРµ рассмотрение РїРѕ существу заявленного ходатайства Рѕ внесении изменений РІ постановление судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ РїРѕ Рі. Евпатории Терешонка Р”.Р’. Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– СЃ указанием РІ качестве предмета исполнения вместо «задолженности РІ размере 7133,19 рублей» «взыскание СЃ Дегтярёвой Людмилы Фёдоровны РІ пользу РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» государственной пошлины, уплаченной РїСЂРё подаче РёСЃРєР° РІ СЃСѓРґ РІ размере 7133,19 рублей», обязав внести исправления; признать незаконным Рё необоснованным внесение РІ постановления Рѕ возбуждении исполнительных производств: в„–, в„–-в„– Рё в„–-в„– требования РѕР± исполнении требований, содержащихся РІ исполнительном документе РІ пятидневный СЃСЂРѕРє СЃ перечислением денежных средств РЅР° указанный судебным приставом-исполнителем расчётный счёт, обязав устранить допущенные нарушения; приостановить исполнительное производство РґРѕ вступления решения РїРѕ настоящему административному РёСЃРєСѓ РІ законную силу; обязать ответчика воздержаться РѕС‚ действий, связанных СЃ проведением исполнительных действий РґРѕ вступления решения РїРѕ настоящему административному РёСЃРєСѓ РІ законную силу.
Административный истец – Дегтярёва Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений о рассмотрении дела в её отсутствие до судебного заседания не поступало.
Представитель административного истца – Дегтярёвой Л.Ф. – Гульченко С.Г., в судебном заседании требования административного иска поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России Лепешкина Татьяна Витальевна в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений о рассмотрении дела в её отсутствие до судебного заседания не поступало.
Представитель административных ответчиков – и.о. начальника Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России Мороз В.Н., Отдела судебных приставов по г.Евпатории УФССП России по Республики Крым, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Крым – Макаренко Д.С. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, до судебного заседания от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с невозможностью присутствовать в судебном заседании.
Представитель заинтересованного лица – Акционерного общества «Севастопольский морской банк» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие до судебного заседания не поступало.
Заинтересованное лицо – Воронина В.В. в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления, просила удовлетворить по основаниям указанным в административном иске, кроме того пояснила, что по исполнительному производству постоянно меняются судебные приставы-исполнители и каждый раз новый пристав ввиду наличия в постановлении о возбуждении исполнительного производства сведений о том, что Дегтярёва Л.Ф. является должником, накладывает взыскание на пенсию административного истца, что является незаконным, что подтверждается решениями Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых установлено, что административный истец является поручителем по договору кредита и в рамках исполнительного производства взыскание может быть наложено на предмет ипотеки но никак на пенсию Дегтярёвой Л.Ф.
Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав объяснения лиц, явившихся с судебное заседание, исследовав материалы административного дела, проверив основания административного иска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 360 КАС РФ постановлениесудебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22настоящего Кодекса.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІРѕ исполнение решения Евпаторийского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Крым РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ гражданскому делу в„– РїРѕ РёСЃРєСѓ Акционерного общества «Севастопольский РјРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» Рє Дегтярёвой Р›.Р¤. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ путем обращения взыскания РЅР° предмет ипотеки, выданы исполнительные листы: 1) РѕР± обращении взыскания РІ счет погашения задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„–-РљР¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 1064769,72 СЂСѓР±., РЅР° предмет ипотеки – жилой РґРѕРј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, <адрес> принадлежащей РЅР° праве собственности ответчику Дегтяревой Р›.Р¤.; 2) Рѕ взыскании СЃ Дегтярёвой Р›.Р¤. РІ пользу РћРћРћ «Центр судебных экспертиз РёРј. Р¤РРћ12В» стоимости проведенной экспертизы РІ размере 4300 СЂСѓР±.; 3) Рѕ взыскании СЃ Дегтярёвой Р›.Р¤. РІ пользу Акционерного общества «Севастопольский РјРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» государственной пошлины, уплаченной РїСЂРё подаче РёСЃРєР° РІ СЃСѓРґ РІ размере 7133,19 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 228 – 231, 239 –242, 246 – 249). ДД.РњРњ.ГГГГ Рё ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ указанным исполнительным листам возбуждены исполнительные производства (Р».Рґ. 232, 243, 250). ДД.РњРњ.ГГГГ РІ адрес Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Евпатории УФССП Р РѕСЃСЃРёРё поступило РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ Дегтярёвой Р›.Р¤. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ том, что истец РЅРµ является заёмщиком, Рё следовательно РЅРµ является должником РїРѕ кредитным обязательствам перед РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк», согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° ипотеки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ является имущественным поручителем РїРѕ кредитным обязательствам третьего лица перед РћРђРћ «Банк РњРѕСЂСЃРєРѕР№В», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем истец ходатайствует Рѕ внесении РІ постановления Рѕ возбуждении исполнительных производств изменений, связанных СЃ необходимостью правильного указания предмета исполнения, так как указанные судебным приставом-исполнителем РІ качестве исполнения: «задолженность РїРѕ кредитным обязательствам РІ пользу РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 1 064 769,72 рублей», «задолженность РІ пользу «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 7 133,19 рублей», Р° также «расходы судебной экспертизе РІ размере 4300 рублей РІ пользу РћРћРћ Центр судебных эксперт РёРј. Р¤РРћ12В» без указания номера СЃРІРѕРґРЅРѕРіРѕ исполнительного производства даёт неправомерную возможность судебному приставу-исполнителю обратить взыскание РЅР° РґСЂСѓРіРѕРµ её имущество, отличное РѕС‚ предмета ипотеки, Р° также принадлежащие ей денежные средства, Р° именно пенсионные выплаты, поскольку содержащиеся РІ обжалуемых постановлениях Рѕ возбуждении исполнительных производств требования Рѕ перечислении взыскиваемых СЃСѓРјРј РЅР° указанный расчётный счёт РїРѕ исполнительным производствам, касающимся взыскания кредитной задолженности Р·Р° счёт продажи предмета ипотеки СЃ публичных торгов Рё взыскания судебных расходов, является незаконным Рё РЅРµ может стать основанием для обращения взыскания РЅР° денежные средства административного истца или какое-либо РґСЂСѓРіРѕРµ имущество, РєСЂРѕРјРµ предмета ипотеки, так как административный истец является пенсионером, инвалидом, имеющим СЂСЏРґ заболеваний, лечение которых требует больших затрат, поэтому считает оставление указанных РІ постановлениях Рѕ возбуждении исполнительных производств сведений нанесет ей значительный ущерб (Р».Рґ. 235). ДД.РњРњ.ГГГГ постановлением Рѕ внесении изменений РІ ранее вынесенное постановление, судебным приставом-исполнителем РІ постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, внесены следующие исправления: внести изменения согласно исполнительного листа именно РІ счет погашения задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„–-РєС„ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃСѓРјРјРµ 1064796,72 СЂСѓР±., обратить взыскание РЅР° предмет ипотеки – жилой <адрес>-<адрес> <адрес> Республики Крым, принадлежащий РЅР° праве собственности ответчику ДегтярёвойЛ.Р¤., путем продажи СЃ публичных торгов РїРѕ начальной цене РІ размере 3750853,60 СЂСѓР±. (Р».Рґ. 3).
Согласно ст. 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
РР· представленных документов установлено, что административный истец постановление РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ получила ДД.РњРњ.ГГГГ, С‚.Рµ. СЃСЂРѕРє окончания обжалования истекает ДД.РњРњ.ГГГГ. Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление поступило РІ Евпаторийский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Республики Крым ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть РІ пределах СЃСЂРѕРєР° обжалования указанного постановления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12, ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
РР· смысла приведенных РЅРѕСЂРј права следует, что СЃСѓРґ отказывает РІ удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено РІ соответствии СЃ законом РІ пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями Рё права либо СЃРІРѕР±РѕРґС‹ гражданина РЅРµ были нарушены.
РР· направленного судебному приставу-исполнителю административным истцом РїРёСЃСЊРјР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что РїСЂРё получении ДД.РњРњ.ГГГГ постановлений Рѕ возбуждении исполнительных производств административный истец РЅРµ согласилась СЃ РёС… формулировкой, Рѕ чем подала судебному приставу-исполнителю РїРёСЃСЊРјРѕ РѕР± исправлении РѕРїРёСЃРѕРє Рё внесении РІ постановления Рѕ возбуждении исполнительных производств изменений, связанных СЃ необходимостью правильного указания предмета исполнения, так как указанные судебным приставом-исполнителем РІ качестве исполнения: «задолженность РїРѕ кредитным обязательствам РІ пользу РђРћ «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 1 064 769,72 рублей», «задолженность РІ пользу «Севастопольский РњРѕСЂСЃРєРѕР№ банк» РІ размере 7 133,19рублей», Р° также «расходы судебной экспертизе РІ размере 4300 рублей РІ пользу РћРћРћ Центр судебных эксперт РёРј. Р¤РРћ12В» административный истец посчитала нарушением требований закона, так как РѕРЅР° РЅРµ является должником РїРѕ делу, Р° является имущественным поручителем. РџСЂРё этом административный истец просила учесть изложенные ею РІ РїРёСЃСЊРјРµ сведения, Р° также просила исправить допущенные РѕРїРёСЃРєРё Рё указать РІ постановлениях Рѕ внесении изменений РІ ранее вынесенные постановления РІ качестве предмета исполнения, вместо «задолженности РїРѕ кредитным платежам» – обращения взыскания РЅР° предмет ипотеки РІ счет погашения кредитной задолженности третьего лица, Р° вместо «задолженности» РІ размере 7133,19 СЂСѓР±. – взыскание СЃСѓРјРјС‹ государственной пошлины, уплаченной РїСЂРё подаче РёСЃРєР° РІ СЃСѓРґ, иных требований административным истцом РІ указанном РїРёСЃСЊРјРµ заявлено РЅРµ было (Р».Рґ. 235).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ранее вынесенное постановление судебным приставом ОСП по г. Евпатории УФССП РФ по Республике Крым Терешонок Д.В., внесены исправления в постановление о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ: «внести изменения согласно исполнительного листа, а именно в счет погашения задолженности по кредитному договору №кф от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1064796,72 рублей, обратить взыскание на предмет ипотеки жилой <адрес> в <адрес> <адрес>, принадлежащий на праве собственности ответчику Дегтяревой Л.Ф., путем продажи с публичных торгов по первоначальной цене в размере 3750853,60 рублей». (л.д. 3).
Согласно исполнительного листа, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, предметом взыскания является: обращение взыскания в счет погашения задолженности по кредитному договору №-КФ от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 064 769,72 руб., на предмет ипотеки – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежащей на праве собственности ответчику Дегтяревой Л.Ф.
Доводы заявления о том, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства неверно указана сумма взыскания, что должно повлечь признание незаконным этого постановления, суд находит несостоятельными, поскольку, как указано выше, судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ вынес постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства №, то есть внес исправления в соответствии с предметом взыскания, указанным в исполнительном листе. Такое исправление описок по форме и содержанию соответствует ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а наличие описки в сумме взыскания не может служить основанием для признания постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, в связи с чем в удовлетворении требований о признании постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, следует отказать.
Относительно исковых требований в части признания незаконным не рассмотрения по существу ходатайства о внесении изменений в постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно исполнительному листу, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, предметом взыскания является: взыскание с Дегтярёвой Л.Ф. в пользу Акционерного общества «Севастопольский морской банк» государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в суд в размере 7 133,19 руб.
Поскольку постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, соответствует требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Р° также предмету взыскания, указанного РІ исполнительном листе, Сѓ судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для внесения изменений РІ указанное постановление, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем его действия РїРѕ РЅРµ рассмотрению РїРѕ существу ходатайства Рѕ внесении изменений РІ постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть признаны СЃСѓРґРѕРј незаконными, так как соответствуют требованиям Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как вышеуказанное требование административного истца, так и требование административного истца о признании незаконным и необоснованным внесения в постановления о возбуждении исполнительных производств: №-№ требования об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в пятидневный срок с перечислением денежных средств на указанный судебным приставом-исполнителем расчётный счёт, обязав устранить допущенные нарушения, сводится к несогласию административным истцом в вынесенными постановлениями о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-№ от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и ДД.ММ.ГГГГ №-№.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
РР· представленных документов установлено, что административный истец постановления Рѕ возбуждении исполнительного производства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-в„– Рё ДД.РњРњ.ГГГГ в„–-в„– получила ДД.РњРњ.ГГГГ, С‚.Рµ. СЃСЂРѕРє окончания обжалования истек ДД.РњРњ.ГГГГ.
Так как административный истец при получении ДД.ММ.ГГГГ постановлений о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-№, от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и ДД.ММ.ГГГГ №-№, была не согласна с внесенными в постановления требования о добровольном исполнении, а также не согласна с порядком и формой взыскания, считала, что её права нарушены указанными постановлениями судебного пристава-исполнителя, в порядке статьи 122 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» могла в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании постановлений о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и ДД.ММ.ГГГГ №-№ незаконными и их отмене.
Административный истец не воспользовалась указанным правом в связи с чем исковое требование о признании незаконным и необоснованным внесение в постановления о возбуждении исполнительных производств: №-№ требования об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в пятидневный срок с перечислением денежных средств на указанный судебным приставом-исполнителем расчётный счёт, обязав устранить допущенные нарушения, заявлено административным истцом с пропуском срока на его обжалование, так постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-№, от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №-№ в установленный законом срок не обжалованы и не отменены.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона №229-ФЗ).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Поскольку требование вступившего в законную силу судебного акта Дегтяревой Л.Ф., исполнено не было, судебный пристав-исполнитель обоснованно имеет право взыскать исполнительский сбор. Однако, как установлено при рассмотрении дела судебным приставом в рамках производств не выносились постановления о взыскании исполнительского сбора, поэтому доводы искового заявления Дегтяревой Л.Ф., о нарушении её прав являются несостоятельными по следующим основаниям.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 112 Закона Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства (часть 1). Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств (часть 2).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Согласно разъяснениям, содержащимся РІ постановлении Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства», РїСЂРё применении положений пункта 7 статьи 112 Закона в„–229-ФЗ РѕР± освобождении должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° судам следует исходить РёР· того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (РїСѓРЅРєС‚ 3 статьи 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (РїСѓРЅРєС‚ 75). РџРѕ смыслу части 1 статьи 112 Закона в„– 229-ФЗ исполнительский СЃР±РѕСЂ обладает свойствами административной штрафной санкции, РїСЂРё применении которой РЅР° должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства (РїСѓРЅРєС‚ 78).
При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Остальные исковые требования в части приостановления исполнительного производства до вступления решения по настоящему административному иску в законную силу и обязании ответчика воздержаться от действий, связанных с проведением исполнительных действий до вступления решения по настоящему административному иску в законную силу являются производными от основных исковых требований, которые не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения иска полностью, поскольку из анализа положений статьи 226 КАС РФ следует, что признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными возможно лишь при наличии совокупности условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 4, 5, 12, 13, 14, 39, частью 6 статьи 47, статьями 72, 121, 122, 123 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», частью 2 статьи 44, 175 – 180, 218, 226, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
В удовлетворении административного иска Дегтяревой Людмилы Федоровны к судебному приставу Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России по Республики Крым Терешонок Дмитрию Вадимовичу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России Лепешкиной Татьяне Витальевне, и.о. начальника Отдела судебных приставов по г. Евпатории УФССП России Мороз Валентине Николаевне, Отделу судебных приставов по г. Евпатории УФССП России по Республики Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республики Крым, заинтересованные лица – Акционерное общество «Севастопольский морской банк» и Воронина Виктория Владиславовна, об оспаривании действий и бездействия судебного пристава исполнителя Терешонок Дмитрия Вадимовича, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Рђ.Каменькова