ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года г. Королев МО
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Колпаковой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3274/23 по иску Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы к ФИО1 о понуждении к исполнению требований к внешнему виду фасада здания,
У С Т А Н О В И Л:
Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором с учетом уточнений просит обязать в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу восстановить лакокрасочное покрытие фасадов, в том числе наличников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт нарушения собственниками здания, расположенного по адресу: <адрес>, требований п. 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя лицевого фасада, в том числе наличников оконных проемов.
Указывает на то, что жилой дом по адресу: <адрес>, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № принадлежит на праве собственности ФИО1 В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ собственникам домовладения было направлено требование об устранении выявленных нарушений и установлен срок для исполнения. По истечению предоставленного срока, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ проведено повторное обследование, в рамках которого установлено, что нарушения требований Правил благоустройства не устранены, что явилось основанием для обращения в суд.
Представитель истца в судебное заседание не явился, не возражал против вынесения по делу заочного решения.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Пункт 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
Утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно положениям ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, приведенные в части 2 данной статьи, а также иные вопросы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 указанного выше Федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
В целях установления единых требований к содержанию в чистоте и порядке объектов благоустройства на территории муниципального образования город Тула, в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 г. N 711/пр, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава муниципального образования город Тула, с учетом итогов (рекомендаций) публичных слушаний от 02.11.2017 г. решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 г. N 47/1156 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула.
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Правила благоустройства помимо прочего, устанавливают требования к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (п. 1.2 Правил благоустройства).
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула - управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, которое осуществляет свою деятельность на основании Положения "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 г. N 45/1079.
Управление имеет право требовать, в том числе в письменной форме, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений соблюдения Правил благоустройства, контролировать исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Тульской области, в случае неисполнения выданных требований, в том числе в судебном порядке (подпункт 23 пункта 3.1 указанного выше Положения).
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №
В рамках реализации полномочий, в пределах предоставленной компетенции, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт нарушения собственниками домовладения по адресу: <адрес>, требований п. 8.6.11, 8.6.14 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, выразившийся в наличии шелушения лакокрасочного слоя лицевого фасада, в том числе наличников оконных проемов.
ДД.ММ.ГГГГ собственникам домовладения было направлено требование об устранении выявленных нарушений и установлен срок для исполнения.
По истечению предоставленного срока, сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы 08.06.2023 г. проведено повторное обследование, в рамках которого установлено, что нарушения требований Правил благоустройства не устранены.
В соответствии с подпунктом 2.10.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а если зданием является многоквартирный дом - собственники помещений в многоквартирном доме либо уполномоченные ими организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны обеспечить соблюдение требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, установленных приложением 13 к настоящим Правилам.
Как следует из п. 8.2.51 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны содержать в порядке земельный участок в пределах землеотвода и обеспечивать надлежащее санитарное состояние прилегающей территории, а именно:
- постоянно обеспечивать надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений в соответствии с требованиями п. п. 2.5.2.4, 2.5.7, 2.5.8, 8.1.3, 8.6.14 настоящих Правил, а также прочих сооружений в пределах землеотвода. Своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску.
Пунктом 8.6.11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула установлено, что текущий, капитальный ремонт и окраска фасадов зданий, строений и сооружений, их содержание обеспечиваются самостоятельно либо посредством привлечения специализированных организаций следующими лицами: собственниками зданий, строений и сооружений - в отношении нежилых зданий, строений и сооружений, принадлежащих им на праве собственности (п. 8.6.11.1 Правил).
Пунктом 13.1.3 Приложения N 13 к Правилам благоустройства установлено, что собственники (правообладатели) зданий, строений, сооружений, помещений в них, организации по обслуживанию зданий, строений, сооружений, а также организации, обслуживающие жилищный фонд, обязаны:
а) обеспечивать надлежащее содержание фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб);
б) следить за состоянием всех элементов внешнего благоустройства, расположенных на прилегающих территориях;
в) своевременно принимать меры по ремонту, реставрации и покраске фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и их отдельных конструктивных элементов;
г) поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах и ограждающих конструкциях зданий, строений, сооружений информационные таблички, адресные указатели.
Пункт 8.6.13 Правил благоустройства включает в состав элементов фасадов зданий и сооружений, подлежащих содержанию, следующие элементы:
- входные группы (ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери), входы в подвальные помещения;
- цоколь здания;
- внешние поверхности стен, выступающие элементы фасадов (балконы, лоджии, эркеры, карнизы);
- кровли, включая вентиляционные и дымовые трубы, ограждающие решетки, выходы на кровлю;
- парапетные и оконные ограждения, решетки, металлическая отделка окон, балконов, поясков, выступов цоколя, свесов;
- стекла, рамы, балконные двери.
Пункт 8.6.14 Правил благоустройства устанавливает, что при содержании фасадов зданий и сооружений запрещается:
- наличие повреждений и/или разрушение поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие шелушений окраски, трещин, отслоившейся штукатурки и/или облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций;
- наличие загрязнений на поверхности фасадов зданий и сооружений, цокольной части, оконных и входных конструкций, выступающих элементов фасадов, балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, в том числе наличие грязевых подтеков и/или пятен;
- отделка и окрашивание фасада и его элементов материалами, отличающимися по цвету от установленного для данного здания паспортом колористического решения или Паспортом внешнего вида фасада здания (сооружения);
- частичная окраска фасадов.
Анализируя изложенное и оценивая установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт бесхозяйственного обращения со своим имуществом со стороны ответчика нашел свое подтверждение. Таким образом, ответчиками совершены действия, запрещенные Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании сособственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за счет собственных средств восстановить лакокрасочное покрытие фасадов, в том числе наличников жилого дома.
Согласно ст. 204 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с положениями ст. 204 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Указанный срок для исполнения решения, по мнению суда, является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы к ФИО1 – удовлетворить.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу восстановить лакокрасочное покрытие фасадов, в том числе наличников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, в Московский областной суд, через Королевский городской суд Московской области.
Судья В.Н. Касьянов