РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Геленджик «14» января 2021 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего - судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: Артеменко Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветка Н.В., Ветка Д.В., Ветка Е.Д., к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ветка Н.В., Ветка Д.В., Ветка Е.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д.№б/н, площадью 507 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, в границах кадастрового квартала № с условным номером № согласно приложенной схеме границ земельного участка с расположенным строением, подготовленной 29.12.2020 кадастровым инженером ФИО1, и в выдаче акта ввода в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 17.11.2021 №14.12-6071/21, обязании предоставить в общую долевую собственность бесплатно указанный земельный участок и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию расположенного на нем объекта недвижимости – жилого дома, общей площадью 46 кв.м., назначение – жилое, год завершения строительства - 1970, материал наружных стен – кирпичные.
В обоснование административных исковых требований указано, что административные истцы всей семьей до настоящего времени проживают в указанном доме и пользуются им, содержат его, осуществляют ремонт, заботятся о его сохранности, обрабатывают земельный участок. Более 15 лет административные истцы владеют данным имуществом открыто, ни от кого не скрывают своих права на него, владение осуществляется ими непрерывно и добросовестно, имущество из их владения никогда не выбывало, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных платежей. В течение всего срока владения недвижимым имуществом претензий от администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, других лиц к административным истцам не предъявлялось, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось.
До вселения административных истцов в вышеуказанный жилой дом в нем проживала ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являвшаяся бабушкой Ветки Н.В. Примерно в 1965 году руководство санатория «Голубая бухта», в котором ФИО2 работала более 30 лет, разрешило ей занять земельный участок для строительства дома, где он и был возведен в 1970 году.
В данном доме ФИО2 проживала до своей смерти, претензий к ней никто по факту пользования земельным участком либо жилым домом никто не предъявлял.
Каких-либо документов, подтверждающих право собственности ФИО2, либо других лиц, на жилой дом или земельный участок, на котором расположен дом, у истцов не имеется. Получить указанные документы в архиве администрации муниципального образования город-курорт Геленджик не представилось возможным.
Ветка Н.В. неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с просьбой предоставить им в собственность земельный участок, на котором расположено жилое здание, однако администрация ответила отказом и порекомендовала сначала оформить право собственности на жилое здание.
12.10.2021 административные истцы Ветка Н.В., Ветка Д.В. и Ветка Е.Д. обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением по вопросу предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 507 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в границах кадастрового квартала - № с условным номером - №, согласно приложенной схеме границ земельного участка с расположенным строением, подготовленной 29.12.2020 кадастровым инженером ФИО1, по основаниям, предусмотренным статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Также в заявлении содержалась просьба о выдаче акта ввода в эксплуатацию объекта недвижимости: вид объекта «здание», наименование объекта недвижимости «жилой дом», назначение «жилое», общей площадью 46 кв.м, год завершения строительства «1970», материал наружных стен «кирпичные», расположенное по адресу: <адрес>.
На данное обращение письмом от 17.11.2021 № 14.12-6071/21 за подписью заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик А.А. Грачева был дан отказ в предоставлении заявителям в собственность испрашиваемого земельного участка и в выдаче акта ввода в эксплуатацию расположенного на нем жилого дома.
Административные истцы не согласны с данным решением, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с требованиями в защиту нарушенного права.
В судебное заседание административные истцы и представитель Ветка Н.В. по доверенности Новикова М.С. не явились, в письменном заявлении в адрес суда требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали, просили удовлетворить, дело рассмотреть в своё отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился без уважительных причин, хотя был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодекса административного судопроизводства РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 7 ч.1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
На основании ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как следует из материалов дела административные истцы обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением по вопросу предоставления в общую долевую собственность земельного участка площадью 507 кв.метров по адресу: г.Геленджик, ул.Прохладная, для индивидуального жилищного строительства, в чем им было отказано ответом заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик Грачева А.А. от 17.11.2021 года №14.12-6071/21.
Отказ мотивирован тем, что какие-либо документы, подтверждающие ваше право на предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов не представлены, а также тем, что границы земельного участка площадью 507 кв.метров по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации не установлены.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Однако правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы в отношении каких-либо объектов недвижимого имущества, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка суду и в материалы дела не представлены, в связи с чем, ни одно из установленных вышеуказанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации оснований к рассматриваемому случаю не применим.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 года №П/0321 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Однако какие-либо документы, подтверждающие право административных истцов на предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов не представлены, фактически административные истцы самовольно заняли земельный участок, на котором расположено строение, следовательно, расположенный на данном земельном участке дом является самовольной постройкой.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Границы земельного участка площадью 507 кв.метров по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации не установлены, межевой план земельного участка в материалы дела не представлен, на государственном кадастровом учете испрашиваемые земельный участок и расположенное на нем строение не стоят, доказательств обратного не представлено.
Учитывая изложенное, у администрации муниципального образования город-курорт Геленджик отсутствовали законные основания для предоставления административным истцам испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, при удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение администрации от 17.11.2021 № 14.12-6071/21 об отказе в предоставлении заявителям в собственность испрашиваемого земельного участка и в выдаче акта ввода в эксплуатацию расположенного на нем жилого дома соответствует закону и не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Иные доводы, приведенные административными истцами в качестве обоснования своих требований, при изложенных выше обстоятельствах, правового значения не имеют.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями статей 59-61, 70, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ветка Н.В., Ветка Д.В., Ветка Е.Д., к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.01.2022.