РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 08 апреля 2015 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Дашижаповой О.Б., представителя ответчика Бавуу Е.Л., в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решении суда в законную силу принять меры по включению гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского района в реестр муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» об обязании в течение месяца со дня вступления решении суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна, указывая на то, что во исполнение поручения первого заместителя прокурора республики прокуратурой района проведена проверка исполнения собственниками и организациями, эксплуатирующими гидротехнические сооружения требований законодательства о внесении таких сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений, по результатам чего установлено, что в соответствии с п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Положением статьи 49 Федерального закона предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов. В статье 51 Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. По правилам ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительств. В силу ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - защитная дамба на р.Хожей с.Ак-Дуруг не имеется. Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношениях Республики Тыва от 09.02.2015 года № 74-289 на запрос о предоставлении информации о наличии в реестре государственного имущества Республики Тыва следует, что данное гидротехническое сооружение ранее находилось в ведении Минводхоза и совхоза республики, в связи с экономическим развалом сооружения оказались безхозяйными. Енисейским Бассейновым Водным Управлением проведена инвентаризация гидротехнических сооружений, находящихся на территории республики, после которой выявлены бесхозяйные гидротехнические сооружения, в том числе - защитная дамба на р.Хожей с.Ак-Дуруг. Таким образом, в настоящее время право собственности в установленном законом порядке на защитную дамбу на р.Хожей с.Ак-Дуруг ни за кем не зарегистрировано. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества препятствует обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, в связи с чем представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку в отсутствие подтверждения права собственности данный объект недвижимого имущества - не может быть закреплен на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, или ином вещном праве за субъектом хозяйственной деятельности, не может быть включен в план для финансирования капитального или текущего ремонта, что отрицательно сказывается на его техническом состоянии. В связи с чем, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. В данном случае указанное право должно соотноситься с обязанностью органа местного самоуправления предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В ходе судебного заседания 24 марта 2015 года заместитель прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Ондар М.Ю. предмет исковых требований изменил и просил обязать Администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решении суда в законную силу принять меры по включению гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского района в реестр муниципальной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Дашижапова О.Б. исковое заявление в рамках измененных требований поддержала полностью и в уточнение требований просила срок для принятия мер по включению гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского района в реестр муниципальной собственности установить в течение шести месяцев со дня вступления решении суда в законную силу.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» Бавуу Е.Л. исковые требования признала и пояснила, что шестимесячный срок необходим для проведения работ по установлению территориальных границ, проведения межевания и присвоения кадастрового номера гидротехническому сооружению - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг, поскольку эти данные нужны для включения объекта в реестр муниципальной собственности.
Представители третьих лиц - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, Енисейского бассейнового водного управления (г.Красносряск), а также Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, не явились, были извещены надлежащим образом. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд рассматривает дело по правилам ст.167 ГПК РФ.
Изучив пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Гидротехническое сооружение - защитная дамба расположена в пределах правобережной долины на реке Хожей в селе Ак-Дуруг Чаа-Хольского района Республики Тыва. Длина дамбы Д-1 составляет 1125 метров, вдоль левого берега длина дамбы Д-2 и Д-3 составляет 2116 метров. Введена в эксплуатацию в 1981 году и находилось в ведении Министерства водного хозяйства Республики Тыва. В 1995 году проведена её реконструкция. В связи с экономическим развалом, указанное сооружение оказались безхозяйным. После этого, Енисейским Бассейновым Водным Управлением проведена инвентаризация гидротехнических сооружений, находящихся на территории Республики Тыва. Поскольку техническое состояние дамбы признано аварийным, в 2007 году проектным институтом ОАО «СибНИиПИ землеустройства и мелиорации» был разработан рабочий проект для проведения работ вдоль правого берега реки Хожей, который включен в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на территории Республики Тыва на 2014-2018 годы». 17 апреля 2008 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Тыва была проведена проверка защитной дамбы. На момент проверки состояние защитного сооружения работоспособное, уровень безопасности нормальный. Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 20 июня 2007 года № 297 ЗП-II, защитная дамба внесена в список гидротехнических сооружений, подлежащих внесению в Реестр государственной собственности Республики Тыва. Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26 марта 2010 года №145-р защитная дамба передана в собственность муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», что подтверждается актом приема-передачи от 28 марта 2010 года. Однако, в настоящее время в реестр муниципальной собственности муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» защитная дамба не включена. Право муниципальной собственности на защитную дамбу не зарегистрировано.
Согласно сообщению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 18.03.2015г., дамба на р.Хожей введена в эксплуатацию в 1981 году. Так как техническое состояние дамбы признано аварийным, в 2007 году проектным институтом ОАО «СибНИиПИ землеустройства и мелиорации» был разработан рабочий проект «Защита с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от затопления наледями и паводковыми водами». В соответствии с рабочим проектом планируется провести работы вдоль правого берега р.Хожей (длина дамбы Д-1 – 1125 м), вдоль левого берега (длина дамбы Д-2 и Д-3 – 2116 м). Строительство объекта включено в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод на территории Республики Тыва на 2014-2018 годы» на 2018 год.
Согласно Акту проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 17.04.2008г №ГЗ-007в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Тыва, защитное сооружение с.Ак-Дуруг расположено в пределах правобережной долины р.Хожей, возведено в 1981г., с реконструкцией в 1995г. На момент проверки состояние защитного сооружения работоспособное, уровень безопасности – нормальный. Указано, что собственником ГТС является Республика Тыва (Реестровый номер 518-ГТС, Постановление Законодательной палаты Великого Хурала РТ от 20.06.2007г.), балансодержателя и эксплуатирующей организации нет, из-за чего не разработана инструкция по эксплуатации ГТС, не ведется журнал инструментальных наблюдений за состоянием ГТС, не разработан план ликвидации аварий и ЧС, не осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению безопасности ГТС, предотвращению аварии, не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, не проведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате возможной аварии ГТС, не обеспечено техническое оснащение организации контроля за безопасностью ГТС, отсуствует разрешение на эксплуатацию ГТС.
Согласно Постановлению Законодательной палаты Великого Хурала РТ от 20.06.2007г. №297 ЗП-II «О внесении изменений в постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 20 марта 2002 года №1372 «Об утверждении Реестра государственной собственности Республики Тыва» в список гидротехнических сооружений, подлежащих внесению в Реестр государственной собственности Республики Тыва, внесены защитные сооружения с.Ак-Дуруг от затопления наледями и паводковыми водами с реестровым номером 518-ГТС, расположенные на территории с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна.
Согласно Распоряжению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26.03.2010г. №145-р «О безвозмездной передаче гидротехнических сооружений в муниципальную собственность» в собственность муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» переданы защитное сооружение с.Ак-Дуруг от затопления наледями и паводковыми водами Д-1 на р.Хожей и защитное сооружение с.Ак-Дуруг от затопления наледями и паводковыми водами Д-2 на р.Хожей. Указано, что настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемые гидротехнические сооружения, право собственности муниципальных районов возникает с момента утверждения актов приема-передачи.
В соответствии с актом приема-передачи гидротехнических сооружений в собственность муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», утвержденным и.о. министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва 28.04.2010 года, в соответствии с Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 26.03.2010г. №145-р, Министерство передало, а администрация Чаа-Хольского кожууна приняло гидротехнические сооружения согласно приложению, из собственности Республики Тыва в собственность муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва».
Согласно сообщению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 09.02.2015г. №74-284 гидротехнические сооружения, расположенные в Чаа-Хольском кожууне – защитные сооружения с.Ак-Дуруг от затопления наледями и паводковыми водами, в т.ч. дамбы Д-1 (р.Хожей), Д-2 (р.Хожей) и Д-3 (р.Чаа-Холь), не числятся в Реестре государственного имущества Республики Тыва и не являются государственной собственностью Республики Тыва. По ходатайству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва без правоустанавливающих документов и актов приема-передачи в реестр госимущества РТ были включены бесхозяйные защитные дамбы для дальнейшей их передачи муниципальным образованиям. Факт включения имущества в реестр государственной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. В случае отказа органов местного самоуправления от собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на их территориях, органы местного самоуправления обязаны признать данные ГТС бесхозяйными.
Согласно Уставу муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», муниципальный район является самостоятельным муниципальным образованием и не входит в другие муниципальные образования. Муниципальный района является административно-территориальной единицей Республики Тыва. Общая площадь земель на территории кожууна составляет 29,0 тыс.кв.м. к вопросам местного значения относятся, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В собственности муниципального района может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района.
Из ответа администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва от 27 марта 2015 года следует, что в реестре муниципального имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» недвижимое имущество: гидротехническое сооружение – защитная дамба на р.Кожай в с.Ак-Дуруг не числится.
Согласно реестра муниципального имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей Чаа-Хольского кожууна от 22 декабря 2014 года № 135, гидротехническое сооружение – защитная дамба на р.Хожей в с.Ак-Дуруг не числится.
Согласно реестра жилищного фонда Чаа-Хольского района, утвержденного решением Хурала представителей от 18 июля 2008 года № 28, по состоянию на 18 июля 2008 года, гидротехническое сооружение – защитная дамба на р.Кожай в с.Ак-Дуруг отсутствует.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - защитная дамба на р.Хожей с.Ак-Дуруг не имеется.
В соответствии с п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со ст.49 закона о местном самоуправлении, экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
В соответствии со ст.51 закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, поскольку гидротехническое сооружение – защитная дамба на р.Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского района Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва передано в муниципальную собственность Муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», но до настоящего времени в реестр муниципальной собственности Муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» не включено, исковые требования заместителя прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд соглашается с доводами в исковых требованиях о том, что отсутствие надлежащего оформления прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества препятствует обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, в связи с чем представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку в отсутствие подтверждения права собственности данный объект недвижимого имущества не может быть закреплен на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, или ином вещном праве за субъектом хозяйственной деятельности, не может быть включен в план для финансирования капитального или текущего ремонта, что отрицательно сказывается на его техническом состоянии.
Срок для включения гидротехнического сооружения - защитной дамбы на реке Хожей в с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского района в реестр муниципальной собственности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом мнения представителя ответчика - Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» суду представляется разумным.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной полшины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░ (░-1 ░░ ░░░░ ░░░░░, ░-2 ░░ ░░░░ ░░░░░, ░-3 ░░ ░░░░ ░░░-░░░░) ░ ░.░░-░░░░░ ░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.